Троичность лиц в Боге и данные Божественного Откровения

 

Символ веры призывает христиан верить, т.е. иметь живую уверенность в бытии трех лиц в едином Божестве. Это значит, что Отца, Сына и Святого Духа необходимо признавать не как три свойства, или силы, или явления и действия одного и того же Божества, а как отличающиеся друг от друга три Его лица. Каждое лицо имеет свою особую самостоятельность и свои особые личные свойства, которые выделяют его среди прочих, не позволяя смешиваться с другими лицами.

Может, однако, возникнуть вопрос: приложимо ли понятие числа к Богу и не подчиняется ли таким образом Божество одному из внешних определений, одной из категорий, свойственных человеческому мышлению, а именно категории числа “три”? Св. Василий Великий отвечает на это возражение: “Мы не ведем счет, переходя от одного до множественности путем прибавления, говоря один, два, три, или первый, второй, третий, “ибо Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога ” (Ис. 44:6). Никогда до сего дня не говорили: “второй Бог”, но, поклоняясь Богу от Бога, исповедуя различие ипостасей, без разделения природы на множественность, мы остаемся при единоначалии”[54]. Иными словами, здесь речь идет не о материальном числе, служащем для счета и ни в коей мере не приложимом к области духовной, в которой нет количественного возрастания. В частности, когда это число относится к нераздельно соединенным Божественным ипостасям, совокупность которых («сумма», если выражаться не совсем подходящим языком) всегда равна только единице (3=1), число “три” не является количеством, как это обычно понимают: тройственное число обозначает в Божестве неизреченный Его порядок.

И другой важный вопрос: как правильно понимать ипостась, личность, лицо Пресвятой Троицы. Проводя сравнение человеческой личности с Божественной, св. Иоанн Дамаскин выявляет особенности последней: “Человеческие личности, или иостаси, разъединены и не существуют одна в другой”, тогда как “в Святой Троице, наоборот… Ипостаси находятся одна в другой”. Дело личностей человеческих различно в отличие от лиц Божественных, ибо “Три”, имея одну природу, имеют и одну волю, одну силу, одно действие. Лица “соединяются, не сливаясь, но совокупно друг со другом сопребывая и друг друга проникая (τὴν ὲν ὰλλήλαις περιχώρησιν ὲχουσι) без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один вне другого или не разделяются в сущности согласно Ариеву разделению. Ибо, чтобы сказать кратко, Божество нераздельно в разделенном, подобно тому как в трех солнцах, тесно друг ко другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, – одно и смешение света, и слияние… каждая (ипостась) едина есть с другой не менее, как с самой собою”[55].

Божественное Откровение содержит различного рода указания на троичность лиц в Боге;

В Ветхом Завете вследствие строго монотеистической религии древних евреев, даются прикровенные указания трех видов, которые в свете Нового Завета становятся более ясными.

1. Общие указания на множественность лпц в едином Боге без определения их числа.

Начальные слова бытописателя: “ В начале сотворил Бог (Elohim – множ. форма Б оги) небо и землю ” (Быт. 1:1). Совет Пресвятой Троицы о творении человека: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Перед изгнанием согрешивших прародителей из рая Господь произнес: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Быт. 3:22).

2. Указания на существование в Боге трех лиц, но без их именования и различения.

Некоторые из отцов Церкви видели такое указание в явлении Бога Аврааму в виде трех странников “ И явился ему (Аврааму) Господь (Iehovah) у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой во время зноя дневного. Он (Авраам) возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! (Adonai) Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:1-3). Согласно толкованию блаж. Августина, “Авраам встречает трех, а поклоняется Единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в трех лицах” [56].

Другое указание на Троицу усматривают в песне серафимов, которую слышал пророк Исаия в видении во время призвания его к пророческому служению: “Свят, свят, свят Господь Саваоф” (Ис. 6:3). Это подтверждается контекстом речи, потому что Исаия “услышал голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?” (Ис. 6:8), т.е. Исаия видел и слышал голос одного Бога, тогда как идти он должен был от имени многих. Именно в таком смысле истолковано это Богоявление в Новом Завете. Пророк Исаия говорит, что видел Господа Саваофа – Иегову, а по словам евангелиста Иоанна, Исаия “видел славу Его (Сына Божия) и говорил о Нем” (Ин. 12:41); по свидетельству же апостола Павла, Исаия слышал глас Духа Святого (Деян. 28:25-26), посылавшего его к народу Израильскому.

3. Указания на личность и божество и именование каждого Лица Святой Троицы.

А. Указания на ипостась Сына Божия можно отчетливо видеть в обетованиях и пророчествах о Мессии. “Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс. 2:7). Пророк Давид исповедует: “Сказал Господь (Iehovah) Господу (Adonai) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое” (Пс. 109:1,3). “Помазал Тебя, Боже (ЕIohim), Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (Пс. 44:8).

Б. Указания на бытие Святого Духа как особой ипостаси Божией малочисленны и прикровенны “Дух Божий носился над водою” (Быт. 1:1). Более ясные содержатся в повествованиях о том, что Бог ниспосылал Духа Божия наставлять пророков (Зах. 7:12), так что их слова были Его словами (2Цар. 23:2). Наиболее отчетливо такие указания даются у Исаии в связи с пророчествами о Мессии: “Ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его” (Ис. 48:16); “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…” (Ис. 61:1).

Новозаветные свидетельства о троичности лиц в Боге можно разделить на: а) общие указания на личность всех трех лиц Божества и б) частые указания на личность и самостоятельность каждого лица Божества.

а. Общие указания на личность всех трех лиц Божества.

При крещении Иисуса Христа в Иордане “Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк.3,22; Мк.1,10—11; Мф.3,16—17). Свидетельство самого Иисуса Христа: “Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин. 14:16,26). Главное свидетельство о троичности – заповедь Спасителя о крещении: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф. 28:19). Апостол и евангелист Иоанн передает ясное свидетельство: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино” (1Ин. 5:7).

б. Частные указания на личность и самостоятельность каждого лица Божества.

о Боге Отце как личности было свидетельство самого Иисуса Христа: “Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца” (Ин. 10:15); “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин. 5:17).

О Боге Сыне, т.е. о самом себе, как об отдельной, самостоятельой ипостаси свидетельствовал Иисус Христос в своих высказываниях об Отце (см. тексты выше).

О Боге Духе Святом как отдельном лице, как существе личном, действующем с самосознанием и волей, говорил Иисус Христос, называя Его “другим Утешителем, Духом Святым” (Ин. 14,16,26).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: