Основные положения экзегезы Иоанна Златоуста, как пособие для проведения евангельского семинара

В последние времена интерес к чтению Священного Писания неуклонно растет. В большом количестве, на приходах РПЦ, создаются группы по изучению Священного Писания. В открытом доступе, в сети Интернет, можно найти различные методические пособия по проведению библейских кружков. Иногда ведутся дискуссии о том, как правильно вести обсуждение и как не впасть в протестантизм, а строго придерживаться святоотеческой традиции. При этом, защитники святоотеческого подхода, не всегда внятно, доступно могут описать сам подход в его целостности. Это можно объяснить тем, что ни один святой отец не оставил нам полноценного описания экзегетических методов толкования Священного Писания[1].

Нам кажется, что этот пробел не случаен, невозможно дать исчерпывающую “инструкцию”, которой должен придерживаться читатель, при чтении священного текста. Встреча со Словом Божиим - это всегда тайна двух личностей и эта встреча всегда индивидуальна. Но тем не менее существуют определенные правила, которые помогают читателю не пройти мимо этой встречи.

В этой статье мы попытаемся, на основании трудов святителя Иоанна Златоуста, выделить основные принципы святоотеческого подхода при чтении Священного Писания.

  А в чем собственно проблема?

Христианин имеет уникальную возможность, в любое время на протяжении всей своей жизни, взять в руки Священное Писание и услышать Слово Божие. И слава Богу так многие делают, берут и читают. Но по истечении определенного времени человек начинает осознавать, что текст стал для него близким и до боли знакомым. Все события Священного Писания, он хорошо знает и понимает. Так может быть и не стоит больше тратить время на привычное чтение?

С этой проблемой в среде верующих людей еще в IV веке   столкнулся известный толкователь и любитель чтения Священного Писания Иоанн Златоуст. “Говорят: я на­учился, — и этого довольно с меня... всегда (читается) одно и то же - повторяет слова своей паствы святитель. И тут же восклицает: “если бы вы знали, что хотя бы человек прожил тысячи лет, и тогда (для него) здесь не было бы одно и то же — то вы не сказали бы этого”.

Те же кто продолжал читать, читали “ не все Писания, но, избирали то, что считали более ясным, на прочее не обращали никакого внимания, считая в нем нечто излишним и неважным”, и как следствие появлялась проблема поверхностного чтения и понимания.

Далее мы попытаемся собрать воедино мысли Иоанна Златоуста, разбросанные, как драгоценные жемчужины, по всем его творениям, и которые помогают найти способы преодоления данных проблем для того, чтобы научиться читателю всегда смотреть на текст “новыми глазами”.

С чего начать? Начнем с того, что говорит Златоуст о Слове Божием - Священном Писании.

Неисчерпаемый источник

Свою первую беседу на евангелие от Матфея святитель начинает достаточно неожиданно: “по-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем”. Далее он пишет, о том, что Бог беседовал с ветхозаветными праведниками Ноем, Авраамом, Моисеем и другими непосредственно и лишь позже из-за нечестия евреев появились письмена. И Христос, будучи с апостолами, не дал им ничего написанного, а обещал вместо писаний даровать им благодать Святого Духа. “Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном” - резюмирует святитель.

Действительно, появилась “нужда в наставлении письменном”, но как Богу донести свое вечное слово до человека? Самому написать все что Он хочет сказать? Казалось бы, что проще дать готовый текст и все, как например, по мнению мусульман сделал Аллах. Но в христианской святоотеческой мысли, Бог призывает человека к совместному деланию. Златоуст об этом пишет так: “Иоанн, побуждаемый Христом, приступил наконец к написанию Евангелия”, и не только он, но и все авторы Библии испытали на себе это побудительное действие Христа.

И как итог, все человечество теперь имеет Священное Писание (Слово Божие) написанное на человеческом языке.

О нем Златоуст пишет весьма поэтично: “приятен луг, приятен сад, но гораздо приятнее чтение божественных Писаний. Там – увядающие цветы, а здесь – цветущие мысли; там – дыхание зефира, а здесь – веяние Духа; там служит оградою терновник, а здесь охраняет промысел Божий; там – пение кузнечиков, а здесь – речи пророков; там – удовольствие от зрения, а здесь - польза от чтения; сад – в одном каком-то месте, а Писания – во вселенной; сад подчинен переменам времен года, а Писания и зимою и летом украшены листьями, обременены плодами...Как в земле влажной, где ни станешь копать, везде выбегают источники, так и в земле божественного Писания, где ни станешь раскапывать, везде станут вытекать многие реки”.

Образы источника, реки, моря Златоуст часто использует для того, чтобы убедить читателя не оставлять чтения: “Невозможно, никогда невозможно исчерпать смысл Писаний. Это — некоторый источник, не имеющий предела... и наши предки по своим силам черпали из этих потоков, и наши потомки будут делать тоже самое, и однако ж не будут в состоянии исчерпать все; напротив воды будут прибывать и потоки умножаться. Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная”.

С образами все понятно. Но вот читатель, в очередной раз, берет книгу, открывает и... ничего... Все тот же знакомый текст.

Чего не хватает?

Для Златоуста чтение Священного Писания “есть собеседование с Богом”, это всегда встреча с живой Личностью, с которой он вступает в беседу, а другая личность — это Тайна и в какой - то степени, знакомый всегда незнакомец, с которым не может быть скучно, это всегда открытая возможность встретить новый мир.

“Постоянно слушая чтение посланий блаженного Павла, я радуюсь, узнавая любезный мне голос, и мне почти кажется, будто он явился и присутствует предо мною, и я вижу, как он беседует” - пишет он.

 В своей беседе на слова пророков Исайи и Иеремии он прямо говорит, что “необходимо вступить в беседу с ним (Исайей)”,и подтверждает свои мысли, монашеской практикой: “После того, как кончится пение, один берет Исаию, и с ним беседует; другой беседует с апостолами; третий читает книги других писателей и любомудрствует“.

А там, где у читателя появляется искаженное понимание текста, святитель предлагает “побеседовать с самим Господом”.

По мнению Златоуста, потеря интереса к чтению Священного Писания, происходит именно из-за того, что “не хотят постоянно беседовать” с теми, кто является лирой Божественного Духа.

Может быть осознание того что перед тобой лежит не просто текст, а стоит Живая Личность, готовая вступить с тобой в диалог, и есть первый шаг на пути к собственному спасению?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: