Практикум по теме «Бюджетирование в управленческом учете»

 

Для выполнения заданий по данной теме необходимо изучить сущность понятий «бюджет» и «бюджетирование». Необходимо знать, что бюджетирование – это процесс составления бюджета. Объектом бюджетирования на микроуровне является предприятие, представляющее собой сложную экономическую систему.

По степени обобщения информации различают бюджеты генеральный (главный) и частные.

Генеральный (главный) бюджет разрабатывают для организации в целом, это бюджет предприятия в целом, скоординированный по всем видам деятельности, функциям и структурным подразделениям. Генеральный бюджет охватывает деятельность всего предприятия, объединяет и суммирует бюджеты структурных подразделений предприятия (центров ответственности) – частные бюджеты. Частные бюджеты разрабатывают для отдельных структурных подразделений организации (центров ответственности).

Составляющими генерального бюджета являются операционный, финансовый и инвестиционный бюджеты.

Операционный бюджет – часть генерального бюджета, которая определяет текущие операции бюджетного периода, детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов организации и финансовый результат ее деятельности. Операционный бюджет включает:

· бюджет продаж;

· бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов);

· производственный бюджет;

· бюджет закупки (использования) материалов;

· бюджет трудовых затрат;

· бюджет общепроизводственных расходов;

· бюджет общих и административных расходов;

· прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Бюджет продаж определяет номенклатуру предполагаемой к продаже продукции, ожидаемый объем продажи в натуральном измерении, планируемую цену за единицу реализуемой продукции и выручку.

Выручка от продажи продукции в бюджетном периоде определяется по формуле:

где:

В(руб.) – выручка от продажи в бюджетном периоде в стоимостном измерении;

– планируемый объем продажи продукции в бюджетном периоде в натуральном измерении;

Ц – планируемая цена продажи единицы продукции в бюджетном периоде.

Бюджет коммерческих расходов составляют исходя из информации, определенной в бюджете продаж.

Бюджет производства (производственный бюджет) составляют в натуральном выражении.

Расчет планируемого объема производства продукции в натуральном измерении производят по формуле:

где:

– планируемый объем производства продукции в бюджетном периоде;

– планируемый объем продажи в бюджетном периоде (согласно бюджету продаж);

– запасы готовой продукции соответственно на конец и начало бюджетного периода.

Бюджет закупки (использования) материалов определяет потребность в основных материалах. Расчет планируемого объема закупки материалов в натуральном измерении производят по формуле:

где:

– планируемая потребность в материалах (или объем закупки) в бюджетном периоде в натуральном выражении;

– планируемый объем производства продукции в бюджетном периоде в натуральном измерении (согласно бюджету производства);

– норма материалов на производство единицы продукции;

– запасы материалов соответственно на конец и начало бюджетного периода в натуральном измерении.

Потребность в материалах в стоимостном выражении Мпп (руб.) определяют исходя из прогнозных цен на материалы в бюджетном периоде:

где:

– планируемая цена за единицу материалов в бюджетном периоде.

Бюджет трудовых затрат определяет плановую величину затрат труда на производство продукции в соответствии с производственным бюджетом в запланированной номенклатуре и объеме, т. е. рабочее время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема производства. Трудозатраты на производство всей запланированной продукции определяют на основе норм затрат труда в часах на изготовление единицы продукции.

Расчет ведут по формуле:

где:

– планируемый объем производства продукции в бюджетном периоде в натуральном измерении (согласно бюджету производства);

– планируемая потребность в трудозатратах в бюджетном периоде в часах;

– норма затрат труда на производство единицы продукции.

Затраты труда в стоимостном выражении определяют исходя из планируемых часовых ставок оплаты труда в бюджетном периоде:

где:

– планируемая ставка (расценка, тариф) оплаты 1 часа работы.

Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, обусловленных необходимостью организации производства, которые должны быть осуществлены для выполнения производственного плана в бюджетном периоде.

После разработки перечисленных бюджетов определяют сокращенную производственную себестоимость продукции и маржинальную прибыль:

где:

– сокращенная производственная себестоимость продукции, изготовление которой запланировано в бюджетном периоде;

– планируемая величина прямых материальных затрат в стоимостном выражении на производство продукции в бюджетном периоде (согласно бюджету закупок материалов);

– планируемая величина прямых трудовых затрат в стоимостном выражении на производство продукции в бюджетном периоде (согласно бюджету затрат);

– планируемая величина переменных общепроизводственных расходов в бюджетном периоде (согласно бюджету ОПР).

где:

маржинальная прибыль в бюджетном периоде;

– выручка от продажи продукции в бюджетном периоде в стоимостном выражении (согласно бюджету продаж).

Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, обусловленных необходимостью организации и управления предприятием для поддержания его деятельности в целом в бюджетном периоде.

Полную производственную себестоимость продукции определяют по формуле

где:

– планируемая величина постоянных общепроизводственных и административных расходов в бюджетном периоде (согласно бюджету ОПР и бюджету общих и административных расходов).

Себестоимость реализованной продукции определяют, прибавляя к полной производственной себестоимости величину расходов по продаже, определенную в соответствующем бюджете.

где:

– планируемая величина коммерческих расходов (расходов на продажу) в бюджетном периоде (согласно бюджету расходов по продажам).

В прогнозном отчете о прибылях определяют планируемую величину операционной прибыли в бюджетном периоде.

Финансовый бюджет определяет предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает бюджет денежных средств организации и подготовленный на его основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозный бухгалтерский баланс.

Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период.

Данные составляющих операционного бюджета и бюджета денежных средств используют для разработки прогнозного бухгалтерского баланса. Прогнозный бухгалтерский баланс отражает состояние имущества организации и источников его образования (активы и пассивы организации) на конец бюджетного периода.

По окончании бюджетного периода проводят сопоставление фактических показателей деятельности организации с бюджетными. Данные статичного бюджета сравнивают с фактическими показателями и констатируют наличие благоприятных и неблагоприятных отклонений. Помимо определения величины отклонений важно установить причину образования каждого из них, прямые и косвенные последствия и центры ответственности, отвечающие за допущенные отклонения. С этой целью используют гибкий бюджет. Чтобы составить гибкий бюджет, необходимо все затраты разделить на постоянные и переменные. Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат.

На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от объема реализации.

В общем виде затраты по гибкому бюджету рассчитываются по формуле

где:

– величина общих затрат по гибкому бюджету;

– переменные затраты на единицу продукции (по данным статичного бюджета);

– фактический объем производства (продаж);

– постоянные затраты.

Задание 5.1

На основании исходных данных составить бюджет продаж организации на первый квартал бюджетного периода.

Бюджет продаж

Вид продукции Объем продаж, шт. Цена продажи, руб./шт. Выручка от продажи, руб.
Брюки 1800 штук 1300 руб 2 340 000
Юбки 1200 штук 1100 руб 1 320 000
Всего     3 660 000

 

Исходные данные:

ООО «Татьяна» осуществляет деятельность по пошиву женских юбок и брюк. По результатам исследований маркетингового отдела определен объем продаж на первый квартал: брюки – 1800 штук, юбки – 1200 штук. Предполагаемая цена продажи: брюки – 1300 руб., юбки – 1100 руб.

Задание 5.2

На основании исходных данных, используя показатели бюджета продаж, составленного в задании 5.1, составить график ожидаемых поступлений денежных средств от продажи готовой продукции в первом квартале бюджетного периода.




double arrow
Сейчас читают про: