Правильный ответ – 1, 3

Врачебно-педагогическая деятельность в развитии теории и практики воспитания и обучения слабоумных представлена в работах Э. Сегена и И. Гуггенбюля.

Французский врач-педагог Эдуард Сеген (1812–1880) считал, что недостатки ума обусловлены отсутствием воли. Э. Сеген писал: «типический идиот представляет собой существо, которое ничего не знает, ничего не может, ничего не желает». И далее: «Физически – он не может, умственно – он не знает, психически – он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он, прежде всего, не хочет».

Э. Сеген дает описание отсталого ребенка. У Сегена идиоты находятся во власти инстинктов. Имбецилы те, которые приобретают умственные расстройства с 8–15 лет под влиянием онанизма, умственного утомления, травм.

Иоганн Якоб Гуггенбюль (1816-1863) – швейцарский врач-педагог. В 1841 году Гуггенбюль открыл в Швейцарии на склоне горы Абендберг школу-приют для слабоумных (Абендбергский приют). Здесь были отделения         для   различных категорий детей с ограниченными возможностями. Было     создано      отделение и   для нормальных детей. Образцовый порядок в Абендбергском приюте и успехи в развитии его воспитанников в первые годы его существования, сделали это учреждение и самого Гуггенбюля популярными. В частности, о впечатляющих результатах метода Гуггенбюля писал, хотя и не без иронии,ЧарльзДиккенсвочерке1853г.«Идиоты».

 

39. Автор книги «Трактат о вырождениях» (1857 год): 1) Э.Сеген; 2) Б. Морель; 3) Т. Симон; 4) Э. Сеген.

Правильный ответ – 2

Особое направление во взглядах на этиологию слабоумия создал австрийский психиатр Бенедикт Морель (1809-1972).Он положил начало учению о дегенерациях – вырождении. Б. Морель видел этиологию слабоумия только в наследственных факторах. Все другие факторы, обусловливающие слабоумие, игнорировались. Умственную отсталость он рассматривал     как определенную ступень прогрессирующего вырождения, присущую четвертому поколению вырождающейся семьи. Вырождение, по Б. Морелю, – скопление вредных влияний в течение ряда поколений. Они наращиваются. В четвертом поколении – идиотия. Причины вырождения – сифилис, алкоголь, туберкулез и пр. Дегенеративные признаки внешне видны: неправильность носа, губ, глаз и пр. Он называл их стигмами.

Дегенераты – все умственно ненормальные лица. В 1857 году вышел «Трактат о вырождениях».

40.    Анатомо-морфологическое   и    этиологическое направления в изучении слабоумия связаны с именем:

1) Б. Мореля;

2) Э. Крепелина; 3) В. Гаюи;

4) Д. Бурневиля.

 

Правильный ответ – 1, 2, 4

Анатомо-морфологическое и этиологическое направления в изучении слабоумия получило развитие во второй половине XIX – начале ХХ века. Это были работы психиатров В. Айрленда, Б. Мореля, Д. Бурневиля, Э. Крепелина и др. Они понимали сложность определения этиологии                      слабоумия. Авторы,     представляя многочисленные                      причины   возникновения   слабоумия,   объединили этиологические факторы в 3 группы:

1. Причины, действующие до рождения ребенка (пренатальная патология) неблагоприятная наследственность, неблагоприятные моменты в период зачатия, беременности, физическое состояние матери, возраст матери, отца и т.п.

2. Причины, действующие во время рождения (натальная патология) преждевременные роды, продолжительные и неправильные роды, наложение щипцов, асфиксия.

3. Причины, действующие после родов     (постнатальная патология) причины соматического характера, болезни внутренних органов, нервной системы, эндокринной системы.

41. Итальянский педагог, создавший ортофреническую школу для умственно отсталых:

1) М. Монтессори; 2) А. Адлер;

3) П. Бонкур; 4) Ж. Филипп.

Правильный ответ – 1

В 1898 году Мария Монтессори (1870-1952) создала в Риме Государственную ортофреническую школу для отсталых детей, где она, используя идеи Итара и Сегена, разработала систему сенсомоторного воспитания слабоумного ребенка как фундамент всей лечебной педагогики. Одной из первых М. Монтессори применила идеи Сегена о сенсомоторном воспитании в процессе обучения детей с легкими формами умственной отсталости. Ортофреническая школа впервые в Италии началаготовитьучителей дляработысдетьми.

 

42. В каком учреждении работал И. Гуггенбюль: 1) Биссетр;

2) Сальпетриер; 3) Авейрон;

4) Абендберг.

 

Правильный ответ – 4

Иоганн Якоб Гуггенбюль (1816-1863) – швейцарский врач-педагог. В 1841 году Гуггенбюль открыл в Швейцарии на склоне горы Абендберг школу-приют для слабоумных (Абендбергский приют). Школа была устроена на высоте 1100 м над уровнем моря. Постройка школы на такой высоте не была случайной. Гуггенбюль считал, что горный климат способен благотворно подействовать на его питомцев. Учреждение       Гуггенбюля было              образцово благоустроено. Оно имело парк, купальни. Здесь были отделения для различных категорий детей с ограниченными возможностями. Было создано отделение и для нормальных детей, чтобы в их лице аномальные дети имели постоянный образец для подражания. Образцовый порядок в Абендбергском приюте и успехи в развитии его воспитанников в первые годы его существования, т.е. в то время, когда Гуггенбюль непосредственно руководил деятельностью этого учреждения, сделали это учреждение и самого Гуггенбюля настолько популярными, что ими заинтересовались во всех европейских государствах. Приют посещали многочисленные туристы, врачи, общественные и государственные деятели. Гуггенбюля приглашали во многие страны для ознакомления публики с его деятельностью.

43. Впервые употребил термин «олигофрения» и объединил все     формы     слабоумия под общим   названием «задержка психического развития»:

1) Н.Н. Малофеев; 2) Э. Крепелин;

3) Л.С. Выготский; 4) А. Бине.

 

Правильный ответ – 2

Эмиль Крепелин (1856–1926) объединил (1915) все формы слабоумия в одну большую общую группу – «задержка психического развития».

 

44. История приютов для слабоумных в России связано с именем:

1) А.Р. Лурия;

2) Е.К. Грачевой;

3) Л.С. Выготского; 4) Г.М. Дульнева.

 

Правильный ответ – 2

История олигофренопедагогики тесно связана с именем Екатерины Константиновны Грачевой (1866-1934), которая стояла у истоков создания новых в России учреждений для детей с ограниченными возможностями. Вплоть до 1929 года Е.К. Грачева работала в бывшем Мариинском приюте, преобразованном сначала в Мариинскую вспомогательную школу, а затем в детский дом № 55. Е.К. Грачева проводила активную деятельность по привлечению внимания общества к важному для России делу – призрению и воспитанию аномальных детей и развитию сети учреждений для таких детей.

 

45. Учреждение, открытое в 1854 году в Риге доктором Ф. Пляцом:

1) «Школа-санаторий для дефективных детей»; 2) «Дом изучения ребѐнка»;

3) «Лечебно-педагогическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов»;

4) «Экспериментальный дефектологический институт».

Правильный ответ – 3

Первое   в    России   учреждение     «Лечебно-педагогическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов» было открыто в 1854 году в Риге доктором Фридрихом Пляцом. На первых порах это было небольшое, частное, платное учреждение, обслуживавшее всего несколько человек. После смерти в 1868 году Ф. Пляца это учреждение возглавила его супруга Тереза Пляц. Оно было расширено и преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Занятия проводились по системе Э. Сегена.

После смерти Терезы Пляц (1901) данное лечебно-педагогическое заведение претерпело   ряд   преобразований и просуществовало до 1941 года – до начала фашистской оккупации Латвии.

 

46. С ними связано открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей:

1) М.П. Постовская, Л.С. Выготский;

2) И.В. Маляревский, Е.Х. Маляревская; 3) Г.Я. Трошин, А.Н. Граборов;

4) В.П.Кащенко, А.Р. Лурия.

 

Правильный ответ – 2

Супруги Иван Васильевич и Екатерина Xрисанфовна Маляревские открыли в Петербурге в 1882 г. учреждение для аномальных детей «Врачебно-воспитательное заведение доктора И.В. Маляревского».   Учреждение   было частным,   платным, обслуживались дети с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики,                  психически   больные, с нарушениями поведения, социально опасные и др. Учреждение имело свою структуру, цели и задачи и успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь. Во врачебном отделении оказывалась медицинская помощь; в воспитательном – проводилось обучение по методу Э. Сегена и Е.X. Маляревской; в кабинете по типу современных   медико-педагогических   консультаций   проводился амбулаторный прием детей, велось их обследование, давались рекомендации по обучению и лечению пациентов.

 

47. Русский психиатр начала ХХ века, исследовавший умственную отсталость; автор классификации ненормальных детей:

1) А.С. Лурия; 2) Г.Я. Трошин;

3) Л.С. Выготский; 4) А.С. Грибоедов.

Правильный ответ – 2

Русский психиатр Григорий Яковлевич Трошин в начале ХХ века изучал умственную отсталость. По его мнению, в патологическом развитии     ребенка существуют    три ступени: идиотизм, имбецильность (слабоумие), отсталость.

Г.Я. Трошин считает, что психическое развитие умственно отсталых детей лишено динамики. Оно статичное, однообразное, застывшее. Он считал, что любая классификация должна преследовать чисто практические цели, помогать диагностировать слабоумие и оказывать потом дифференцированную помощь детям. Среди ненормальных детей Г.Я. Трошин выделил 3 группы:

1. Группа психического недоразвития (анэнцефалы – безголовые уроды,           нежизнеспособные; абсолютный идиотизм; идиотизм типичный; переходные степени от идиотизма к слабоумию; слабоумие, или имбецильность; отсталость).

2. Группа детских неврозов и психозов.

3. Группа симптоматической ненормальности (соматическая ослабленность, неблагоприятные условия жизни и воспитания).

 

48. Психолого-педагогическое направление в работе с аномальными детьми связано с именем:

1) Ж. Филиппа; 2) П. Бонкура; 3) А. Бине;

4) Т. Симона.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: