Собираем первые впечатления от текста

Начало

С самого начала важно определиться “кто есть кто” в процессе чтения и размышления. Ведущий семинара, задает формат и поясняет, как будут проходить занятия. Формат может быть разным. Например:

-  ведущий читает евангельский текст и объясняет как правильно его понимать, зачитывая толкования святых отцов. Все присутствующие внимательно слушают;

- ведущий читает евангельский текст, затем участники самостоятельно над ним размышляют. В конце занятия ведущий зачитывает святоотеческие толкования, поясняя, что именно так и следует понимать прочитанный отрывок.

 В том и другом случае ведущий до проведения занятия знает исход встречи. Ему заранее известно какое будет правильное понимание текста.

Мы будем описывать третий формат встречи, при котором ни ведущий, ни кто-либо из участников не знает “правильного” святоотеческого толкования, т. е. исход встречи заранее не предопределен. Сама группа в процессе творческого усилия, будет проникать и извлекать сокрытый в тексте смысл. Чтение толкования при таком варианте, тоже является неотъемлемой частью занятия, но постановка задач при этом имеет совершенно иную направленность, чем при выше перечисленных случаях (подробнее об этом будет сказано ниже).

Таким образом, ведущий семинара объясняет, что все присутствующие будут непосредственно участвовать в процессе интерпретации. Чтобы никто не воспринял такой подход как нововведение и уклон в протестантизм, необходимо обосновать его авторитетным святоотеческим мнением. Здесь, и далее, мы будем ссылаться на опыт и высказывания святителя Иоанна Златоуста.

 И.Златоуст является самым плодовитым толкователем Священного Писания. Истолковывать библейские тексты он начал довольно рано, еще до принятия священного сана и закончил, будучи патриархом Константинопольским. Его интерпретации являются оригинальными, т. е. самостоятельными размышлениями. Несмотря на то, что к этому времени имелось достаточно много толкований других святых отцов, он защищает право на самостоятельный поиск смысла: ”Подобно тому, как нашим предшественникам не служили помехою писания их предшественников, так точно и нам не служат препятствием писания живших раньше нас, потому что и последним, и их предшественникам, и нам дарует силу одна и та же благодать Святого Духа. «Все же сие, - говорится, - производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” (1Кор.12:11). Ска­занное отцами, следовательно, не отвергается; наше служит последнему только дополнением. Пусть их труды велики, а наши ничтожны; они все же служат, как и те, общему делу домостроительства”. “Знаю, что многие святые отцы изъясняли повествование о творении и, насколько уделила им благодать Святого Духа, сказали много великого и славного. Но хотя уже и сказано много великого и чудного, ничто не мешает, однако и нам сказать свое, на­сколько дарует благодать Духа Святого”. “Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения… если желаете, я наперед предложу оправдания, приду­манные другими, а потом попытаюсь предложить и свое соб­ственное слово, предоставляя вам выбор из сказанного. Я принимаю и прежние толкования, как благочестивые, но и свое говорю, поскольку нахожу истин­ным”.

Ту же самую мысль, о возможности самостоятельного поиска, он внушает и своей пастве: “... мы желаем воспитывать вас так, чтобы не всё от нас учиться, но находить и самим кое-что, - оставляю это для вас, - ищите и найдите”, “это, как я сказал, представляю тебе исследовать со всею точностью на досуге, а сам перейду к прочим пророкам… для меня довольно только предложить вопрос, а остальное предоставляю вам, чтобы хотя таким образом возбудить ум ваш”, “для чего же мы, предложив вопросы, не присовокупили решения их? Чтобы приучать вас -не все только разжеванную принимать пищу, но и самим (вам) изобретать решение мыслей, как это делают голубки”.

Основанием для такого подхода служит уверенность в том, что “невозможно, никогда невозможно исчерпать смысл Писаний. Это — некоторый источник, не имеющий предела... и наши предки по своим силам черпали из этих потоков, и наши потомки будут делать тоже самое, и однако ж не будут в состоянии исчерпать все; напротив воды будут прибывать и потоки умножаться. Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная”.

Также, важно обратить внимание на позицию ведущего по отношению к группе. И.Златоуст дает превосходный пример адекватного понимания места ведущего при совместном размышлении: “Я ищу с вами вместе, как один из вас по вере и любви ко Христу. Я не раз говорил вашей любви, что овцы и пастыри – по человеческому определению, а перед Христом все овцы: и пастыри, и пасомые - все имеют единого верховного Пастыря”, “я хочу взять самую книгу Деяний и рассмотреть с начала по порядку, чтобы вместе с вами исчерпать божественные источники, и в качестве испытателей истины, желающих богатеть в благочестии, сообща исследовать сокровища Священного Писания”.

Итак, на примере этих цитат, мы обосновали возможность самостоятельного толкования библейских текстов. Самостоятельность, здесь понимается не как произвол над текстом - как хочу так и понимаю, а как самостоятельный путь следования вслед святоотеческой традиции.

Далее, на первой встрече, в начале пути совместного творческого действия, следует прояснить цель, которую перед собой ставит группа. Ведущий может задать несколько вопросов, например: “Чем вызвана необходимость нашего желания, вместе изучать Священное Писание?”, “Какую цель мы перед собой ставим?” и т.д. На наш взгляд, главной целью чтения Священного Писания является восстановление библейской картины мира, библейского мировоззрения, которое раскрывается в совместном творческом делании Бога и человека, направленном на уподобление человека Богу.

В дальнейшем, по мере необходимости, ведущему желательно возвращаться к теме первой встречи, восстанавливая цель и позицию участников.

 

Предуготовление

Процесс подготовки к занятию должен занимать важное место, участники не должны приходить “пустыми”. Дело в том, что человеку требуется время для “знакомства” с новым текстом, в целях экономии времени и быстрейшего погружения в текст, ум должен быть заранее подготовлен к работе. И.Златоуст, так настраивает паству: “ За несколько дней наперед говорю вам содержание того, о чем будет сказано, чтобы вы в эти промежуточные дни, взяв Библию, прочитав весь отдел ее и узнав, что уже сказано и что еще осталось, сделали свой ум более способным к слушанию того, о чем будет сказано после”. И в другом месте повторяет: ”А чтобы слово наше было удобопонятнее, просим и убеждаем вас (как делали мы это при изъяснении и других Писаний) наперед перечитывать тот отдел книги, который мы будем изъяснять; пусть уразумению предшествует чтение, как то было с евнухом; это доставит нам большое облегчение”.

Предварительное чтение касается только соответствующего евангельского текста. Читать толкование не рекомендуется, т. к. оно, на данном этапе, может заслонить путь к самостоятельному размышлению.

 

Вступление

С чего начать занятие? Будет большой ошибкой сразу приступать к чтению евангельского текста. К сложной работе людей надо подготовить, разогреть. С последнего занятия прошла неделя, повседневные заботы сделали свое дело, многое, о чем говорилось на предыдущем занятии, забылось. Необходимо совместными усилиями восстановить, очень кратко в течение 8-10 минут, основные мысли, открытия. Лучше всего это делать, вспоминая вопросы или парадоксы, над которыми больше всего размышляли. С помощью этого мы решаем две задачи: восстанавливаем связь между занятиями, собирая целостность восприятия и погружаем в содержание тех участников, которые отсутствовали на прошлом обсуждении, т. е. создаем общее смысловое пространство для всех присутствующих. Этого можно было не делать при условии, что все участники в течение недели продолжали размышлять над евангельским текстом. Это идеальная ситуация к которой нужно стремиться, так как Евангелие должно войти в повседневную жизнь человека, он должен им жить. В этом случае занятие можно начать с вопроса: “Какие новые шаги удалось сделать в понимании текста за это время?” Во вступительной части не будет лишним спросить: ”Что нового вы для себя открыли за это время?” Это могут быть открытия в мире искусства (кино, живопись, поэзия и т. д.).

 Ведущему не следует забывать о том, что это вступительная часть, как только поставленные задачи будут решены, можно двигаться дальше.

Златоуст о вступлении: “А так как, по свойственной нам рассеянности, впечатление от евангельского чтения уже изгладилось у вас, то необходимо сегодня вкратце напомнить вам прошлое и затем докончить слово”.

“Но, желая оправдаться в обширности вступлений, мы опять сделали большое вступление, впрочем, не без причины и не без намерения, а потому, что рассуждали с вами о самых важных и необходимых предметах, – о том, чтобы нам великодушно терпеть обличения, чтобы ревностно обличать и исправлять согрешающих. Нужно же наконец представить оправдание в обширности (вступлений), и сказать, для чего делаем длинные вступления. Для чего же делаем это? Мы беседуем с таким множеством (слушателей), – с людьми, у которых есть жены, которые управляют домами, проводят жизнь в ежедневной работе, в делах мирских. И худо не это одно, что они непрестанно заняты, но и то еще, что приходят сюда к нам только однажды в неделю. Итак, чтобы наши слова были им удобовразумительны, мы стараемся наше учение сделать яснее посредством вступлений. Кто не имеет никакого дела, но постоянно занимается Писанием, тому не нужны вступления, не нужно приготовление; нет, он, лишь только услышит говорящего, понимает смысл речи. Но человек, большую часть времени проводящий в делах мирских, а сюда приходящий на малое и краткое время, если не выслушает вступления, если не увидит, что ему со всех сторон наперед открыт путь к слову, выйдет отсюда без всякой пользы. Впрочем, не это только причиною обширности наших вступлений; есть и другая, не менее важная причина. Из этого множества слушателей, одни приходят, а другие часто не приходят. Итак, необходимо – пришедших похвалить, а не пришедших побранить, чтобы те от похвал стали еще усерднее, а эти из-за упреков бросили леность. Есть и еще причина, по которой вступления нужны для вас. Мы часто берем для беседы предмет довольно обширный, – такой, которого невозможно довести до конца в один день, напротив, нам бывает нужен и второй, и третий, и четвертый день, для изъяснения того же самого предмета. Поэтому надобно и в этот второй день повторить конец прежнего поучения, чтобы чрез такое соединение конца с началом сделать исследование яснее для присутствующих, и чтобы слово, лишенное связи с предыдущим, не было темно для слушателей. И чтобы увериться тебе, что слово без вступления никому не будет понятно, вот я, для опыта, представляю теперь слово без вступления. «Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин.1: 42). Видите, понимаете ли вы это изречение? Знаете ли связь и причину, почему оно сказано? Это оттого, что я предложил это изречение без вступления, и поступил так же, как если бы кто вывел на зрелище человека, закрытого со всех сторон. Откроем же его, давши ему вступление. Недавно было здесь у нас слово о Павле, когда мы беседовали об именах, и исследовали, почему он некогда назывался Савлом, а потом назван Павлом. Отсюда перешли мы к древней истории, и пересмотрели всех имевших прозвания. Потом тут же вспомнили и о Симоне, и о Христовых словах, сказанных ему: «ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» Видишь, как незадолго казавшееся непонятным стало теперь понятнее? Точно, как телу нужна голова, дереву корень и реке источник, так и слову вступление. Итак, когда мы поставили вас на начало того же пути, и показали связь (настоящей беседы с предыдущими), то займемся уже самим вступлением истории (о Павле)”.

Собираем первые впечатления от текста

После вступительной части приступаем к чтению главы. После прочтения задаем вопрос: “Что понравилось, что вызвало напряжение в тексте, а что требуется уточнить?” На этом этапе создается общее понятийное поле, а также снимается боязнь говорить и высказывать свои мысли перед другими участниками. Участники делятся своими первичными впечатлениями. Высказывания могут быть следующего рода: “Мне глава показалась очень сложной... ”, “Мне понравился образ...”, “Что означает это слово?”, “Меня напрягает поведение...” и т. д. Важно следить за тем, чтобы этот короткий этап незаметно не перешел в толкование и споры между участниками. Ведущий после каждого высказывания говорит “спасибо” и передает слово другому. Время этого этапа 5-7 мин.

Делим главу на части

При необходимости, особенно когда глава большая, имеет смысл поделить ее на части. Принцип деления может быть разным: тематическим, временн ы м, пространственным, событийным и т. д. Каждую часть наименовываем, исходя из главной мысли.

Деление помогает структурировать текст, увидеть внутренние границы, проследить логику развития повествования, обнаружить внутреннюю, смысловую связь между частями, сделать шаг по погружению в текст.

После деления на части ведущий задает вопрос: “О чем эта глава? Какая на ваш взгляд главная тема главы? Какую главную мысль автор хотел донести до читателя?” Все по очереди очень кратко предлагают свои варианты. Это делается для того, чтобы зафиксировать первичное, как правило поверхностное представление. В дальнейшем, это помогает проследить путь, который проделала группа в процессе толкования, от простого к более сложному пониманию. Время этого этапа 8-10 мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: