Анализ требований к программному обеспечению информационно-справочного web-сайта гостиницы. Постановка задачи

 

Описание проблемы автоматизации информационно-справочного сайта гостиницы.

Сайт гостиницы «Нью-Йорк» предоставляет информацию о гостинице и их услугах, что помогает подобрать и бронировать номер по определенным критериям, на конкретный промежуток времени с возможностью осуществлением оплаты или предоплаты.

В связи с повсеместной компьютеризацией современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого предприятия или учреждения. Для эффективного управления предприятиями, фирмами и организациями различных типов широко внедряются системы автоматизированного управления, ядром которых являются базы данных (БД). При большом объеме информации и сложности, производимых с ней операций проблема эффективности средств организации хранения, доступа и обработки данных приобретет особое значение.        

Поэтому для улучшения работы и уменьшения затраченного времени рационально было бы создать программный продукт, который позволит просматривать информацию, а также бронировать номера. Данный продукт позволит перейти от бумажных носителей к электронным, предоставит удобный способ просмотра и заполнения форм, а также исключит ситуации потери данных при использовании бумажных журналов.

Было проведено сравнение сайта гостиницы с сайтом-аналогом [2].

На данном web-сайте реализованы следующие функции:  просмотр информации о гостинице, услугах, номерах, их бронировании, фотогалереи, а также функция поиска по сайту.

Преимущества:

– быстродействие системы;

– поиск по сайту;

– удобный и красивый интерфейс.

Недостатки:

– много рекламы;

– отсутствует система оповещения пользователей о новшествах системы и нововведениях на сайте.

 

1.1 Обзор и анализ программ-аналогов

Рассмотрим программу-аналог [2] для того, чтобы спроектировать информационно-справочную систему гостиницы. С этой целью проведем сравнительный анализ имеющихся проектов по нескольким параметрам.

1.1.1. Гостиница «Лыбидь»

Главная страница сайта отеля «Лыбидь» (рис. 1.1) предоставляет возможность бронирования номеров по таким параметрам: дата прибытия, дата отъезда, количество людей, количество номеров. Так же предоставляется возможность забронировать номер, связавшись по контактному телефону с администрацией отеля.

Рисунок 1.1 - Главная страница

 

Страница «Фотогалерея» (рис. 1.2) содержит изображения номеров данного отеля, сгруппированных по категориям.

Рисунок 1.2 - Фотогалерея

 

Страница «Услуги» (рис. 1.3) содержит информацию о дополнительных услугах и предоставляет возможность гостям отеля выбрать и заказать доступные услуги.

Рисунок 1.3-Услуги

 

На странице «Номера» (рис. 1.4) предоставляется информация о различных категориях номеров, а так же стоимость, с учётом сезонного изменения тарифов.

Рисунок 1.4 - Номера

 

 

Обобщая данные мы можем заметить, что наиболее важными функциональными особенностями электронной гостиницы являются удобная разбивка информации, сквозной поиск с различными параметрами, а также простой интуитивно понятный интерфейс с необходимой и достаточной информацией. Исходя именно из этих требований, мы будем начинать проектировать нашу систему.

1.2  Постановка задач выпускной работы

 

Цель выпускной работы бакалавра – снижение трудоемкости поиска информации о гостинице за счет использования web-технологии.

Программное обеспечение в первую очередь должно реализовать следующие функции:

1. Вести электронный каталог гостиничного фонда.

2. Вести инвентаризацию номеров гостиничного фонда.

3. Осуществлять поиск в каталоге информации о конкретном номере по различным критериям.

4. Бронирование и аннулирование мест и номеров в гостинице.

5. Регистрация на поселение клиента в номер, расчёта, оформление выезда.

6. Получение оперативной информации о номерах, зарегистрированных на конкретных гостей.

7. Осуществление оплаты номера.

 

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи разрабатываемого программного обеспечения:

1. Выполнить анализ требований к ПО информационно-справочная система гостиницы. Определить задачи приложения.

2. Провести моделирование бизнес - процессов программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

– Разработать спецификацию требований для данного программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

– Разработать алгоритмы работы программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

– Выполнить детальное проектирование программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

– Выбрать инструментальные средства для разработки данного программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

3. Провести тестирование программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

4. Провести экономическое обоснование разработки программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

5. Провести анализ вредоносных и опасных факторов, которые могут стать причиной негативного воздействия на пользователей, использующих программное обеспечение информационно-справочного web-сайта гостиницы.


1.3  Требования заказчика

1.


1.1

1.2

1.3

1.3.1 Мандатные требования

 

1.3.1.1     ПО «Информационно-справочная система гостиницы» должна быть разработана с использованием распространенных Internet-браузеров.

1.3.1.2     ПО «Информационно-справочная система гостиницы» должна использовать реляционную базу данных.

1.3.1.3     ПО «Информационно-справочная система гостиницы» должна предоставлять возможность авторизированного входа.

1.3.1.4     В авторизированном режиме ПО должно предоставлять следующие функции:

 

         Администратор:

1.3.1.4.1 Управление многооконным интерфейсом.

1.3.1.4.2 Создавать электронный каталог гостиничного фонда.

1.3.1.4.3 Вести электронный каталог гостиничного фонда

1.3.1.4.4 Вести инвентаризацию номеров гостиничного фонда.

1.3.1.4.5 Регистрировать гостя.

- Вносить персональные данные о госте.

1.3.1.4.6 Работа с данными гостя

- Изменять персональные данные о госте.

-  Удалять персональные данные о госте.

-  Поиск персональных данных о госте.

1.3.1.4.7 Работа с номерами:

– Получать оперативной информации о номерах.

– Изменять информацию о номерах.

– Удалять информацию о номерах.

– Получать оперативную информацию.

 

    Гость:

1.3.1.4.8 Бронирования номера.

– Заполнение формы бронирования.

– Выбор дополнительных услуг.

1.3.1.4.9 Отмена брони.

1.3.1.4.10 Осуществление оплаты номера.

– Выбор варианта оплаты номера(полная/частичная).

– Выбор варианта оплаты номера (карта, интернет-платеж).

1.3.1.4.11 Просмотр информации о номерах.

– Поиск в каталоге информации о конкретном номере по различным критериям.

– Просмотр краткого описания конкретного номера.

– Проверка наличия номеров в гостинице.

1.3.1.5  В неавторизированном режиме ПО должно предоставлять следующие возможности:

1.3.1.5.1 Регистрация.

1.3.1.5.2 Просмотр информации гостиницы.

- Информация о гостинице.

- Информация о номерах.

- Информация о дополничельных услугах.

- Фотогалерея гостиничных номеров.

1.3.1.5.3 Авторизация.

1.3.1.5.4 Бронирования номера.

– Заполнение формы бронирования.

– Выбор дополнительных услуг.

1.3.1.6  ПО «Информационно-справочная система гостиницы» должна взаимодействовать с БД, содержащими информацию о пользователях системы.

1.1.1

 

1.3.2 Ограничительные требования

1.

1.1

1.2

1.3

1.3.1

1.3.2

1.3.2.1 Пользовательский интерфейс должен функционировать на персональных компьютерах с операционной системой Microsoft Windows XP\Vista\Seven;

1.3.2.2 Пользовательский интерфейс должен функционировать на браузерах:

– Opera не ниже 10.0 версии;

– Google Chrome не ниже 7.0 версии.

1.3.2.3 Пользовательский интерфейс должен сопровождаться техническим заданием

1.3.2.4 Для бесперебойного функционирования пользовательский интерфейс персональный компьютер должен быть подключен к сети Internet со скорость передачи данных не ниже 1Mb/s;

1.3.2.5 Пользовательский интерфейс должен функционировать с минимальными характеристиками персонального компьютера:

1.3.2.6 Компьютер: Процессор Intel Pentium/Celeron или совместимый с Pentium III Xeon; рекомендуемая частота от 1,1 ГГц;

1.3.2.7 Видео адаптер: Видео карта выпущена не позже 2009 года, с емкостью памяти не меньше 512 Mb;

1.3.2.8 Оперативная память (RAM): От 512 Mb и более;

1.3.2.9 Жесткий диск: От 1Gb и более; более точные требования зависят от конфигурации системы, а также установленных приложений и инструментов;

1.3.2.10 Монитор: Super VGA (1024x768) и более.

1.3.2.11 Компьютерная мышь;

1.3.2.12 Компьютерная клавиатура.

1.3.2.13 Пользовательский интерфейс должен функционировать на мобильных устройствах, на которых установлены операционные системы и браузер, совместимые с п.1.3.1 и 1.3.2.

1.3.2.14 Пользовательский интерфейс должен выполнять такие функции:

– Четкое отображение информации;

– Неброский фон;

– Цветовая гамма бежевых тонов;

– Цвет обычного текста черного;

– Тип шрифта: Times New Roman;

– Размер шрифта: 14pt;

– Просмотр справочной информации;

– Наличие функциональных клавиш на предыдущую страницу и на главную;

– Присутствие логотипа;

1.3.2.15 Должна быть понятная справочная информация на сайте;

1.3.2.16 Должна иметь возможность тестового входа для пользователей;

1.3.2.17 Должна иметь удобную форму регистрации на сайте;

1.3.2.18 Должна иметь интуитивно понятный функционал.

 

1.4  Требования к программному обеспечению

1.4.1 Функциональные требования к программному обеспечению

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.4

1.4.1

1.4.1.1     ПО «Информационно-справочная система гостиницы» должна быть разработана с использованием распространенных Internet-браузеров.

1.4.1.2     ПО «Информационно-справочная система гостиницы» должна использовать реляционную базу данных.

1.4.1.3     ПО «Информационно-справочная система гостиницы» должна предоставлять возможность авторизированного входа.

1.4.1.4     В авторизированном режиме ПО должно предоставлять следующие функции:

 

    Для режима «Администратор» ПО должно предоставлять такие возможности:

1.4.1.4.1 Управление многооконным интерфейсом.

1.4.1.4.2 Создавать электронный каталог гостиничного фонда.

1.4.1.4.3 Вести электронный каталог гостиничного фонда

1.4.1.4.4 Вести инвентаризацию номеров гостиничного фонда.

1.4.1.4.5 Регистрировать гостя.

- Вносить персональные данные о госте.

1.4.1.4.6 Работа с данными гостя

- Изменять персональные данные о госте.

- Удалять персональные данные о госте.

- Поиск персональных данных о госте.

1.4.1.4.7 Работа с номерами:

- Получать оперативной информации о номерах.

- Изменять информацию о номерах.

- Удалять информацию о номерах.

- Получать оперативную информацию.

 

Для режима «Гость» ПО должно предоставлять такие возможности:

1.4.1.4.8 Бронирования номера.

– Заполнение формы бронирования.

– Выбор дополнительных услуг.

1.4.1.4.9 Отмена брони.

1.4.1.4.10 Осуществление оплаты номера.

– Выбор варианта оплаты номера(полная/частичная).

– Выбор варианта оплаты номера (карта, интернет-платеж).

1.4.1.4.11 Просмотр информации о номерах.

– Поиск в каталоге информации о конкретном номере по различным критериям.

– Просмотр краткого описания конкретного номера.

– Проверка наличия номеров в гостинице.

 

В неавторизированном режиме ПО долино предоставлять следующие возможности:

1.4.1.4.12 Регистрация.

1.4.1.4.13 Просмотр информации гостиницы.

- Информация о гостинице.

- Информация о номерах.

- Информация о дополничельных услугах.

- Фотогалерея гостиничных номеров.

1.4.1.4.14 Авторизация.

1.4.1.4.15 Бронирования номера.

– Заполнение формы бронирования.

– Выбор дополнительных услуг.

1.4.1.5     ПО «Информационно-справочная система гостиницы» должна взаимодействовать с БД, содержащими информацию о пользователях системы.

 

1.4.2 Нефункциональные требования

 

1.4

1.4.1

1.4.2

1.4.2.1 Пользовательский интерфейс должен функционировать на персональных компьютерах с операционной системой Microsoft Windows XP\Vista\Seven;

1.4.2.2 Пользовательский интерфейс должен функционировать на браузерах:

– Opera не ниже 10.0 версии;

– Google Chrome не ниже 7.0 версии.

1.4.2.3 Пользовательский интерфейс должен сопровождаться техническим заданием

1.4.2.4 Для бесперебойного функционирования пользовательский интерфейс персональный компьютер должен быть подключен к сети Internet со скорость передачи данных не ниже 1Mb/s;

1.4.2.5 Пользовательский интерфейс должен функционировать с минимальными характеристиками персонального компьютера:

1.4.2.6 Компьютер:Процессор Intel Pentium/Celeron или совместимый с Pentium III Xeon; рекомендуемая частота от 1,1 ГГц;

1.4.2.7 Видео адаптер: Видео карта выпущена не позже 2009 года, с емкостью памяти не меньше 512 Mb;

1.4.2.8 Оперативная память (RAM): От 512 Mb и более;

1.4.2.9 Жесткий диск: От 1Gb и более; более точные требования зависят от конфигурации системы, а также установленных приложений и инструментов;

1.4.2.10 Монитор: Super VGA (1024x768) и более.

1.4.2.11 Компьютерная мышь;

1.4.2.12 Компьютерная клавиатура.

1.4.2.13 Пользовательский интерфейс должен функционировать на мобильных устройствах, на которых установлены операционные системы и браузер, совместимые с п.1.4.1 и 1.4.2.

1.4.2.14 Пользовательский интерфейс должен выполнять такие функции:

– Четкое отображение информации;

– Неброский фон;

– Цветовая гамма бежевых тонов;

– Цвет обычного текста черного;

– Тип шрифта: Times New Roman;

– Размер шрифта: 14pt;

– Просмотр справочной информации;

– Наличие функциональных клавиш на предыдущую страницу и на главную;

– Присутствие логотипа;

1.4.2.15 Должна быть понятная справочная информация на сайте;

1.4.2.16 Должна иметь возможность тестового входа для пользователей;

1.4.2.17 Должна иметь удобную форму регистрации на сайте;

1.4.2.18 Должна иметь интуитивно понятный функционал.

 


1.5  Матрица трассируемости к ПО информационно-справочной системы гостиницы

 

    В таблице 1.1 представлена матрица трассируемости к ПО информационно-справочной системы гостиницы                                                                                                                                                          

Таблица 7.1-Матрица трассируемости

 

ТРЕБОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

   
ТРЕБОВАНИЯ К ПО 1.3.1.1 1.3.1.2 1.3.1.3 1.3.1.4 1.3.1.5 1.3.1.6 1.3.2.1 1.3.2.2 1.3.2.3 1.3.2.4 1.3.2.5 1.3.2.6 1.3.2.7 1.3.2.8 1.3.2.9 1.3.2.10 1.3.2.11 1.3.2.12 1.3.2.13 1.3.2.14

1.3.2.15

1.3.2.16 1.3.2.17 1.3.2.18
1.4.1.1 +                                            
1.4.1.2   +                                          
1.4.1.3     +                                        
1.4.1.4       +                                      
1.4.1.5         +                                    
1.4.1.6           +                                  
1.4.1.7             +                                
1.4.2.1               +                              
1.4.2.2                 +                            
1.4.2.3                   +                          
1.4.2.4                     +                        
1.4.2.5                       +                      
1.4.2.6                         +                    
                                                   

Продолжение таблицы 1.1

 

ТРЕБОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

   
ТРЕБОВАНИЯ К ПО 1.3.1.1

1.3.1.2

1.3.1.3 1.3.1.4 1.3.1.5 1.3.1.6 1.3.1.7 1.3.2.1 1.3.2.2 1.3.2.3 1.3.2.4 1.3.2.5 1.3.2.6 1.3.2.7 1.3.2.8 1.3.2.9 1.3.2.10 1.3.2.11 1.3.2.12 1.3.2.13 1.3.2.14

1.3.2.15

1.3.2.16 1.3.2.17 1.3.2.18
1.4.2.7                         +                    
1.4.2.8                           +                  
1.4.2.9                             +                
1.4.2.10                               +              
1.4.2.11                                 +            
1.4.2.12                                   +          
1.4.2.13                                     +        
1.4.2.14                                       +      
1.4.2.15                                        

+

     
1.4.2.16                                         +    
1.4.2.17                                           +  
1.4.2.18                                             +
                                                       

 


1.6  Анализ осуществимости.

 

Диаграммы вариантов использования описывают функциональное назначение системы или то, что система должна делать. Разработка диаграммы преследует следующие цели:

– определить общие границы и контекст моделируемой предметной области;

– сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы;

– разработать исходную концептуальную модель системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей;

– подготовить исходную документацию для взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями.

    Суть диаграммы вариантов использования состоит в следующем. Проектируемая система представляется в виде множества сущностей или актеров, взаимодействующих с системой с помощью вариантов использования. При этом актером (actor) или действующим лицом называется любая сущность, взаимодействующая с системой извне. Это может быть человек, техническое устройство, программа или любая другая система, которая может служить источником воздействия на моделируемую систему так, как определит сам разработчик. Вариант использования служит для описания сервисов, которые система предоставляет актеру. Диаграмма вариантов использования может дополняться пояснительным текстом, который раскрывает смысл или семантику составляющих ее компонентов.

 




1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.6.1 Диаграмма вариантов использования

На рис.1.11- представлена диаграмма вариантов использования ПО «Информационно - справочной системы гостиницы»

 

Рисунок 1.11- диаграмма вариантов использования ПО «Информационно - справочной системы гостиницы»

 

На рис. 1.12- представлена диаграмма вариантов использования ПО «Информационно - справочной системы гостиницы» для гостя.

Рисунок 1.12- диаграмма вариантов использования ПО «Информационно - справочной системы гостиницы» для гостя

 

Для того, чтоб получить информацию о бронировании номера в гостинице, гостю необходимо пройти авторизацию, если у него уже имеется учетная запись или же совершить бронирование, после чего будет выполнена регистрация нового гостя.

Гость может просматривать описание номеров, которые он забронировал в гостинице, просматривать наличие свободных номеров в гостинице, фотогалерею, а также осуществлять поиск номеров по категориям и критериям, и просматривать информацию о конкретном номере.

Диаграмма вариантов использования отображает связь двух действующих лиц (администратор, гость), каждая из которых содержит различные права доступа, которые влияют на выполняемые ими функции.

1) У гостя есть возможность:

- авторизации;

- просмотра наличия номеров в гостинице;

- просмотра каталога номеров;

- поиска информации по различным критериям;

- просмотра информации о конкретном номере;

- бронирование номера;

- отмена бронирования;

- оплата номера.

2) У администратора есть возможность:

- авторизации;

- регистрации гостя;

- работы с персональной информацией о госте;

- работы с электронным каталогом номеров;

- работы с регистрацией бронирования номеров;

- удалять, добавлять, а также редактировать информацию в базе данных.


 

1.6.2 Сценарии и прецеденты

Таблица 1.2 – Спецификации варианта использования «Бронирование номера»

Прецедент Бронирование номера
Краткое описание Гость вносит личную информацию
Субъекты Авторизированный, неавторизованый гость
Предусловия Страница авторизации на сайте
Постусловия Информация об успешном бронировании
Основной поток Пользователь вводит информацию: 1 Даты проживания 2 Количество взрослых 3 Количество детей 4 Категория номера 5 ФИО 6 Телефонный номер. 7 e-mail 8 Выбор дополнительных услуг. 9 Форма оплаты. 10 Нажимает кнопку «Бронировать».
Альтернативный поток При некорректных данных пользователь вводит данные снова.

 

(Продолжение  с пецификации варианта использования в приложении А. Описание сценарий и прецедентов)

1.7  Календарные планы

 

На рисунке 1.13 изображен календарный план выполнения проекта ПО «Информационно-справочная система гостиницы».


Рисунок 1.13 - Календарный план выполнения проекта ПО «Информационно-справочная система гостиницы».

Выводы по разделу 1

 

В первом разделе выпускной работы выполнен анализ современного состояния проблемы автоматизации информационной поддержки сайта гостиницы, сформулирована цель работы и поставлены задачи выпускной работы бакалавра.

Сформулированы требования заказчика и требования к программному обеспечению информационно - справочной системы гостиницы, а также была построена диаграмма вариантов использования и описаны к ней все прецеденты и описана взаимосвязь подсистем проекта и составлен календарный план проекта.

Все вышеперечисленное позволяет перейти к процессу построения моделей проектируемого ПО информационно-справочного web-сайта гостиницы.

 


2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ И ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОГО WEB-САЙТА ГОСТИНИЦЫ

2.1 Выбор типовой архитектуры ПО

 

Есть много распространенных способов разработки программных модулей и их связей, в том числе:

- Blackboard;

- Клиент-серверная модель (client-server);

- Архитектуры, построенные вокруг базы данных (database-centric architecture);

- Распределенные вычисления (distributed computing);

- Событийная архитектура (event-driven architecture);

- Peer-to-peer;

- Поиск-ориентированная архитектура;

- Сервис-ориентированная архитектура;

- Структурированная;

- Трех-уровневая.

Для разработки программного обеспечения будет использована трехзвенная архитектура предполагающая наличие следующих компонентов приложения: клиентское приложение (обычно говорят "тонкий клиент" или терминал), подключенное к серверу приложений, который в свою очередь подключен к серверу базы данных.

Нам подходила именно эта структура приложения, так как она имеет такие достоинства:

- Масштабируемость;

- конфигурируемость — изолированность уровней друг от друга позволяет (при правильном развертывании архитектуры) быстро и простыми средствами переконфигурировать систему при возникновении сбоев или при плановом обслуживании на одном из уровней;

- высокая безопасность и высокая надежность;

- низкие требования к скорости канала (сети) между терминалами и сервером приложений;

- низкие требования к производительности и техническим характеристикам терминалов, как следствие снижение их стоимости. Терминалом может выступать не только компьютер, но и, например, мобильный телефон.

 

Схематически такую архитектуру можно представить, как показано на рис. 2.1

Рисунок 2.1 – Архитектура приложения информационно-справочной системы гостиницы

Функции приложения-клиента:

- Посылка запросов серверу.

- Интерпретация результатов запросов, полученных от сервера.

- Представление результатов пользователю в некоторой форме (интерфейс пользователя).

Функции серверной части:

- Прием запросов от приложений-клиентов.

- Интерпретация запросов.

- Оптимизация и выполнение запросов к БД.

- Отправка результатов приложению-клиенту.

- Обеспечение системы безопасности и разграничение доступа.

- Управление целостностью БД.

- Реализация стабильности многопользовательского режима работы.  





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: