До 3-й линейки нотного стана ноты пишутся со штилями

I КЛАСС                                                                              СОЛЬФЕДЖИО                                                              2019-2020 учебный год 

Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд.

Регистры и октавы на фортепианной клавиатуре.

Музыкальным звуком называется звук, имеющий определенную высоту. Основных звуков в музыке семь – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Последовательность звуков друг за другом в порядке высоты называется звукорядом. Вот как располагается звукоряд на белых клавишах фортепиано:

     
 

 


Низкие, средние и высокие звуки образуют нижний, средний и высокий регистр.

Расстояние между двумя одинаковыми клавишами (от ноты ДО вверх или вниз до её  повторения)  называется   октавой. В середине фортепианной  клавиатуры  находится

1-я октава; в нижний регистр спускаются малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (неполная, со звуками ля и си); вверху расположены 2-я, 3-я, 4-я и 5-я (неполная, может включать звуки до, ре и ми) октавы.

 

 

 


 

 

Ноты – это знаки для записи музыки. Ноты записывают на пяти линейках, которые называются нотный стан или нотоносец. Счет линейкам принято вести снизу вверх; существуют также короткие добавочные линейки.

Для того, чтобы знать, в какой именно октаве находятся записанные ноты, в начале нотного стана обязательно выставляется ключ. Скрипичный ключ или ключ СОЛЬ показывает, что на второй линейке нотного стана находится нота соль первой октавы. От неё вверх и вниз, на линейках и между ними располагается звукоряд 1-й октавы:

ключ «соль»-               ДО                     РЕ                     МИ              ФА             СОЛЬ             ЛЯ                СИ



Скрипичный

  ключ               

 

Звуки различаются не только по высоте, но и по длительность: бывают звуки длинные и короткие. Порядок чередования нот по длительности называется ритмом. У каждой мелодии есть свой ритм или, как говорят,– ритмический рисунок.

Домашнее задание.

1. Раскрась клавиши в цвета радуги: ДО-красный, РЕ-оранжевый, МИ-желтый, ФА-зелёный, СОЛЬ-голубой, ЛЯ-синий, СИ-фиолетовый.

2. В рамочки под клавишами впиши названия нот.

 

3. Напиши ноты первой октавы:

4. Напиши ноты первой октавы, спрятанные в словах:

5. Чтобы научиться слышать и записывать ритм, прохлопай в ладоши текст любого стихотворения. Ритмический рисунок легко проявится, если длинные звуки называть на слог «та», а короткие – «ти».

Теперь ритмический рисунок легко можно записать, если короткие звуки обозначить короткими вертикальными черточками, а длинные звуки – более длинными черточками

  Та-та, два кота, два ободранных хвоста. Серый кот в чулане, все усы в сметане. Рыжий кот залез в подвал и мышонка там поймал.     Та-та-ти-ти-та, ти-ти-ти-ти-ти-ти-та  Ти-ти-ти-ти-та-та, ти-ти-ти-ти-та-та. Ти-ти-ти-ти-ти-ти-та  ти-ти-ти-ти-ти-ти-та. I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

 

Прохлопай и запиши таким образом ритмический рисунок коротких стихотворений:

 

Гори, гори ясно,           _______________ чтобы не погасло!       _______________     Глянь на небо –           _______________ птички летят,                _______________ колокольчики звенят! _______________ Месяц, дружок,          _______________ Золотой рожок!          _______________ Выйди на дорожку,   _______________ посвети немножко.   _______________

 

 

 


 

 

 




ДЛИТЕЛЬНОСТИ.

Звуки отличаются друг от друга не только разной высотой (одни звуки выше, другие – ниже), но и длительностью (одни тянутся долго, другие – коротко)

 

     
 


  А теперь попробуйте, глядя на эту «пирамиду», подсчитать:

Сколько в целой половинных?

Сколько в целой четвертей?

Сколько в половинной четвертей?

Сколько в четверти восьмых?

Сколько в восьмой шестнадцатых?

Сколько в четверти шестнадцатых?

 

Длительности обозначаются особой записью нот:

1) овалы нот пустые (целые и половинные длительности) или закрашенные;

2) возле ноты (начиная с половинных) пишется штиль (вертикальная палочка), который присоединяется к головке ноты справа вверх (если нота находится ниже 3-й линейки) или слева вниз (если нота находится выше 3-й линейки). У ноты на 3-й линейке возможны оба варианта, но чаще штиль пишется вниз.

3) начиная от восьмых длительностей, к штилю добавляется хвост («хвостик» или флажок), он пишется всегда справа от штиля.

4) если ноты объединяются группами по 2 или 4, то они соединяются ребрами – одной или несколькими (двойной, тройной) горизонтальными линиями.

1. Сообрази, какие звуки окружают данные ноты снизу и сверху. Назови и напиши их:

 

2. Запиши звуки, отмеченные на клавиатуре, нотами в первой октаве по порядку цифр:


                                                                

                                                                    1.       2.        3.       4.       5.       6.       7.

 

 

3. Допиши и запомни «ПРАВИЛО ШТИЛЕЙ»:



До 3-й линейки нотного стана ноты пишутся со штилями ________________.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: