Для оценки рынка сбыта необходимо применить метод сегментирования рынка. Сегментирование рынка – это разделение потребителей на группы с учетом различных факторов и принципов. В процессе сегментирования выделяют сегменты рынка. Сегмент – это группа потребителей, одинаково реагирующих на товар. Основные характеристики сегмента рынка:
- полная потребность в товаре – это общая потребность всех пользователей;
- годовая потребность в товаре – это общая емкость, количество товара, которое потребляется в год;
- емкость конкурентов – это годовая емкость рынка, занятая конкурентами;
- свободная емкость – это разность между общей емкостью и емкостью конкурентов;
- емкость рассматриваемого товара – это целевая емкость;
- срок повторения покупки – это средняя периодичность повторения покупок данного товара;
- коэффициент охвата потребителей – это доля населения, которая будет приобретать данный товар.
Защита программных продуктов, относятся к потребительскому рынку, для которого характерно наличие индивидуальных потребителей, такой рынок является эластичным.
К основным принципам сегментирования потребительского рынка
принадлежат географический (с факторами: государства, регионы, области, города и т.д.), демографический (с факторами: пол, возраст, уровень доходов, род занятий, профессия), психографический (с факторами: образование, общественный класс, образ жизни, тип личности) и поведенческий (с факторами: повод для пользования товаром, отношение к товару) принципы.
В таблице 4.1 представлены принципы и факторы сегментирования потребительского рынка.
Таблица 4.1 - Принципы и факторы сегментирования потребительского рынка
Наименование принципа | Целевая аудитория |
1. Географический | Жители центральных и восточных регионов Украины |
2. Демографический | Мужчины, женщины в возрасте от 20-49 лет. Уровень дохода средний и высокий. Люди умственного труда, технические специалисты, студенты, управленцы. |
3. Психографический | Образование: высшее, неоконченное высшее. |
4. Поведенческий | Повод для покупки: чувство комфорта. |
Сегментирование и расчет емкости рынка представлены в таблице 4.2.
Город | Количество потребителей | Доля владельца ПК | Коэффициент обхвата | Потребность | Срок повтора покупки | Годовая емкость шт/год |
Киев | 323 | 1 | 0,70 | 226 | 3 | 678 |
Харьков | 125 | 1 | 0,75 | 94 | 3 | 281 |
Итого | 448 |
|
| 320 |
| 960 |
Коэффициент охвата Кохвт, определяемый как доля потребителей, которые могут приобрести товар во всех сегментах, составляет 0,75. Потребность в товаре (формула 4.1):
(4.1)
Общая годовая емкость рынка:
, i –количество сегментов рынка.
Емкость сегментов и общая емкость рынка в процессе анализа будут разделены на емкость конкурентов и свободную (формула 4.2):
(4.2)