Метафоры самовосприятия 19 страница

Кто-то может классифицировать это, как чувство гнева. Как вы узнаете, что вы рассержены чем-то? Я знаю, что в Джини не мало того, на что стоит сердиться, все эти годы она молча страдала, принимая все как есть. Но в тех пределах, где вы в состоянии осознать свою значимость как ребенка, у вас вполне сч право рассердиться. Потому что в тех пределах, где вы можете рассердиться, у вас есть способность иметь все свои чувства. И кроме того вы столь же уникальны, как отпечатки ваших пальцев, никогда не будет никого, похожего на вас, вот поэтому и не следует расставаться ни с одним из ваших чувств. Более того, вы должны уметь и сегодня чествовать боль от трепки многолетней давности и гордиться этим, потому что это показатель того, что вы живы и у вас здоровая нервная система. Было бы стыдно, если бы вы не могли это чувствовать. Видите, как славно все, и сознание,и подсознание сохранили для вас способность чувствовать и быть восприимчивой к столь многим вашим эмоциональным ресурсам, относиться к ним с пониманием.

Вот в основном и весь выполненный в тот день с Джини процесс. Работали мы долго, мне было видно, как идет эмоциональное строительство. Она вновь ощутила чувство гнева, а с ним пришло и ощущение силы, воспоминания о


fnaeu 6. Метафоры самовосприятия                                                   233

приключениях и чудесах детства, и все это смешалось и отразилось на лице интересным образом. Мешанина чувств все еще отражалась на ее лице, когда в конце сеанса она поднялась и пошла к двери мимо компьютера, но не удержалась и заглянула на экран. В отражении на нее смотрело лицо — ее собственное. И можно вообразить себе, что твое лицо совершенно соответственно твоему восприятию всех этих способностей, на которые ты своим рождением приобретаешь права. Она смотрела на мокрые, еще свежие следы слез на сухих щеках отражения, напряженных в знак испытанной ею собственной силы. Лицо было полно мягкости, доброты и сострадания. Как многое, оказывается, можно увидеть всего на одном лице. В нем можно разглядеть и красоту, которой столько любовалась раньше, и искренность эмоций, и покой, и безмятежность дыхания.

Я улыбнулся и сказал, что нечего заглядывать в мой компьютер, потому что у нее есть свой собственный, куда можно и заглядывать, и внести кое-что из того, как она намерена меняться. Она ушла, а через неделю рассказала, что когда добралась домой, в голове было столько всего, что захотелось немедленно засесть и записать все, разложить по полочкам, однако она не смогла даже открыть крышку своего портативного компьютера, потому что с пластмассового корпуса на нее смотрело то же лицо. Она присела и вновь впала в транс.

И в этом трансе почувствовала вдруг такую гордость за себя, чуть ли не благоговение. Такое чувство возникает разве что в церкви. Можно даже отправиться в церковь со своим портативным компьютером, чтобы тут же и занести все свои наблюдения в компьютер, посмотреть на свое отражение в пластиковой крышке и увидеть там безмятежность, ясность и силу, но как вы их определите — по спокойствию дыхания, расправленности плеч, разглажен-ности морщинок, блеску глаз? Тут есть еще даже какая-то несерьезность и смешливость, обычно описываемая улыбкой, играющей в уголках губ. И когда видишь себя такую, получаешь исключительное удовольствие, именно так оно было и с ней.

Она рассказала, что часы на этой неделе проходили за часами, а она все сидела и сидела, уставившись на компьютер, который и включен-то не был. Она садилась и глядела в это лицо, и все остальное растворялось и уходило куда-то вдаль, и она видела себя, видела, что она с кем-то очень для


234                              К. Лэнктон, С. Мэнктон "Волшебные сказк и "

нее важным; такие моменты позволяют внутренне ощутить и безмятежность, и силу, и приключения, и детскую радость, и свою значительность, и даже гнев, вызываемый собственным состраданием. В такие моменты видишь себя. с кем-нибудь. И этот кто-то может быть человеком, с которым тебе очень хорошо, или человеком, с которым ты ссоришься.

Тебе раньше бывало очень тяжело с ним, то теперь ты отделена от него защитной оболочкой транса. Ты можешь видеть себя мысленно или в отражении на экране компьютера, как по телевизору, и ты здесь совсем не такая, как привыкла видеть себя, и в себя такую даже трудно поверить, но это не мешает твоему подсознанию проецировать этот твой образ. А сознанию может стать весьма любопытно, как все это получается, а может сознание предпочтет просто засомневаться, что такое возможно в реальной жизни. Не важно, потому что ты теперь знаешь, что подсознание может и проецирует этот твой образ, и ты видишь себя в ситуациях, с которыми связано столько нервотрепки в прошлом, но сейчас тебе все нипочем, и тебе очень нравится и это, и то, как это по-новому отражает твою сущность.

Когда ты в трансе, так интересно проходит время. Будто смотришь кино или видишь сон, и все это длится в реальном времени лишь секунд 30, за такое время успевает отзво-ниться будильник, а во сне за это время проходит целая жизнь, ты ощущаешь ее живо и во всех деталях. А наблюдаешь за собой новым, вдруг начинаешь замечать,.как постепенно меняется фон происходящего, заменяясь в конце концов на новый.

Кто знает, что заставляет фон твоего воображения меняться на новый. Кто знает, что заставляет меняться сон, но он меняется. Она видела себя совсем другой, и это ей нравилось, она видела, как она сердится на своего мужа, гнев этот долго в ней сдерживался, но теперь настало время показать его, заявить о нем. И у нее это здорово получается. Ей уютно и спокойно в трансе, она смотрится в компьютер, видит там себя со своими новыми возможностями, которые очень хорошо проглядываются в ее чертах и движениях, она видит, как разговаривает с ним. И чем раздражающе он себя ведет, тем больше она убеждается, насколько по-новому она теперь способна реагировать на этого типа, с которым промучилась столько лет. Теперь она уже не та, и его критика отскакивает от нее, как от каменной стены. Тут вепо-


гпава 6- Метафоры самовосприятия ___________________________ 235

минается ситуация в самолете, когда на милую, застенчивую стюардессу обрушивается какой-то тип с требования-ми какой-то своей особой еды. Он ведет себя так вызывающе. У нее все права рассердиться по-настоящему. В конце концов, работа есть работа, но всему же есть предел. Но она справляется с ситуацией совсем неожиданно. Она подходит к крикуну, берет его за руку, нежно ее ласкает, и глядя ему прямо в глаза и добродушно улыбаясь, говорит самым мягким и убеждающим голоском, который можно только представить: «Да не волнуйтесь вы так, милый вы мой, мы обязательно что-нибудь придумаем». Он так и растаял. У него и мысли не было продолжать вопить после этого. Это подсознание выбирает, как отреагировать — излить на кого-то весь свой гнев или попытаться понять и прочувствовать нужды другого, подойти к ним с состраданием. И что только не приходит в голову за мгновение транса — за 30 секунд, которые кажутся бесконечными и могут продолжаться также в ночном сне. А Джини говорит, хорошо, что компьютер у нее такой маленький и его можно носить с собой,— разве подгадаешь, когда потребуется занести в него что-то особенно важное, даже и не включая его.

5. Цель самовосприятия (с использованием ЦСВ и сценариев): Ассоциируйте удовольствие, агрессию и контроль со стадией ухаживания, с независимостью от семьи своих родителей и с исчезновением симптомов.

24

Метафора Мне было интересно, сможет ли она описать свое лицо. Я потратил немало времени, прося ее описать визуальный облик ее тела, начав с лица или с ног. И каждый раз она начинала со своих недавно созревших, наконец, грудей. Я так полагаю — то, что она стала женщиной, превратилось у нее чуть ли не в пунктик. Проблема заключалась в ее незнании, как научиться соответствовать собственным ожиданиям. Поэтому я и попросил ее представить себя поочередно в каждой комнате ее дома. Я напомнил ей о той радости, которую она здесь испытала. Сознание на самом деле и не знает, как это начинается, а чтобы оценить, это ему и вовсе ни к чему. Я помог ей распознать тепло, улыбку

24 Характер был показан ранее в протоколе изменения семейной структуры, запись происходящего можно найти в разделе об изменении структуры семьи, стр. 209.


236


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


на губах, шутку. Бывает такая радость, которая приходит вслед за слезами. Возможно это биологическое облегчение — пазухи начинают функционировать лучше, избавившись от давления слез. И дышать становится легче.

Вот я и попросил ее описать себя смеющейся. Веселое занятие — описать себя смеющимся. Большинству людей не известно, как звучит их голос на магнитофоне*и мне не очень-то верится, что вы знаете, как выглядите, когда смеетесь. Губы движутся сразу в четырех направлениях. Сначала нижняя губа начинает улыбаться как дитя, верхняя губа начинает улыбаться как женщина, обратная сторона губ, контролируемая щечными мышцами, говорит: «Не сейчас»,— и тянет губу книзу, а четвертое движение — это небольшое выпячивание, создаваемое кроветоком. По этим четырем направлениям как раз и растягиваются губы.

Я описал ей уникальность каждой черточки лица и попросил ее представить свое лицо. Если она так здорово представляет свои груди, отчего бы ей не суметь представить свое лицо/Может лицо даже более интересно. Начать нужно с позы, стоит она прямо, голову держит высоко, дыхание спокойное, на щеках небольшой румянец, ощуще-лие приятное, можно представить себя перед зеркалом где-нибудь в доджо боевых искусств, движения осознаны, понимаешь, что означает ощущать самоконтроль и агрессию — это все просто. Следующим этапом будет сделать свое изображение неподвижным, как напоминание о тех чувствах, которые могут у тебя быть при разворачивании сценария взаимодействия с другими людьми, которых ей нужно связать с этими чувствами.

Первое, что я попросил ее сделать — это осмотреть ее новый дом со снятыми дверными замками, зайти в каждую комнату дома, заметить, как тебе улыбается в каждой из них, с какой агрессией ты в них входишь и что бы ты при этом себе сказала.

Описание самой себя, идущей по комнатам дома, ощущение приятных, добрых чувств в трансе, когда удобно сидишь в кресле, стали для нее простым послегипнотиче-ским предложением, которому она последует позже, в одном нужно быть точно уверенной, что стоя мысленно в комнате, скажешь: «Эй, а я знаю, как чувствовать хорошее, стоя здесь. Я думаю, что и прошлое можно почувствовать здесь хорошим». Потом нужно войти в другую комнату, в холл. А как ты видишь себя в ванной? А под душем? Можно выделить еще комнату для метаморфоз.


Глава'6. Метафоры самовосприятия


237


«Единственное, почему ты так озабочена размером своих грудей,— это твое волнение по поводу ухаживаний»,— сказал я ей, тогда я мог говорить ей все прямо. К тому времени она была моей клиенткой уже несколько месяцев, она уже поснимала замки со своих дверей, поэтому вполне могла бы воспользоваться своей способностью сфантазировать себе чувства контроля и радости по поводу своего полового поведения.

Например, видишь ли ты себя рядом с кем-то, как ты приближаешься к нему все ближе и ближе? Я попросил ее подумать, чтобы она сказала себе, громко, вслух, ощущая чувства той себя, увиденной в воображении, видя себя. Ясно было, что она не собирается действовать по моделям, которым ее научили родители, самое время для нее разработать собственную манеру поведения.

Более всего она удивилась, когда я предложил, чтобы в воображении она.сохранила радость, ощущение ухаживания и добавила бы агрессивности. Всем известно, что сексуальность — это комбинация агрессии и удовольствия. Так что сознание может заняться агрессией, пока подсознание ищет удовольствия. Большинство считает более подходящим, когда удовольствия ищет сознание, а подсознание справляется с агрессией. Можно, конечно, поудивляться, сможет ли сознание не обращать внимания на удовольствие, и позволительно ли подсознанию заниматься агрессией, но если подсознание не занято по крайней мере хотя бы агрессией, тогда сознание отдается удовольствию в одиночку. А если так, тогда ты должен позволить своему сознанию развлечь себя тем, чем занято твое подсознание., Поэтому я настоял на том, чтобы она еще какое-то время провела в трансе, придумав себе другой сценарий, где она одна с ощущением радости, с чувством контроля, спросил, как она все это ощущает, на что сначала обращает внимание. Замечает ли ее сознание радость, а подсознание при этом работает автоматически — или спрашивать такое — это уж чересчур для нее? Может быть, стоит оставить отвечать за контроль сознание и пусть подсознание порадуется. Все дело в том, что в ней стала пробуждаться женщина, и я хотел научить ее, как можно воспользоваться своим человеческим механизмом, чтобы разработать внутренние знания, в особенности, как получить удовольствие от независимости, удовольствие взрослости. Я сказал ей, что вполне нормально держаться детских грез пока не распро-


238


К. Лэнктон, С. Лэнктоп "Волшебные сказки"


щаешься с ними, поняла все это она гораздо лучше, когда сама составила для себя собственный визуальный сценарий о том, как она поведет себя, сохраняя в себе эти чувства без изменений. Это научило ее даже как вести себя с детьми. До-того она и не задумывалась, а как она будет смотреться с детьми, ощущая при этом доброту, самоконтроль и агрессию.

Мне она сказал, что опять подумала о дверных замках, когда представила себе эту картину, но это она дурачилась.

6. Цель самовосприятия (с использованием ЦСВ и сценариев): Постройте самовосприятие и отрепетируйте сценарии по отходу, диссоциации от матери с уверенностью, мужеством и решительностью.

25

Метафора

Глядя из окна туристического автобуса на европейскую глубинку, Джоан думала: «И кто бы мог подумать, что я окажусь в Европе, да еще еду на экскурсию в замок древних времен». Автобус подрулил ко входу старинного замка. Группа вышла из автобуса, и гид принялся объяснять историческое значение разнообразных отметин на внешней стене грандиозного сооружения. Он показал на мох, зелень которого придавала замку характерный оттенок. Вошли внутрь, и группа потянулась за гидом из одного зала в другой.

Джоан увидела боевые щиты и мечи, которые, вероятно, были свидетелями яростных сражений. Некоторые были погнутыми и тусклыми. А вот и доспехи. Джоан показалось, что на нее смотрит сквозь щели забрала рыцарь, который вот-вот задвигается, на мгновение у нее перехватило дыхание, но на нее смотрели черные полости шлема, в которых не было и следа жизни.

Реликвии древних времен украшали огромный зал, где остановилась группа. Джоан разглядывала остатки древней культуры, а голос экскурсовода вещал под сводами замка: «Реликвии очаровывают и переносят нас в прошлое, рассказывая, какой была жизнь в те времена». Голос экскурсовода плыл, смешиваясь с голосами туристов, растворяясь в просторах огромного зала...

Джоан очнулась — никого вокруг не было, когда ушла группа, она не заметила, и куда теперь идти, она не знала.

25 Метафору предоставила Кэрол Кершоу.


Главе 6- Метафоры самовосприятия ___________________________ 239

По сторонам зала было несколько дверей, она выбрала наугад одну и пошла по таинственным коридорам вдоль ниш и альковов старинного замка.

Отправляясь по неизведанному пути, никогда не знаешь, чем это кончится. Порой, то, что кажется обходом, на самом деле оказывается кратчайшим путем к чему-то важному и значительному. Джоан охватила тревога, что она потерялась. Но вместе с тем, это сырое, заплесневелое место заинтриговало ее. Она ощущала какое-то странное, необъяснимое чувство давнего знакомства с замком. Но нужно было найти группу. Однако избранный ею путь вел все дальше и дальше, куда-то в самые глубины замка.

Джоан заглянула в дверь, ведущую в большую комнату. Когда глаза немного свыклись с сумраком помещения, она поняла, что попала в старинную библиотеку. Она пошла вдоль бесконечных полок с книгами, разглядывая заглавия; здесь были Сократ и Платон, трактат Аристотеля о том, как за прекрасным иногда скрывается уродство; книга «Когда вам за сорок, а за окном восьмидесятые». А эта что тут делает?

На одной из стен библиотеки висело богато украшенное зеркало, привлекшее внимание Джоан. Она подошла к нему, остановилась и стала пристально вглядываться в свое отражение. На мгновение ей стало жутко. Когда смотришь на свое отражение в зеркале, порой перестаешь терять восприятие, где ты сама, а где отражение, кто на кого смотрит, ты на отражение или отражение на тебя.

Но как бы там ни было, сначала происходит что-то необъяснимое. Видение в зеркале стало меняться, отражение поплыло и на какое-то мгновение растаяло, а потом возникло вновь необычайно ясным и отчетливым, улыбнулось и проговорило: «В тебе может вновь появиться уверенность в себе и мужество, надо только вздохнуть поглубже, и тогда расправятся твои плечи, дыхание станет легким и свободным, веселые морщинки у глаз напомнят о твоем чувстве юмора, ты почувствуешь, как улыбка согреет все твое существо, ты почувствуешь растущий в тебе дух добиться своего, достичь своей цели».

Джоан как зачарованная стояла у зеркала, видение вновь стало меняться. Черты лица, отраженного зеркалом, стали отчетливее, в глазах появился блеск, в сознании Джоан промелькнуло, что это она сама, только из будущего, старше и мудрее.


240


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


Видение вновь заговорило: «Бывают мгновения, которые нужно запомнить. Мгновения, отмечающие твои самые сокровенные мысли. Оглядываясь назад в мое прошлое, являющееся твоим будущим, мне виден каждый шаг того пути, который ведет тебя в настоящем к уверенности в себе, к способности поверить в себя». С этими словами видение распалось на несколько образов. И все же это была она сама, она была центром этого хоровода образов, каждый из которых был тоже ею, повторяя ее облик, жесты, позы, манеры.

Она была с друзьями.

Она видела себя, она видела эти образы, чьи странные и такие желанные черты поначалу так её напугали.

Она увидела себя со своей мамой, с такой, какая она есть на самом деле. И опять с мамой, с такой, какой она хотела ее видеть. И снова с мамой, как всегда несносной, навязчивой, нежеланной. Она смотрела на эту другую себя — та Джоан была смелой, уверенной в себе, раньше она никогда не замечала этого в себе. Однако сознание так устроено, что реагирует только на то, чем на самом деле обладает подсознание, что оно отобрало и припрятало для тебя до поры до времени.

До нее донеслось: «Ты можешь быть самой собой, не боясь этого. Тебе самой известно лучше, чем кому бы то ни было, что для тебя главное. Так вслушайся же в мудрость, заключенную в тебе... Ты в силах изменить свои мысли, и этим можешь изменить свой мир. Так слушай же голос того, что ты знаешь, а не того, чего ты боишься. Ведь страх,— видение улыбнулось Джоан,— это всего лишь чувство, а у любого чувства всегда есть начало, середина и конец. Так нечего и бояться».

Джоан была напугана этим видением, потому что знала, что слушает саму себя. Видение задрожало и растаяло, оставив в памяти уверенный взгляд этих добрых, улыбающихся глаз. За спиной послышались шаги. Джоан обернулась и "увидела старушку, представившуюся хранительницей замка. Женщина пригласила Джоан последовать за ней, она покажет, где ее группа. Что-то неуловимо знакомое почудилось Джоан в облике этой женщины, но времени разглядывать ее у Джоан не было. Они прошли по целой анфиладе комнат, лабиринту поворотов и остановились. Старушка сказала: «Вот за той большой деревянной дверью, что на противоположной стороне, находится ваша группа. Но вам, вероятно, известно, что вы одна из нас, вы


Глава 6- Метафоры самовосприятия


241


принадлежите этому времени и можете остаться. Когда я больше не смогу быть хранительницей замка, вы займете мое место». Джоан ни на мгновение не задумываясь сказала: «Нет, я должна вернуться в свое время, в свой мир, чтобы сделать мое будущее — настоящее приятным и удобным». С этими словами Джоан повернулась и распахнула огромную дверь. Группа обрадовалась ей, посыпались вопросы, где это она была. Она лишь промолвила: «Ходила в прошлое, чтобы будущее стало настоящим».

7. Цель самовосприятия (с использованием ЦСВ и сценариев): В заключительной части сеанса закрепите предыдущее и откройте дорогу пациентке к продолжительному росту, особо останавливаясь на предшествующих трудных взаимоотношениях с человеком, который, по ее мнению, имел перед ней преимущества.

Метафора У вашего подсознания есть столько всего, о чем оно могло бы поведать вам. Проблема не в том, чтобы... ну, это все равно, как если захотеть почитать книгу, пойти в библиотеку и про себя подумать: «Черт побери, а ведь сколько книг я мог бы прочесть». Просто вы не знаете с чего начать: с фантастики, романтической литературы, исторической, а может заняться наукой или каким-нибудь легким чтивом, например, любовными похождениями. А может почитать что-нибудь серьезное. Вы заходите в библиотеку — книг тут навалом, и жизни не хватит, чтобы все это прочесть. Подсознание — все равно, что библиотека. В нём накоплены все ваши знания. Знания в вашем теле, о руке, о ее способности подниматься с колен без участия сознания. Именно в нем заложено ваше умение создавать новое, здесь все прочитанные вами книги по искусству и живописи, конструированию и изобретениям; здесь находится знание о том, как создать из ничего новое, здесь знания об алхимии, о том, как сложить 1+1 и получить при этом 4 — совсеминая математика!

Когда Фран тихонечко вошла в библиотеку, она как-то особенно и не задумывалась, как будет подниматься с одного этажа на другой. Входишь, тут тебе эскалатор, он и поднимает тебя наверх. Думаю, что это все-таки эскалатор, хотя, очень может быть, что и лестница, честно говоря, я

26 Метафору предоставил Джордж Глэйзер.


242


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки'


не очень-то помню, лестница там или эскалатор. Может и то, и другое вместе. Что мне известно точно — войдя внутрь, она заметила, скажем, путь наверх, поднявшись по ступенькам, на верхней площадке она повернулась и посмотрела вниз. Снизу такого не увидать, а здесь совсем другой простор и ширь, в окна видно небо, фонари на улице, виден весь первый уровень и ведущие наверх ступеньки, и люди. Забавно, наверное, подумала она, представить себе, что сидишь где-нибудь вон там, на этих круглых скамейках и мило беседуешь с кем-нибудь, думая про себя: «Я вот тут беседую»,— а на самом деле стоишь на верхотуре и разгля^ дываешь всех этих людей, которым ты видна и внизу, и наверху. Вот она я наверху,— она делает изящный поворот,— ну да, это Скарлет О Хара, это она наверху на лестнице поворачивается, смотрит вниз и видит себя сидящей на стуле и беседующей с кем-то.

Она далеко-далеко внизу и говорит с кем-то совсем не как обычно. А когда видишь себя уютно беседующей с кем-то делеко-далеко внизу, начинаешь подмечать в себе нечто новое. Ясно видишь, даже несмотря на расстояние, во всех деталях отмечаешь каждую черточку своего тела, двигающегося внизу, на нижнем уровне. Можно отметить и слова, которыми пользуешься, и то, как ты держишься, и какое у тебя выражение, и как двигаются руки и ноги, и тон голоса, и смысл твоих слов.

Фран стояла, разглядывая себя в 50 футах внизу, мило беседующей с кем-то очень для себя важным, и в голове у нее появились кое-какие интересные мысли, возможно, они и вам покажутся интересными. Она смотрела на себя внизу и заметила, что уровень того, что ей хорошо, а ей на удивление и в самом деле хорошо, совсем не зависит от действий ее собеседника. Свет лился из окна, лаская ей лицо, ей было приятно и она еще глубже ушла в свои грезы, будто в гипнотический сон, видя себя далеко внизу и этого мужчину. Что он будет делать, как поведет себя? Он может быть добрым другом. Он может быть грустным и расстроенным. Он может быть нежным и романтичным. Он может быть каким угодно — и умоляющим, и холодным, как лед. Вы, вероятно, заметили, как заметила и Фран, что можно увидеть, как тебе хорошо и все такое вне зависимости от действий того человека, с кем ты в данный момент.

Вот Фран и стояла наверху на лестничной площадке, с интересом наблюдая за сменой репертуара поведений сво-


Глава 0- Метафоры самовосприятия


243


его приятеля, старающегося заставить ее отреагировать, ответить на его действия там, далеко-далеко внизу. Она стояла, словно зачарованная, ее рука сама собой стала приближаться к лицу, и чем ближе она приближалась, тем больше на лице ощущалось покалывание, будто мороз бежит по коже, но вместе в тем это приятно, подсознательно тебе хочется этого еще, а сознание не обращает на это внимания. Можно с любопытством отметить, как это покалывание визуально отражается на лице, символизируя приятные ощущения, смягчая напряжение лицевых мышц, успокаивая дыхание, порождая ощущение своей вневременное™ и внепространственности.

И сейчас Фран видит себя на нижнем этаже и ей совсем не плохо наблюдать за своим парнем, чувствуя при этом, что она теперь знает, как быть самой собой. Она знает это по тому, как поднимается и опускается ее грудь, по спокойному и искреннему выражению своего лица, по ровному голосу, по приятному чувству где-то в спине, по легкости в руках, в ногах, в разговоре. Ей видна была улыбка на своем лице — и это совсем не зависело от того, что говорил или делал ее собеседник. Она стояла наверху на лестничной площадке, замерев, застыв и наблюдая за происходящим внизу, сознавая, что теперь она знает, что означает по-настоящему уютно себя чувствовать, поражаясь при этом, что же это такое происходит внутри, что возможно так легко заметить снаружи, если только взять на себя труд взглянуть на себя повнимательней и попристальней.

Свет ласкал ее, а она все смотрела на себя там внизу. Порой чувства могут быть столь же теплыми, как, вероятно, то, что испытывала Франк, глядя на себя, мило беседующую и такую искреннюю с этим мужчиной, со своим приятелем. И испытывая это тепло чувств, можно заметить в себе способность услышать далекий разговор, приблизить его к себе. (Долгая пауза). И все же Фран, сознавая в конце концов страстное желание по-новому соединиться с самой собой, решает весьма грациозно, и я бы сказал, чувственно спуститься по ступенькам, ощутить упругость ступеней ногами. Она все еще видит Фран, сидящую на стуле и беседующую со своим приятелем, видно, что ей очень хорошо, комфортно. И каждая кудряшка на месте, и с выпуклостями все как надо. А она прошла, наверное, уже половину пути, прошла так грациозно, женственно, столько в ней драматизма, сколько чувственности. И она сознает свое тело,


244


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


спускаясь По лестнице, отмечая то, каким она хотела бы его видеть.

Спустившись еще немного она вдруг поняла о себе, о той другой себе, о своем приятеле нечто такое, чего раньше никогда не замечала.

И вот она уже внизу, миновала последнюю ступеньку, идет к тем, за кем наблюдала сверху. Затем фран очень мило и вместе с тем решительно и совершенно недвусмысленно показывает своему воображаемому «Я», что хочет занять его место и самой немного потренироваться. Она чувствует, как пылают ее щеки, но она готовится попробовать нечто новое, к чему стремилась, репетируя все в воображении, стоя наверху, на лестничной площадке. Она чувствует, как учащается ее пульс, как растет возбуждение от сознания, что она сейчас узнает что-то нужное и полезное. А как внешне выглядит такое возбуждение, вам, вероятно, очень хорошо известно.

Она глубоко вздыхает и говорит Фран, что сейчас займет ее место; она садится и смотрит своему приятелю прямо в глаза — интересно, что означает смотреть в глаза, значит ли это видеть какую-то часть глаза, уставиться на какой-то один глаз? — и начинает говорить ему все, что хотелось высказать ему. Что значит высказать, высказаться? Значит ли это, показать посредством слов, речи всю свою силу и весь комфорт, которые сейчас есть в тебе? Ей казалось, что сейчас нет ничего, с чем бы она не справилась, она чувствовала, что может сейчас все — а разве это плохо? Она чувствовала свои руки, лицо, грудь, живот. Она осознавала свое тело, и ей это было приятно; комфортно было ощущать силу и уверенность своего тела, силу, которую теперь нельзя не принимать во внимание.

И можете себе представить выражение его глаз, в них промелькнула неуверенность, смущение: а так ли он воспринимает человека, с которым говорит? А Фран позволила воображаемой себе подняться по лестнице и занять на верхней площадке свое место. Совсем неплохо поделиться друг с другом наблюдениями, став при этом ближе, протянув друг другу руку помощи и сейчас, и вообще. Ведь каждому нужен очень близкий друг. И затем другая Фран спустилась с лестницы и нежно взяла настоящую Фран за руку и сказала: «Фран, мне нужно на работу. Я хочу, чтобы ты пошла со мной». И «они» распрощались со своим приятелем.


Глава 6. Метафоры самовосприятия ____________________________ 245

Можно очень глубоко уйти в себя, переживая при этом череду самых разнообразных событий, но внешне это никому незаметно. И то, что она так долго стоит на верхней площадке — вообще не привлекло ничье внимание. Ведь главное-то происходило не снаружи, а внутри, вне времени и пространства. А сейчас можно оглянуться по сторонам и начать сознавать, что настала пора открыть для себя и другие образы. Внимание трудно будет сдержать на чем-то одном, оно будет захвачено вихрем мыслей и образов, водоворотом чувств — это подсознание наделило тебя возможностью взглянуть на саму себя изнутри по-новому, научило, дало ответы на твои вопросы.































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow