Правильный ответ – 1, 2, 3, 4, 5, 7

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ОПФР сложилось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отводились, и проявлялось в манере обращения с ними. Назовем некоторые из таких «ниш» или моделей.

«Больной человек» (сущность: лица с ОПФР – больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Следует помнить, что образовательные программы для таких людей должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Эта модель стимулирована развитие научных исследований в области клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, так как сама по себе является ограничителем возможностей человека с ОПФР.

«Недочеловек» (сущность: человек с ОПФР рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному). Модель лежала в основе применения негуманного обращения по отношению к таким лицам.

«Угроза обществу» (сущность: некоторые категории лиц с ОПФР представляют угрозу обществу). Модель опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных местах, иногда со    строгим режимом содержания    в    них.     Обучение либо отсутствовало, либо было недостаточным.

«Объект жалости» (сущность: к человеку с ОПФР относятся как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). Главной задачей модели является только защита человека с ОПФР от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

«Объект обременительной благотворительности» (сущность: траты           на содержание лиц, имеющих различные нарушения, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи).

«Развитие» (сущность: общество ответственно за более полное развитие ребенка с ОПФР). Модель подчеркивает наличие у лиц с ОПФР способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям: человек с ОПФР имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все).

 

2. Развитие взглядов на людей с интеллектуальнойнедостаточностью  в первый  период  эволюции отношенияобщества и государства к лицам с отклонениями в развитии

 

8. Кто впервые назвал мозг главным органом всей нервной системы:

1) Пифагор; 2) Герофил; 3) Эразистрат; 4) Платтер.

Правильный ответ – 2

Герофил из Александрии (IV в. до. н.э.) впервые назвал мозг главным органом всей нервной системы.

9. Кто высказал мысль о том, что «ум помещается в головном мозге, а чувства – в сердце»:

1) Гиппократ; 2) Пифагор; 3) Герофил; 4) Платтер.

 

Правильный ответ – 2

Предполагается, что Пифагор (VI в. до. н.э.) одним из первых высказалмысль,чтоумпомещаетсявголовноммозге,ачувства–всердце.

 

10. В Индии в штате Пенджаб слабоумных называли: 1) «крысиные дети»;

2) «мышиные дети»; 3) «божьи дети»;

4) «коровьи дети».

 

Правильный ответ – 1

В Индии слабоумных использовали в меркантильных целях. В штате Пенджаб существовала и существует религиозная секта «чухас» – «крысиные дети». В этом штате слабоумных детей приводят в храм Шаха Даула Дарьян – святого, защитника и покровителя слабоумных. Здесь жрецы учат детей выпрашивать милостыню. В результате храм получает большой доход, т.к. считается, что тот, кто не подал милостыню слабоумному, родит такого же.

 

11. В какой части человеческого тела, по мнению Пифагора, размещаются чувства:

1) под диафрагмой; 2) в сердце;

3) в головном мозге; 4) в зоне Брока.

 

Правильный ответ – 2

Предполагается, что Пифагор (VI в. до. н.э.) одним из первых высказалмысль,чтоумпомещаетсявголовноммозге,ачувства–всердце.

 

12. В каком веке были предприняты первые попытки естественного объяснения психических заболеваний:

1) VII веке до н.э.; 2) IX веке до н. э.; 3) VI веке до н.э.; 4) XX веке до н.э.

Правильный ответ – 3

Первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям были сделаны VI веке – в период формирования древней греко-римской медицины. Предполагается, что Пифагор (VI в.до.н.э.) одним из первых высказал мысль, что ум помещается в головном мозге, а чувства – в сердце. Локализация рассудка в головном мозге знаменовала важнейшее открытие, давшее толчок развитию новых направлений в медицине.

13. … высказал мысль, что степень развития ума и способности связаны с площадью поверхности мозга, разнообразием и глубиной мозговых извилин:

1) Россолимо; 2) Пифагор; 3) Платтер;

4) Эразистрат.

 

Правильный ответ – 4

Врач Эразистрат из Александрии высказал мысль, что степень развития ума и способности связаны с площадью поверхности мозга, разнообразием и глубиной мозговых извилин.

 

Автор следующего высказывания: «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а, руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».

1) Аристотель; 2) Платон;

3) Герофил; 4) Сенека.

 

Правильный ответ – 4

Существуют данные о детоубийствах в древней Греции (особенно в Спарте). По всей вероятности это относится к детям с рано выявившимися уродствами. Умерщвление аномальных детей в Спарте (до IV–V веков нашей эры) оправдывали экономическими мотивами (Аристотель) и евгеническими соображениями (Платон).

Умерщвление детей-уродов имело место и в Древнем Риме. Философ Сенека (6 г. до н.э. – 65 г. н. э.) говорил: «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».

15. С каким монархом связаны «Указы о дураках»:

1) Петр I;

2) Иван Грозный; 3)Иван III;

4) Павел I.

 

Правильный ответ – 1

В царствование Петра I распространяется обычай призревать слабоумных в монастырях. Бояре тут же стали туда посылать свих детей, чтобы те избежали военной службы. Петр I принял меры. Вышли указы «о дураках», в которых названы признаки умственной ненормальности: «отповеди учинить не могут; не годятся ни в какую науку и службу; недвижимое к пустому приводят; беспутство расточают». Меры не помогли. Тогда Петр I запретил «дуракам» жениться и наследовать имущество. Тут же количество «дураков» поубавилось.

 

16. Где, по мнению врачей VI века до нашей эры, были сосредоточены умственные способности:

1) в сердце;

2) под диафрагмой; 3) в легких;

4) в печени.

 

Правильный ответ – 2

В течение нескольких веков считалось, что умственные способности человека сосредоточены под диафрагмой, на границе грудной и брюшной полостей. Данная точка зрения просуществовала до VI века до н.э., пока Пифагор одним из первых высказал мысль, что ум (phren) помещается в головном мозге.

 

17. Законы … в Спарте (IX–VIII вв. до н.э.) рекомендовали умерщвлять физически неполноценных младенцев:

1) Цезаря; 2) Нерона;

3) Людовика; 4) Ликурга.

 

Правильный ответ – 4

Известные законы Ликурга (Спарта, IX–VIII вв. до н.э.) рекомендовали умерщвлять физически неполноценных младенцев. Данные законы отражали агрессивное неприятие ребенка – инвалида античным миром.

3. Зарождение идей о возможности воспитания и обучениялиц с интеллектуальной недостаточностью во втором периодеэволюции отношения общества и государства к лицам сотклонениями в развитии.

18. Виднейший гуманист эпохи Возрождения, автор трактата «Похвала Глупости»:

1) Санте де Сантис; 2) Я. А. Коменский; 3) Э. Роттердамский; 4) Э. Торндайк.

 

Правильный ответ – 3

Виднейший   гуманист   эпохи   Возрождения   Эразм Роттердамский (1466–1536) в своем трактате «Похвала Глупости» сатирическим   восхвалением   Глупости   и сопоставлением лжемудрецов с «глупыми» разоблачает тупость, ограниченность духовенства, эксплуататорских классов и поет гимн подлинной мудрости и высокому разуму.

 

19. Как называли слабоумных людей во времена инквизиции в Западной Европе:

1) «дети Бога»;

2) «дети дьявола»; 3) «дети страха»; 4) «дети солнца».

 

Правильный ответ – 2

В Европе в это время идут процессы над ведьмами. Слабоумных людей          называют «дети дьявола». Папа Иннокентий VIII способствовал изданию инструкции «Молот ведьм». В ней находилось описание того как распознавать ведьм и одержимых дьяволом. В результате по всей Европе запылали костры. В них горели женщины, дети, чье поведение было трудно объяснить. Чаще всего это были люди,   страдающие   истерией   или   другими   психическими расстройствами.

 

20. В 1198 году в … открыт первый приют для слепых: 1) Будапеште;

2) Баварии;

3) Париже; 4) Берлине.

 

Правильный ответ – 2

В 1198 году в Баварии открыт первый приют для слепых.

21. При каком царе в «Стоглавый судебник» (1551 год) внесена статья о необходимости попечения больных и нищих «кои одержимы бесом и лишены разума»:

1) Петре I;

2) Иване Грозном; 3) Иване III;

4) Павле I.

 

Правильный ответ – 2

Для убогих, нищих, калек при монастырях открывали богодельни,   первые   учреждения   общественного призрения. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном внесена статья о необходимости попечения больных и нищих «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

 

22. Автор книг «Наблюдение» (1614), «Медицинская практика» (1625):

1) Э. Роттердамский; 2) Ф. Платтер;

3) Э. Сеген;

4) Я. А. Коменский.

 

Правильный ответ – 2

Профессор медицины Феликс Платтер (1537–1614) в работах «Наблюдения» (1614) и «Медицинская практика» (1625) описывает свои наблюдения за душевнобольными. В работах он дает свою первую в истории психиатрии классификацию душевнобольных. Ф. Платтер один из первых, кто выделил стойкие нарушения интеллекта. Далее они получили название – «слабоумие».

 

23. В каком году был издан «Стоглавый судебник»: 1) 1551 году;

2) 1556 году; 3) 1550 году; 4) 1560 году.

 

Правильный ответ – 1

В 1551 году при Иване Грозном был издан «Стоглавый судебник», куда была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих «кои одержимы бесом и лишены разума».

24. «Указ    об учреждении   Приказов общественного призрения» был издан:

1) Екатериной II; 2) Петром I;

3) Иваном Грозным; 4) Павлом I.

Правильный ответ – 1

Во второй половине XVIII века, в связи с изданием Екатериной II «Указа об учреждении Приказов общественного призрения» (1775), в России                начали     создаваться    лечебные     учреждения, благотворительные заведения и школы.

 

25. Первая школа для слепых в России была открыта в 1807 году:

1) В. Гаюи;

2) Ф. Пинелем; 3) Ж. Эскиролем; 4) Ж. Итаром.

 

Правильный ответ – 1

Зарождение науки о методах обучения слепых и начало практики их обучения в специальных учебных заведениях связаны с деятельностью талантливого тифлопедагога Валентина Гаюи (1745-1822). Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г. и связана с приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.

 

26. Ему принадлежат первые попытки обучения детей с лѐгкими формами отсталости. В 1774 году в г. Нейгофе он организовал приют для детей – «Учреждение для бедных»:

1) Ф. Пинель; 2) Ж. Демор;

3) И. Г. Песталоцци; 4) Ж. Эскироль.

 

Правильный ответ – 3

Первые   попытки   обучения   детей   с   легкими   формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежит Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), известному швейцарскому педагогу. В 1774 г. в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал «Учреждение для бедных». Им были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного     и   физического    труда,   соединение обучения с производительным трудом.

27. Кто предложил первую научную классификацию душевных заболеваний:

1) Пифагор; 2) Герофил; 3) Эразистрат; 4) Платтер.

 

Правильный ответ – 4

В мрачные годы инквизиции профессор медицины из города Базель Феликс Платтер (1537–1614) дает свою первую в истории психиатрии классификацию душевнобольных (4 группы). Каждая группа – набор признаков различных нарушений интеллекта, включая эмоции и физическое состояние больного. В основе нарушений – анатомо-физиологическая этиология: наследственность; травмы головы; нарушения кровообращения; отравления наркотиками и др.

Для олигофренопедагогики интересны 1 и 3 группы.

1 группа. Mentis imbecillitas. Это лица с различной степенью нарушения                   интеллекта и сопутствующими нарушениями воображения, памяти. Интеллектуальные нарушения приводят к потере способности осуществлять суждение, быть критичным, правильно оценивать обстановку.

3 группа. Mentis alienatio. Вариант врожденного помешательства – глупость. Эти дети плохо соображают. У некоторых нарушена речь. Кто-то страдает и физическими недостатками. Они непослушны, упрямы.

 

28. Первый опыт обучения слабоумного мальчика Виктора связан с именем:

1) Ж. Итара; 2) Э. Сегена;

3) Е. Грачевой; 4) Т. Симона.

 

Правильный ответ – 1

Французский психиатр Жан Итар (1775-1838) с помощью методов, основанных на развитии чувств, попытался из одичавшего мальчика, названного Виктором (авейронский дикарь) воспитать человека. Ж. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей – развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.

29. Как назывался документ, который был издан в 1551 году Иваном Грозным:

1) «Стоглавый судебник»;

2) «Повесть временных лет»;

3) «Указ об учреждении Приказов общественного призрения»; 4) «Наследие».

 

Правильный ответ – 1

В 1551 году при Иване Грозном был издан «Стоглавый судебник», куда была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих «кои одержимы бесом и лишены разума».

 

30. Французский врач-педагог, автор работ «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей» (1846) и «Идиотия, ее лечение физиологическим методом» (1866):

1) В. М. Бехтерев; 2) Г. Спенсер;

3) Ж. Шарко; 4) Э. Сеген.

 

Правильный ответ – 4

Основы своей целостной медико-педагогической системы Эдуард            Сеген изложил в работах «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей» (1846) и «Идиотия, ее лечение физиологическим методом» (1866). Эти труды и вся деятельность педагога-гуманиста проникнуты верой в человека, в потенциальные возможности совершенствования его физических и духовных сил. С точки зрения Э. Сегена, слабоумных детей следует обучать наравне с глухими слепыми и включать их в посильный труд.

 

31. Кто из учѐных занимал пост главного врача национального института глухонемых в Париже:

1) Ф. Гальтон; 2) Ж. Итар;

3) Ф. Платтер;

4) Э. Роттердамский.

Правильный ответ – 2

Жан Мари Гаспар Итар (Itard) (1775–1838) занимал пост главного врача Национального института глухонемых в Париже.

32. Как называется парижская государственная лечебница, в которой Ф. Пинель впервые «снял цепи» с душевнобольных:

1) Бисетр;

2) Валенсия; 3) Бедлам; 4) Верона.

Правильный ответ – 1

Филипп Пинель (Philippe Pinel) – основоположник общественной, клинической и научной психиатрии во Франции. Главная акция Ф. Пинеля заключалась в том, что он впервые в истории медицины снял цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения.

В 1793 года Ф. Пинель был назначен на должность главного врача больницы Бисетр (Bicetre), что под Парижем, предназначенной для престарелых инвалидов и психических больных. Ф. Пинель являлся ежедневным                       свидетелем неудовлетворительного положения душевнобольных и варварского к ним отношения, что не могло, конечно, оставить его равнодушным. Он не мог мириться с тем, что к больным людям относятся более сурово, чем к заключенным убийцам; что их содержат как собак, привязывают цепями к крюкам, сцепляют руки наручниками, содержат в темных сырых помещениях, не оказывают никакой медицинской помощи.

Кроме снятия цепей, Ф. Пинель добился введения в практику содержания душевнобольных больничного режима, врачебных обходов, лечебных процедур и много другого, в чем нуждались больные. В 1798 году были сняты цепи с последних больных Бисетра, так был положен конец ужасной несправедливости, противоречащей элементарным принципам человеческой гуманности.

 

33. Какое из определений подходит для описания идиотии первой степени в симптоматической классификации слабоумных Ж. Эскироля:

1) имеющие легко понимаемую речь и ограниченный запас слов; 2) пользующиеся короткими словами и фразами;

3) пользующиеся только односложными словами и выкриками; 4) пользующиеся развернутой связной речью.

Правильный ответ – 2

В симптоматической классификации Жана-Этьена Доминика Эскироля ведущим симптомом является состояние речи. Он выделяет 5 категорий слабоумных: 1) имбецилики первой степени, имеющие свободную и легко понимаемую речь; 2) имбецилики второй степени, имеющие легко понимаемую речь и ограниченный запас слов; 3) идиоты первой степени, пользующиеся короткими словами и фразами; 4) идиоты второй степени, пользующиеся только односложными словами и выкриками; 5) идиоты третьей степени, не имеющие никакой речи.

34. Воспитание умственно отсталых по Э. Сегену должно охватывать:

1) воспитание памяти, восприятия, чувств;

2) воспитание деятельности, мышления, воли; 3) воспитание ощущений, мышления, воли;

4) физическое, нравственное, духовное воспитание.

 

Правильный ответ – 2

Эдуард Сеген считал, что воспитание идиотов может иметь успех, если будут учтены достижения философии, психологии, физиологии, физиологии, гигиены. Принципы воспитания Э. Сеген представлял в                    виде      триады: 1) воспитание деятельности, активности – развитие двигательной способности, мышечной системы,   ощущений,   чувств;   2) воспитание мышления – формирование представлений и понятий, овладение элементарными знаниями навыками чтения, письма, счета; 3) воспитание воли – формирование нравственности, управление своими инстинктами.

 

35. Кто является составителем подробного отчѐта о лечении, озаглавленный как «Обучение дикаря»:

1) Э. Сеген; 2) Ж. Итар; 3) С. Хоуве;

4) Г.Я.Трошин.

 

Правильный ответ – 2

В начале XIX века французский педагог Песталоцци (1746–1827) призывал воспитывать и обучать «тупоумных» – дети с легкими формами нарушения интеллекта. Из истории лечебной педагогики мы знаем, что возможность                     этого впервые    доказал    главврач Национального института глухонемых в Париже Жан Итар (1775– 1838). В 1799 году на юго-востоке Франции в лесу охотники нашли одичавшего мальчика 11–12 лет. Его доставили в Париж. Пинель его обследовал и признал неизлечимым идиотом. Все органы чувств у него были неразвиты. Движения хаотичны, не координированы. Он все хватал. Его воспитанием занялся Жан Итар, но делал это несколько упрощенно, развивая один орган чувств, считая, что работа над несколькими       сразу         не даст    эффекта.   Итар                     использовал тренировочные упражнения. Воспитывал социальные качества.

Таким образом, Итар доказал возможность коррекции даже выраженных отклонений в развитии у детей. Подробный отчѐт о лечении Итар представил, как «Обучение дикаря».

36. В 1804 г. во Франции был принят …, в котором нашли отражение положения римского права, касавшиеся прав глухонемых, слепых и других категорий лиц с нарушениями физического и (или) психического развития:

1) Кодекс Бурневиля; 2) Кодекс Эскироля; 3) Кодекс Наполеона; 4) Кодекс Пинеля.

 

Правильный ответ – 3

В 1804 г. во Франции был принят «Кодекс Наполеона», в котором нашли отражение положения римского права, касавшиеся прав глухонемых, слепых и других категорий лиц с нарушениями физического и (или) психического развития.

 

4. Становление олигофренопедагогики как самостоятельнойотрасли знаний в третий период эволюции отношения общества игосударства к лицам с отклонениями в развитии

 

37.   Психометрическое направление в   изучении интеллектуальной недостаточности принадлежит:

1) А. Бине и Т. Симону;

2) И. Гуггенбюлю и Э. Сегену; 3) В. Гаюи и Б. Морелю;

4) Ж. Эскиролю и Э. Сегену.

 

Правильный ответ – 1

Психометрическое   направление   (система   измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточности появилось к началу XX века и связано с именами А. Бине и Т. Симона.

Французский психолог Альфред Бине и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста.

38. Врачебно-педагогическая теории   и практики воспитания представлена в работе:

1) И. Гуггенбюля; 2) Э. Крепелина; 3) Э. Сегена; 4) В. Гаюи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: