В проверочном расчете вычисляются нормальные и касательные напряжения в поперечном сечении крыла большого удлинения, механические и геометрические параметры которого были подобраны в процессе проектировочного расчета. Считаем, что пояса лонжеронов работают только на растяжение – сжатие, а обшивка носка способна воспринимать нормальные и касательные напряжения при условии, что она не потеряла устойчивость. Используем прием «присоединения обшивки к продольным подкреплениям». После соответствующего увеличения площадей продольных подкреплений обшивка считается работающей только на сдвиг.
Нормальные напряжения находим методом редукционных коэффициентов, а касательные – методом секущих модулей без разделения на изгиб и кручение. При этом не учитываются влияния заделки и местных возмущающих факторов (вырезы, резкое изменение механических и геометрических характеристик по длине крыла, локальное приложение сосредоточенных воздействий и др.).
Проверочный расчет крыла осуществляется на ЭВМ с помощью программы «Крыло – прочность». Рассматриваем расчетный случай, при котором , V=VD. Считаем, что при этом верхняя часть обшивки носка потеряет устойчивость. Чтобы учесть работу носка в восприятии изгиба, вводим в нижней (растянутой) зоне фиктивный подкрепляющий элемент, площадь которого получается присоединением прилегающих участков носка.
|
|
Расчеты осуществляем в сечении крыла, к которому присоединен подкос. Поскольку в этом сечении все ВСФ имеют разрыв, то нужно выбрать между сечениями, которые расположены немного правее и немного левее. При выборе используем табл. 2.4. Выбираем сечение, которое расположено немного правее, т. к. там изгибающий момент Mx существенно больше.
В этом сечении Mx=10,087 кН м; Qy=8,5532 кН; Mz=2,54 кН м; XQ=0,172 м.
Последнее значение соответствует расстоянию поперечной силы Qy от стенки переднего лонжерона. Кроме того, в сечении нужно иметь значения My и Qx. Используем формулы
(2.44)
где . (2.45)
Вычислим при . Применим интерполяцию
При ; при .
.
Применяя (2.44) и (2.45) находим
;
.
Рассмотрим значение осевой силы N в расчетном сечении. Согласно рис.2.17 видно, что она равна ½ Nz подк и является растягивающей.
Рисунок 2.18 – Расчетное сечение
Пронумеруем подкрепляющие и сдвиговые элементы сечения (рис. 2.18.). В кружки взяты номера сдвиговых элементов. Сдвиговые элементы показаны штриховыми линиями, соответствуют мягкой обшивке, которая не воспринимает нагрузок. Толщины этих элементов берем фиктивными, равными 10-7 м.
Рисунок 2.19 – Нумерация несущих элементов сечения
|
|
Подсчитываем площади подкрепляющих элементов. К ребрам 2,3,4,5 присоединяем по 1/6 части площадей поперечных сечений соответствующих стенок (чтобы учесть их участие в восприятие изгиба). Что же касается влияния носка, то его роль в восприятии изгиба учитывается только элементом, имеющим номер 6.
Продольное ребро номер 1 является фиктивным, его площадь F1 эф=10-7. Этот элемент необходим в связи с требованиям программы «Крыло – прочность».
;
;
Для вычисления F6 эф умножим приближенно найденную длину дуги 1-6-5 на толщину обшивки носка, равную 0,6 мм.
F6 эф= 1,58 см2
Вычисления толщин сдвиговых элементов осуществляем согласно учебного пособия [5]. Поскольку все элементы крыла выполнены из одного материала, то
, (2.46)
где коэффициент , учитывающий возможность потери устойчивости от сдвига, берем согласно [2].
.
Массив параметров состоит из следующих целых констант:
– общее число продольных элементов;
– число полок лонжеронов;
– номер материала поясов лонжеронов;
– номер материала стрингеров;
– номер верхней полки переднего лонжерона;
– номер нижней полки переднего лонжерона;
– номер верхней полки заднего лонжерона;
– номер нижней полки заднего лонжерона.
Массив характеристик расчетного сечения состоит из следующих L чисел:
МПа– модуль упругости фиктивной диаграммы;
МПа – разрушающее напряжение сжатия (знак минус) для полок лонжеронов;
МПа – разрушающее напряжение сжатия (знак минус) для стрингеров с присоединенной обшивкой в сжатой зоне;
кН м – изгибающий момент, действующий в расчетном сечении, вектор которого направлен вдоль хорды крыла;
кН м – изгибающий момент в расчетном сечении, вектор-момент которого лежит в плоскости сечения крыла и перпендикулярен хорде;
– осевое усилие;
– усилие ;
– усилие ;
– расстояние от стенки переднего лонжеронам до линии действия силы .
Кроме того, исходными данными являются горизонтальные и вертикальные координаты центров тяжести объединенных элементов, площади и редуцированные толщины объединенных элементов.
Получили:
Vashkevich 158v РЕДУЦИР. ТОЛЩИНЫ
OБЩИE ДAHHЫE M XI YI FI .0005
.7100E+11 6.0000.0000.0000E+00.0000
-.3570E+09 4.3080.1380.8970E-04.0016
-.3570E+09 4 1.0780.0916.8900E-04.0000
.1009E+05 4 1.0780 -.0496.8750E-04.0008
.9650E+03 2.3080 -.2370.1719E-03.0008
.0000E+00 5.1540 -.0718.1158E-03.0016
MX=.10090E+05 MY=.96500E+03 NZ=.00000E+00 IX=.89148E-05
IY=.66803E-04 FS=.45001E-03 Итераций- 3
ПОТОКИ КАСАТЕЛЬНЫХ
HАПРЯЖEHИЯ ГЛАВНЫЕ ЦЕНTPAЛЬНЫЕ РЕДУKЦИOНHЫE УCИЛИЙ
ДEЙСTBИTEЛЬHЫE Х y КOЭФФИЦИЕНТЫ
-.6067E+08 -.5212E+00.5933E-01.8124
-.1840E+09 -.2132E+00.1973E+00.8124
-.1323E+09.5568E+00.1509E+00.8124
-.2413E+07.5568E+00.9732E-02.8124
.1609E+09 -.2132E+00 -.1777E+00.8124
.7156E+07 -.3672E+00 -.1247E-01.8124
Статическая прочность элементов крыла обеспечена.