Для выполнения заданий по данной теме необходимо изучить сущность понятий «бюджет» и «бюджетирование». Необходимо знать, что бюджетирование – это процесс составления бюджета. Объектом бюджетирования на микроуровне является предприятие, представляющее собой сложную экономическую систему.
По степени обобщения информации различают бюджеты генеральный (главный) и частные.
Генеральный (главный) бюджет разрабатывают для организации в целом, это бюджет предприятия в целом, скоординированный по всем видам деятельности, функциям и структурным подразделениям. Генеральный бюджет охватывает деятельность всего предприятия, объединяет и суммирует бюджеты структурных подразделений предприятия (центров ответственности) – частные бюджеты. Частные бюджеты разрабатывают для отдельных структурных подразделений организации (центров ответственности).
Составляющими генерального бюджета являются операционный, финансовый и инвестиционный бюджеты.
Операционный бюджет – часть генерального бюджета, которая определяет текущие операции бюджетного периода, детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов организации и финансовый результат ее деятельности. Операционный бюджет включает:
· бюджет продаж;
· бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов);
· производственный бюджет;
· бюджет закупки (использования) материалов;
· бюджет трудовых затрат;
· бюджет общепроизводственных расходов;
· бюджет общих и административных расходов;
· прогнозный отчет о прибылях и убытках.
Бюджет продаж определяет номенклатуру предполагаемой к продаже продукции, ожидаемый объем продажи в натуральном измерении, планируемую цену за единицу реализуемой продукции и выручку.
Выручка от продажи продукции в бюджетном периоде определяется по формуле:

где:
В(руб.) – выручка от продажи в бюджетном периоде в стоимостном измерении;
– планируемый объем продажи продукции в бюджетном периоде в натуральном измерении;
Ц – планируемая цена продажи единицы продукции в бюджетном периоде.
Бюджет коммерческих расходов составляют исходя из информации, определенной в бюджете продаж.
Бюджет производства (производственный бюджет) составляют в натуральном выражении.
Расчет планируемого объема производства продукции в натуральном измерении производят по формуле:

где:
– планируемый объем производства продукции в бюджетном периоде;
– планируемый объем продажи в бюджетном периоде (согласно бюджету продаж);
– запасы готовой продукции соответственно на конец и начало бюджетного периода.
Бюджет закупки (использования) материалов определяет потребность в основных материалах. Расчет планируемого объема закупки материалов в натуральном измерении производят по формуле:

где:
– планируемая потребность в материалах (или объем закупки) в бюджетном периоде в натуральном выражении;
– планируемый объем производства продукции в бюджетном периоде в натуральном измерении (согласно бюджету производства);
– норма материалов на производство единицы продукции;
– запасы материалов соответственно на конец и начало бюджетного периода в натуральном измерении.
Потребность в материалах в стоимостном выражении Мпп (руб.) определяют исходя из прогнозных цен на материалы в бюджетном периоде:

где:
– планируемая цена за единицу материалов в бюджетном периоде.
Бюджет трудовых затрат определяет плановую величину затрат труда на производство продукции в соответствии с производственным бюджетом в запланированной номенклатуре и объеме, т. е. рабочее время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема производства. Трудозатраты на производство всей запланированной продукции определяют на основе норм затрат труда в часах на изготовление единицы продукции.
Расчет ведут по формуле:

где:
– планируемый объем производства продукции в бюджетном периоде в натуральном измерении (согласно бюджету производства);
– планируемая потребность в трудозатратах в бюджетном периоде в часах;
– норма затрат труда на производство единицы продукции.
Затраты труда в стоимостном выражении
определяют исходя из планируемых часовых ставок оплаты труда в бюджетном периоде:

где:
– планируемая ставка (расценка, тариф) оплаты 1 часа работы.
Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, обусловленных необходимостью организации производства, которые должны быть осуществлены для выполнения производственного плана в бюджетном периоде.
После разработки перечисленных бюджетов определяют сокращенную производственную себестоимость продукции и маржинальную прибыль:

где:
– сокращенная производственная себестоимость продукции, изготовление которой запланировано в бюджетном периоде;
– планируемая величина прямых материальных затрат в стоимостном выражении на производство продукции в бюджетном периоде (согласно бюджету закупок материалов);
– планируемая величина прямых трудовых затрат в стоимостном выражении на производство продукции в бюджетном периоде (согласно бюджету затрат);
– планируемая величина переменных общепроизводственных расходов в бюджетном периоде (согласно бюджету ОПР).

где:
– маржинальная прибыль в бюджетном периоде;
– выручка от продажи продукции в бюджетном периоде в стоимостном выражении (согласно бюджету продаж).
Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, обусловленных необходимостью организации и управления предприятием для поддержания его деятельности в целом в бюджетном периоде.
Полную производственную себестоимость продукции определяют по формуле

где:
– планируемая величина постоянных общепроизводственных и административных расходов в бюджетном периоде (согласно бюджету ОПР и бюджету общих и административных расходов).
Себестоимость реализованной продукции определяют, прибавляя к полной производственной себестоимости величину расходов по продаже, определенную в соответствующем бюджете.

где:
– планируемая величина коммерческих расходов (расходов на продажу) в бюджетном периоде (согласно бюджету расходов по продажам).
В прогнозном отчете о прибылях определяют планируемую величину операционной прибыли в бюджетном периоде.
Финансовый бюджет определяет предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает бюджет денежных средств организации и подготовленный на его основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозный бухгалтерский баланс.
Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период.
Данные составляющих операционного бюджета и бюджета денежных средств используют для разработки прогнозного бухгалтерского баланса. Прогнозный бухгалтерский баланс отражает состояние имущества организации и источников его образования (активы и пассивы организации) на конец бюджетного периода.
По окончании бюджетного периода проводят сопоставление фактических показателей деятельности организации с бюджетными. Данные статичного бюджета сравнивают с фактическими показателями и констатируют наличие благоприятных и неблагоприятных отклонений. Помимо определения величины отклонений важно установить причину образования каждого из них, прямые и косвенные последствия и центры ответственности, отвечающие за допущенные отклонения. С этой целью используют гибкий бюджет. Чтобы составить гибкий бюджет, необходимо все затраты разделить на постоянные и переменные. Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат.
На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от объема реализации.
В общем виде затраты по гибкому бюджету рассчитываются по формуле

где:
– величина общих затрат по гибкому бюджету;
– переменные затраты на единицу продукции (по данным статичного бюджета);
– фактический объем производства (продаж);
– постоянные затраты.
Задание 5.1
На основании исходных данных составить бюджет продаж организации на первый квартал бюджетного периода.
Бюджет продаж
| Вид продукции | Объем продаж, шт. | Цена продажи, руб./шт. | Выручка от продажи, руб. |
| Брюки | 1800 штук | 1300 руб | 2 340 000 |
| Юбки | 1200 штук | 1100 руб | 1 320 000 |
| Всего | 3 660 000 |
Исходные данные:
ООО «Татьяна» осуществляет деятельность по пошиву женских юбок и брюк. По результатам исследований маркетингового отдела определен объем продаж на первый квартал: брюки – 1800 штук, юбки – 1200 штук. Предполагаемая цена продажи: брюки – 1300 руб., юбки – 1100 руб.
Задание 5.2
На основании исходных данных, используя показатели бюджета продаж, составленного в задании 5.1, составить график ожидаемых поступлений денежных средств от продажи готовой продукции в первом квартале бюджетного периода.






