Третья стадия (4—8 мес.)

Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».

Четвёртая стадия (8—12 мес.)

Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое — целевое — действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий.

Пятая стадия (12—18 мес.)

Ребёнок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребёнку действий-средств и действий-целей, но и новые действия-средства.

Шестая стадия (после 18 мес.)

В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, — внутренним экспериментированием.

 

Период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет)

Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

ТЕСТЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ»

1. Предмет, задачи и исходные методологические основыистории коррекционной педагогики (олигофренопедагогики)

1. История олигофренопедагогики – это:

1) составляющая коррекционной педагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики  специального  образования  лиц        с   особенностями психофизического развития;

2) составляющая тифлопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с нарушениями зрения;

3) составляющая олигофренопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);

4) составляющая педагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики образования лиц с трудностями в обучении.

 

Правильный ответ – 3

История     олигофренопедагогики        составляющая олигофренопедагогики, предметом которой   является история возникновения   и   развития теории   и   практики   специального образования   лиц   с   интеллектуальной   недостаточностью (умственной отсталостью).

 

2. В изучении вопросов истории специального образования в Беларуси значительный вклад внес:

1) В.П. Кащенко;

2) В.А. Шинкаренко; 3) Л.С. Выготский; 4) И.М. Бобла.

 

Правильный ответ – 4

В изучении вопросов развития специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, как и других категорий детей с особенностями психофизического развития, в Беларуси наибольший вклад внес Иван Матвеевич Бобла. Его диссертация «Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей в Белоруссии» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук является первым   научным исследованием,     системно раскрывающим историю белорусской коррекционной педагогики.

 

3. Автор фундаментального исследования «Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания с древних времен до середины XX века»:

1) А.И. Дьячков; 2) Х.С. Замский; 3) Е.К. Грачева; 4) И.М. Бобла.

Правильный ответ – 2

Автор фундаментального исследования «Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания с древних времен до середины XX века: Приложение: Дневник Е.К. Грачевой» Хананий Самсонович Замский. В учебном пособии наиболее полно раскрыта история изучения, воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с древности до середины XX века.

 

4. Н.Н. Малофеев выделил … этапов в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии:

1) три; 2) пять;

3) четыре; 4) шесть.

 

Правильный ответ – 2

Николай Николаевич Малофеев, исследовав эволюцию отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выделил пять периодов эволюции.

Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Сопоставив выделенные периоды в Западной Европе и России, Н.Н. Малофеев показал, что в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в конце XX в. Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции (таблица).

Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимостизаботитьсяо людяхс отклонениями вразвитии.

Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы частиизних.

Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения,умственноотсталых.

Четвертый период – от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.

Пятыйпериодэволюции– отизоляциикинтеграции.

 

Таблица–Хронологическиесрокипрохожденияпериодовэволюцииотношения общества и государстваклипамсотклонениямивразвитиивЗападнойЕвропеивРоссии

 

  Период   Западная Европа   Россия
 

 

 

 

 

I   IX – VIII вв. до н.э. – начало XII в.   996 – 1715
II   XII в. – конец XVIII в.   1706 – 1806

III

  конец XVIII в. – начало XX в.   1806 – 1927

 

 

IV

  начало XX в. – 70-е гг. XX в.   1927 – 1991

 

 

     V                       70-е гг. –?                           1991 –?        
           
           

 

5. Для какого этапа эволюции (по периодизации Н.Н. Малофеева) характерно отношение к людям с отклонениями в развитии – «от изоляции к интеграции»:

1) 5 этапа; 2) 4 этапа; 3) 3 этапа; 4) 2 этапа.

Правильный ответ – 1

По периодизации Николая Николаевича Малофеева пятый период эволюции – от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой философии           общества. Период характеризуется в западноевропейских   странах перестройкой   в     80 –     90-е   гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов      в общеобразовательных           школах,      перестройкой взаимоотношений массового и специального образования. Россия же в 1991 г. была только на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.

 

6. Чешский педагог, который впервые с педагогической точки           зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения:

1) М. Монтессори; 2) Я.А. Коменский;

3) Л.С. Выготский; 4) Ф. Пинель.

Правильный ответ – 2

Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической     точки    зрения    рассмотрел     взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.

«Можно ли приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека» (Я.А. Коменский).

7. Отношение    общества к   людям   с    особенностями психофизического развития (ОПФР) сложилось в   форме социальных «полок» или «ниш». Выделите их:

1) «Больной человек»; 2) «Недочеловек»;

3) «Угроза обществу»; 4) «Объект жалости»;

5) «Объект обременительной благотворительности»; 6) «Объект правовой защиты»;

7) «Развитие»;

8) «Объект изменения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: