Пятый период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характеризуется рождением новой терминологии в изменившимся культурном контексте. В это время отказываются от термина «аномальные дети» как сегрегационного, указывающего на неполноценность. Рождаются новые термины: «дети с особыми нуждами», «дети с проблемами», свидетельствующие о наличии каких-то проблем у полноценного члена общества. Терминология, использовавшаяся профессионалами с XIX века (идиот, имбецил, дебил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик и др.) в этот период признается некорректной по причине ее употребления в уничижительно-оценочном смысле в речи «нормальных» людей.
73. В Республике Беларусь развитие специального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью, как и других категорий лиц с ОПФР, было стимулировано принятием (2004):
1) Кодекса об образовании;
2) Закона «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»;
|
|
3) Конституции Республики Беларусь;
4) Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Правильный ответ – 2
Развитие специального образования лиц с ОПФР было стимулировано принятием Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004).
74. В 1994 году в этом городе проходила Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями:
1) Париж;
2) Стокгольм; 3) Саламанка; 4) Хельсинки.
Правильный ответ – 3
7-10 июня 1994 года в Саламанке (Испания) проходила Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В работе конференции участвовали делегаты из 92 правительств и 25 международных организаций. Саламанкская декларация сформулировала требования нового времени к педагогике, которая должна перестроиться в соответствии с изменениями, происходящими в культуре и сознании людей: «… школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности» (Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, 1994. – с. 6-7).
75. Данный подход означает, что вся педагогическая деятельность служит тому, чтобы ребенок с нарушениями в развитии, несмотря на имеющиеся у него ограничения, чувствовал себя в своем жизненном пространстве комфортно:
1) экологический подход; 2) экономический подход; 3) краевой подход;
|
|
4) идеологический подход.
Правильный ответ – 1
Экологический подход означает, что вся педагогическая деятельность служит тому, чтобы ребенок с нарушениями в развитии, несмотря на имеющиеся у него ограничения, чувствовал себя в своем жизненном пространстве комфортно. Как и в биологии, где у того или иного живого существа имеется своя «биологическая ниша», так и у человека должна быть своя, комфортная для него, «жизненная ниша» (О. Шпек, 2003).