Тема 9 Министерство Юстиции Российской Федерации.
Каковы роль и место Минюста РФ в системе федеральных органов исполнительной власти?
Место Министерства юстиции в системе федеральных органов исполнительной власти
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.
Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также Положением.
Минюст России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.
. Минюст России в пределах своей компетенции:
1) создает свои территориальные органы, утверждает положения о них, утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников;
2) создает учреждения юстиции и иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также утверждает их уставы;
3) заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера;
4) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
5) привлекает для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
6) привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для осуществления своих задач и функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
7) направляет в орган, издавший нормативный правовой акт, обязательный для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию;
8) представляет в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти;
9) направляет в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов;
10) направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями;
11) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, предприятий - разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники и государственных посредников - федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих в установленном порядке экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно-технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимые для осуществления правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;
12) вносит предложения об улучшении условий труда, материального обеспечения и социально-бытового обслуживания работников органов и учреждений юстиции.
13) готовит ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний, а также по обеспечению содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны, этапирования конвоирования.
Минюст России, самостоятельно принимая решения в сфере юстиции, в необходимых случаях в установленном порядке согласовывает свои решения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Основными задачами Минюста России являются:
1) реализация государственной политики в сфере юстиции;
2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;
5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
Основные функции Минюста России
Минюст России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;
обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации;
осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;
осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;
представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, организует деятельность своих территориальных органов по ведению контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации совместно с органами правительственной связи
ФСО РФ;
представляет правовую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти;
осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также представительств иностранных религиозных организаций;
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов;
организует оперативно-разыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах;
обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (далее именуется - уголовно-исполнительная система) вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом;
осуществляет на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;
наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности, утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;
дает в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов;
ведет реестр коллегий адвокатов;
удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;
утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
осуществляет функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленные законами Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и "О правовой охране топологий интегральных микросхем";
представляет в установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также международных договоров Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности;