Мы постоянно заняты, делу нас невпроворот. Мы беспрерывно выполняем некие задачи — работаем, занимаемся творчеством, стремимся к достижению целей. Вот примеры симптомов психологических нарушений в сфере функционирования в обществе — сложности на работе; трудности в достижении целей и осуществлении мечтаний; проблемы, не позволяющие завершать начатые проекты и задачи; невозможность сосредоточится на начатом деле и довести его до конца; неумение правильно расходовать свое время, таланты и способности; непонимание, каким значимым целям следовать. Если в какой-либо области социальной жизни возникают проблемы, разрешить которые человек не в состоянии, как бы он ни старался, это означает, что у него имеется внутреннее неблагополучие.
Все человечество страдает и мучается! Но Бог — Создатель любви, великий Примиритель — устроил так, что в сердце процесса исцеления всегда лежит любовь. Любовь — центральный и важнейший элемент той помощи, которая нужна всем людям. Без нее нельзя восстановить разрушенное, обрести исцеление, решить поведенческие проблемы, починить сердце и заставить его работать согласно изначальному Божьему замыслу. Олицетворение Божьей любви — Иисус Христос — заявил о цели Своего прихода так: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18). Мы, Его последователи и ученики, должны следовать тому же призванию — исцелять сокрушенных сердцем.
|
|
Хочу подчеркнуть: душевный контакт не равнозначен исцелению. Душевный контакт — обязательный элемент процесса исцеления, но спектр его действия шире, чем у исцеления. Дело в том, что душевный контакт предназначен для достижения многих целей: избавления от одиночества, обретения радости, духовного роста и так далее. А вот у исцеления предназначение одно — помочь человеку выздороветь от нанесенного ему душевного увечья, которое сам он исцелить не в силах. Безусловно, душевный контакт для исцеления необходим, но одного его недостаточно. Чтобы душа обрела здоровье, процесс исцеления должен включать в себя и другие важные элементы.
ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ
Как-то я беседовал с другом-психологом о консультировании. Он упомянул одну из моих книг и сказал, что в ней уделено слишком много внимания малым группам и недостаточно — консультированию. Я долго думал над словами коллеги — он человек очень добрый и проницательный. Но в итоге пришел к выводу, что я с ним не согласен.
Я высоко ценю науку психологию и психологов-профессионалов. За годы своего существования психология помогла очень многим людям. Помогли психологи — их знания и глубина понимания человеческого сердца, их сострадание. С помощью специалистов жизни людей преображаются. Я много лет занимался клинической психологией и не раз убеждался в ее эффективности.
|
|
Профессиональные психологи и консультанты способны нести исцеление. Чтобы получить нужные знания, опыт и навыки, им требуется много времени. Например, существуют клинические формы депрессий, симптомы которых сходны — это уход в себя, болезненные эмоции, ощущение безнадежности, нарушения сна и пищевые расстройства. Но причины этих депрессий различны: невозможность установить эмоциональную привязанность, тяжелая утрата, проблемы самоидентификации, перфекционизм, душевная травма и так далее. Именно полученные во время обучения знания и наработанный опыт позволяют специалистам выявить причину депрессии и тогда уже определить, как именно ее лечить.
Кроме того процесс консультирования сам по себе чрезвычайно сложен. Приходится решать такие проблемы пациента, как искаженные представления о самом себе, о людях и о мире в целом; работать с нарушениями процесса развития, с когнитивными проблемами, с неспособностью управлять эмоциями, с конфликтами между человеком и его совестью — всего и не перечислишь. Что я хочу сказать? Если вам требуется операция, вы идете к хирургу. Если сломалась машина, вы идете к автомеханику. А если у вас возникли психологические, вплоть до клинических, проблемы, то вы обращаетесь к психологу.
Но при этом я твердо верю, что люди, которые психологами не являются, могут принести нуждающимся в исцелении немало добра. Человек, умеющий любить и обладающий мудростью, опытом и проницательностью, способен на многое. Именно об этом я и собираюсь писать в данной главе. Если вы не психолог, но искренне хотите помогать людям, я расскажу вам, сколько добра вы способны им дать, как вы можете исцелить сердечные раны. Перед вами — широко открытая дверь: так несите же людям благо!
Люди, которые умеют любить, -- катализаторы процесса перемен и достижения внутреннего мира. Так было с начала времен. Все мы - хранители благодати, мы дарим ее друг другу. Именно эта благодать и исцеляет разбитые сердца, да так, что от швов и рубцов остается лишь воспоминание. Небезразличные люди каждый день несут окружающим выздоровление и благотворные перемены, преображают их души и жизни.
Хочу привести пример из своей жизни. Недавно я выступал на семинаре. Утром, перед занятиями, в своем гостиничном номере, я читал Библию - двадцать вторую главу Книги Бытия. Бог испытывал Авраама — готов ли тот отдать Ему любимого сына Исаака? Я по-Думал: а как бы я отреагировал на такую просьбу? У нас с женой два сына-подростка. Теперь у обоих водительские права. Для всех родителей это источник тревог, и, конечно, я тоже беспокоился о своих мальчиках. Но мне показалось, что обращенная ко мне мысль из Библии гораздо шире бытовых страхов. А могу ли я доверять Богу независимо от обстоятельств? Я помолился и отправился на семинар.
После утренних занятий я встретился с организаторами семинара. Возник какой-то разговор — я даже не помню его темы, но потом кто-то упомянул Тони Данги, тренера по регби, который привел свою команду к выигрышу в суперкубке. Начали говорить о его вере в Бога и о трагической кончине его сына — Джеймса.
И тут у меня похолодело в животе. Я почувствовал сильнейшую тревогу, откровенный страх. Я сострадал горю Тони, но при этом меня не покидала мысль: «А не готовит ли и меня Бог к тому, о чем и помыслить страшно?» Почему через несколько часов после того, как я прочел отрывок об Аврааме и Исааке, мне рассказывают эту историю?
|
|
Перерыв закончился. Нужно было продолжать семинар. Но я понимал, что со мной что-то не так. Я подошел к Кену, моему другу-священнику, который был устроителем семинара, и попросил его выслушать меня. Мы закрылись вдвоем в комнате, и я рассказал Кену, что со мной произошло. Я отметил, что не понимаю истинного смысла этих двух совпадений, но не это было главным. Мне в тот момент просто не хотелось оставаться наедине со своими чувствами. Особенно перед выступлением. Это было бы плохо и для меня, и для слушателей. Я опасался, что мои страхи повлияют на выступление. Кен сказал, что готов оказать мне любую помощь, какую я сочту нужной. И я просто выпустил свои чувства наружу. Я заплакал, потому что меня обуял страх за сыновей. Со мной рядом находился Кен, он был добр, он сочувствовал мне и молился за меня. Я знал, что он вместе со мной, что он понимает меня. Он помог мне совладать с теми чувствами, справиться с которыми сам я был не в состоянии. Вскоре мой душевный накал остыл, и я был готов к работе. День прошел нормально.
Во мне свершился процесс исцеления. Я чувствовал сильную эмоциональную боль и не мог преодолеть ее в одиночку. Присутствие Кена, его спокойная уверенность помогли мне. Он не психолог и не консультант. Но в тот момент он пребывал рядом со мной, искренне за меня беспокоился и тем самым явил мне Божью благодать. Именно об этом я и говорю, когда утверждаю, что все мы — даже простые люди, не психологи — способны сделать друг для друга очень многое. Если вы умеете любить, то сумеете стать Кеном для многих людей.
У исцеления есть и еще одна грань: вы можете стать одним из звеньев в системе поддержки человека, который борется с клиническим заболеванием. Личностный рост и исцеление даются легче, если проходящий консультирование клиент имеет «группу поддержки» -людей, которые оказывают ему помощь. Если человек, который пребывает в депрессии, или понес тяжкую утрату, или борется с зависимостью, посещает малую группу либо просто регулярно общается с друзьями, осведомленными о его проблеме и желающими ему помочь, то у него появляется ряд преимуществ. Помимо консультанта у него есть дополнительный источник благодати и принятия. Он имеет возможность немедленно закреплять на практике то, чему учит его консультант. При наличии группы поддержи или друзей неделя разбивается для клиента на некие малые сегменты, и ему не приходится пребывать наедине с собой от консультации до консультации. Ему есть, с кем поговорить, а это очень важно. У человека появляется почва под ногами, он чувствует себя увереннее.
|
|
Порой при работе с клиентом я — с его письменного разрешения — встречаюсь со значимыми для него людьми, чтобы посоветовать им, как помочь моему подопечному в процессе роста и исцеления.
Например, как-то я работал с Уиллом. Он изменил жене Эми, и теперь его семейная жизнь была под угрозой. Эми пребывала в отчаянии. Она чуть не подала на развод, но потом решила остаться и посмотреть, сумеет ли Уилл измениться и сможет ли она снова ему доверять. Эми была хорошим человеком и к тому же любила мужа. Уилл со своей стороны искренне раскаивался. Он причинил Эми боль и теперь готов был делать что угодно, лишь бы справиться с проблемой, которая привела его к измене. Это был очень правильный подход. И Уилл говорил со мной совершенно искренне. Он взял на себя ответственность за содеянное. Он разобрался в том, что именно сделало его столь уязвимым для искушения. Уилл взял на себя ответственность и за свой гнев, направленный на Эми, и за свою ложь, и за двуличие. Он начал понимать, почему так жестоко поступил с Эми. Этот душевный труд был очень болезненным для Уилла, но принес добрый плод.
Во время консультаций Уилл сказал мне, что его малая группа - та, на собрания которой он ходил уже давно и с членами которой сблизился, — вызвалась ему помочь. Члены группы попросили меня объяснить, как им вести себя с Уиллом и какую именно помощь ему оказать. Меня порадовало, что эти люди не бросили Уилла, а, напротив, захотели ему помочь. Ведь после измены от Уилла отвернулись многие друзья. Это была еще одна утрата, с которой ему предстояло справиться. Вопрос о помощи малой группы мы с Уиллом обсудили. С одной стороны, моя главная задача — это процесс лечения, и я не хотел, чтобы в него вмешивались. Я опасался, что если буду контактировать с друзьями и близкими Уилла, то он перестанет мне доверять - он ведь не будет знать, что я им скажу. А в основе терапевтического процесса лежит именно доверие. Чтобы его достичь, требуется много времени и сил.
Мне пришлось оценить ряд факторов — характер Уилла, сущность его проблем, его уязвимые стороны, прогресс, уже достигнутый в процессе консультирования, — и только тогда решить, каков будет эффект, если я побеседую с его друзьями. Мы проработали с Уиллом его собственные чувства и желания — выяснили, хочет ли он, чтобы члены малой группы приняли участие в процессе исцеления, или нет. Мне было важно, чтобы Уилл принял решение самостоятельно, отталкиваясь от своих чувств, а не ради того, чтобы угодить друзьям. Не хотелось бы мне и другого: чтобы Уилл начал манипулировать чувствами друзей. Оказалось, что Уилл хотел бы контролировать ту информацию, которую я собирался сообщить его друзьям, но при этом искренне желал получить от них помощь.
Я проконсультировался с коллегой, обсудил с ним возможный риск. Он обдумал ситуацию и сказал, что, по его мнению, помощь малой группы ничему не повредит. Более того, в данной ситуации она может оказаться полезной. В конце концов, я тоже пришел к выводу, что если я буду вести себя правильно, то мой контакт с друзьями Уилла ущерба ему не принесет. Наоборот, малая группа поможет исцелению. Обычно из-за возможных осложнений я к такому методу не прибегаю. Но создавшаяся ситуация, все внешние обстоятельства и детали терапии говорили в пользу вмешательства членов малой группы.
К этому моменту мы с Уиллом набросали план -как члены малой группы могут помочь ему расти и изменяться. Он подписал бумаги, дающие мне разрешение поговорить с членами его группы. В бумагах была оговорена та информация, которую я имел право им сообщить. Но самое главное, мы с Уиллом разработали программу помощи, и вы тоже можете воспользоваться ею в отношении своих любимых, которым требуется исцеление. Итак, вот несколько рекомендаций, которые я дал членам малой группы:
• Продолжать встречи малой группы в привычное время. Уиллу нужны были дисциплина и постоянство. Ему необходимо было знать, что есть место, куда он может пойти, и есть люди, с которыми он может поговорить о происходящем.
• Заверить Уилла, что члены малой группы неравнодушны к происходящему с ним. Да, они считают, что измена — это плохо, грешно и неправильно, но при этом Уилл остается членом их группы. Поэтому они его любят, прощают и не собираются его бросать.
• Они должны стать для него надежными людьми. С ними Уилл может спокойно говорить о своей проблеме, обсуждать ее. Они ведь достаточно привязаны к Уиллу и достаточно стойкие для того, чтобы не отшатнуться от мужа, изменившего жене, и помочь ему исправиться.
• Они должны молиться за него, выслушивать его исповеди и покаянные слова.
• Они должны показать Уиллу, как его обман повлиял на них лично. Что они чувствуют теперь — зная, что Уилл неделя за неделей появлялся на их собраниях и молчал о том кошмаре, который разворачивался в его жизни? Уилл их обидел, прогневил, предал их доверие. Эти вопросы тоже требовали решения.
• Они должны были стать людьми, перед которыми Уилл смог бы отчитываться о происходящем в его жизни. Людьми, с которыми он смог бы говорить о тех областях своей жизни, которые и подтолкнули его к измене. Например, стоило Уилла обидеть или разозлить, как он, вместо того чтобы вынести проблему на рассмотрение и решить ее, тут же замыкался в себе. А ведь именно эта черта и привела его к измене. Не сумев рассказать о своих негативных чувствах Эми, он решил излить их другим способом. Членам группы следовало поощрять Уилла, чтобы он честно говорил им о своих отрицательных чувствах. Если они вдруг замечали, что Уилл уходит в себя или отказывается говорить о проблеме прямо, им надо было сразу же на это указывать.
• Они должны были помочь Уиллу пойти на риск — ему предстояло стать лучше — но при этом оставаться рядом с ним. В первый раз Уилл рискнул, когда страшно разозлился на одного из участников группы и вдруг начал на него кричать. Обстановка накалилась. Никогда прежде Уилл так честно не выражал свои эмоции! Он всегда носил маску «хорошего парня». Но группа не отвернулась от Уилла, выслушала, помогла ему смириться с собственным гневом и пережить его. В результате Уиллу стало легче высказывать свое мнение и являть людям свои истинные чувства.
• Они должны были помочь Уиллу увидеть, как повлияло на жену его поведение, а не обвинять ее. Тогда он смог бы испытать сострадание к ее боли.
• Они не должны были позволять Уиллу полностью сосредотачивать внимание членов группы только на его проблемах. Каждому из членов группы нужно было поговорить о себе, о своей жизни. Уилл должен был оставаться полноправным, но не привилегированным членом группы. Как и остальные, он должен был посещать собрания, готовиться к ним, рассказывать о своей жизни, выслушивать других, откликаться на услышанное, принимать обратную связь и вместе со всеми молиться. Это должно было помочь Уиллу чувствовать себя нормальным человеком, а не белой вороной.
Члены группы активно взялись за дело. Проведя с ними разъяснительную беседу, я отошел на задний план и занялся Уиллом. Он исправно рассказывал мне о том, что происходит на собраниях его группы. Опыт оказался удачным. Работа, совершавшаяся на собраниях группы, шла параллельно с моей. Члены группы показали себя надежными и доброжелательными людьми и во многом помогли изменить ситуацию. Я видел, какие перемены происходили в Уилле: он постепенно превращался в другого человека — любящего, честного, цельного. Он становился хорошим мужем. И в этом преображении не последнюю роль сыграла помощь друзей из малой группы.
Обдумывая судьбу Уилла, взгляните на себя. Скорее всего, вы тоже способны на то, что сделали члены группы. А члены группы поступили, как поступают неравнодушные люди, когда на их пути встречается надломленный человек, ищущий исцеления. Наверное, вы были бы рады представившейся вам возможности ему помочь. В Теле Христовом заключен великий целительный потенциал. Главное — дать этому потенциалу шанс реализоваться в благородном деле помощи членам Церкви. Реализоваться так, как предначертано Богом.