Глубокое понимание текста, напрямую зависит от умения задавать вопросы и видеть парадоксы. Вопросы и парадоксы - двери, через которые читатель попадает в мир сокрытых смыслов. Ведущий предлагает группе задавать вопросы к тексту, пока не отвечая на них. Вопросы помогают “взрыхлить текст”, сделать его ”живым”, “говорящим”, они пробуждают внимание и желание найти ответы. Хорошо если ведущий будет фиксировать все вопросы у себя в блокноте. Время - 5-7 мин.
Погружение в текст
Углубляться в текст можно по разному. Например, читать по порядку, начиная с первого стиха. Или начать разбор с первой части. Либо зайти в текст в любом месте, пытаясь ответить на один из вопросов или парадоксов, который был сформулирован ранее. Чтобы не привыкать к одному из способов можно их чередовать, т. к. принципиальной разницы между ними не существует. Во всех случаях действовать мы будем одинаково, а именно, будем расширять контекст и выходить за границы обсуждаемого места. В нашем распоряжении вся Библия, она представляет собой единое целое. Обращение к другим частям, необходимо, для чтобы посмотреть на предмет вопрошания с разных сторон, создавая объемное изображение. Это позволяет выйти за рамки привычных шаблонов и стереотипов, открывая новое понимание законов мироустройства и новых способов действования.
Для более глубокого понимания смысла полезно иметь под рукой тексты на славянском, греческом и еврейском языках. Так как мы имеем дело с переводным текстом, то обращение к оригиналу в некоторых случаях просто необходимо. Для этой цели в группе выделяются три человека, которые в определенные моменты обращают внимание группы на слова, расширяющие горизонты понимания текста.
После того, как на все вопросы и парадоксы группа нашла ответы, делается сборка. Снова отвечаем на вопрос “О чем глава?”. Сборка - это не простое подведение итогов, это еще один шаг к более глубокому пониманию. Каждый участник, очень кратко отвечает на поставленный вопрос, все остальные внимательно его слушают, не думая о том, что он сам будет говорить. Каждое следующее высказывание, в идеале, должно дать содержательное приращение к предыдущему ответу. В конце концов группа совместными усилиями выходит на новый уровень понимания. Естественно, что сделать окончательную сборку, исчерпывающую все смыслы сделать невозможно, так или иначе остаются вопросы с которыми каждому участнику следует пожить.
Обычно на разбор одной главы уходит по 2-3 занятия.
Чтение толкования
Перед тем, как начать читать толкование, следует ответить на вопрос “Какую цель мы перед собой ставим?”. Если мы хотим узнать, как все-таки правильно понимать прочитанный текст, тогда непонятно для чего мы проделали такой сложный экзегетический путь. Можно было сразу прочитать толкование и не тратить столько времени зря.
Для нас толкование святого отца - это возможность услышать голос еще одного участника и вступить с ним в диалог.
Поставим перед группой ряд задач перед прочтением толкования:
- Обращаем внимание на вопросы, которые задает толкователь тексту;
- Возвращаемся к нашему толкованию и сопоставляем вопросы толкователя и наши.
- Если вопросы не совпадают отвечаем на вопросы: “Почему мы не обратили внимание на его вопросы? Почему для него они оказались актуальны, а для нас нет? Почему он не обратил внимание на вопросы, которые ставили мы? В чем причина?”
- Если вопросы совпадают, смотрим как на них ответил он и мы. Есть ли разница и в чем она? Какой новый вектор, потенциал, дает святоотеческий ответ для наших размышлений?
- Иногда выводы толкователя не очевидны, т. к. он мог пропустить несколько тактов интерпретации и сразу подвести итог размышлением. Наша задача восстановить путь понимания, по которому прошел святой отец.
- Для того, чтобы самим приобретать опыт экзегетического анализа, необходимо удерживать в уме задачу по выявлению герменевтических принципов, которые лежат в основании интерпретационного подхода толкователя.
В процессе чтения толкования группа, в любом месте, может остановить ведущего и задать вопрос. Если толкование на главу слишком обширно (такое часто бывает у И.Златоуста), группа ограничивается прочтением одной беседы, а оставшиеся, прочитываются самостоятельно. Тогда в начале нового занятия ведущий спрашивает: “На что обратили внимание, какие смысловые, герменевтические открытия совершили при самостоятельном прочтении?” В течение 15-20 мин. группа делится своими находками.
Правила и принципы группового обсуждения
Участники:
● не боятся высказывать мысли, которые кажутся простыми, не глубокими или даже глупыми;
● все внимательно слушают когда один говорит;
● не допускают одновременное обсуждение между отдельными группами;
● стараются развивать мысль, высказанную кем-либо из участников, используя ее потенциал;
● в случае несогласия с тезисом, не начинают возражение со слова “нет”. следят за ходом рассуждений, помнят на какой вопрос отвечает группа, не уводят обсуждение в сторону;
Ведущий:
● старается отслеживать, чтобы все участники были включены в обсуждение;
● если кто-то из участников “выпал” из обсуждения, пытается мягко обратить на это внимание и старается вернуть “выпавшего” в общее пространство обсуждения;
● должен “улавливать” и иметь особое “чутье” на стереотипные, шаблонные, морализаторские ответы, закрывающие путь к глубокому пониманию текста. Обычно это слова, которые изначально очень глубокие. Но мы часто начинаем произносить их по поводу и без и они кажутся понятными и не требуют каких-то дополнительных размышлений, такие как, “смирение”, “кротость”, “милосердие”, “покаяние”, “любовь”, “прощение и т. д. Такие ответы ведущий должен уметь проблематизировать и показывать их недостаточность;
● имеет представление о функциональном распределении ролей в группе, видит динамику работы группы, умеет отрицательно настроенного критика переводить в конструктивную позицию;
● находит творческие способы вывода группы из состояния тупика;
ПРИЛОЖЕНИЕ