Симптомы в сфере функционирования человека в обществе

Мы постоянно заняты, делу нас невпроворот. Мы бес­прерывно выполняем некие задачи — работаем, зани­маемся творчеством, стремимся к достижению целей. Вот примеры симптомов психологических нарушений в сфере функционирования в обществе — сложности на работе; трудности в достижении целей и осущест­влении мечтаний; проблемы, не позволяющие завер­шать начатые проекты и задачи; невозможность со­средоточится на начатом деле и довести его до конца; неумение правильно расходовать свое время, таланты и способности; непонимание, каким значимым целям следовать. Если в какой-либо области социальной жизни возникают проблемы, разрешить которые че­ловек не в состоянии, как бы он ни старался, это озна­чает, что у него имеется внутреннее неблагополучие.

Все человечество страдает и мучается! Но Бог — Создатель любви, великий Примиритель — устроил так, что в сердце процесса исцеления всегда лежит лю­бовь. Любовь — центральный и важнейший элемент той помощи, которая нужна всем людям. Без нее нель­зя восстановить разрушенное, обрести исцеление, ре­шить поведенческие проблемы, починить сердце и за­ставить его работать согласно изначальному Божьему замыслу. Олицетворение Божьей любви — Иисус Христос — заявил о цели Своего прихода так: «Дух Гос­подень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных серд­цем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18). Мы, Его последователи и ученики, должны сле­довать тому же призванию — исцелять сокрушенных сердцем.

Хочу подчеркнуть: душевный контакт не равнозна­чен исцелению. Душевный контакт — обязательный элемент процесса исцеления, но спектр его действия шире, чем у исцеления. Дело в том, что душевный контакт предназначен для достижения многих целей: избавления от одиночества, обретения радости, духов­ного роста и так далее. А вот у исцеления предназначе­ние одно — помочь человеку выздороветь от нанесен­ного ему душевного увечья, которое сам он исцелить не в силах. Безусловно, душевный контакт для исцеле­ния необходим, но одного его недостаточно. Чтобы душа обрела здоровье, процесс исцеления должен включать в себя и другие важные элементы.

ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ

Как-то я беседовал с другом-психологом о консульти­ровании. Он упомянул одну из моих книг и сказал, что в ней уделено слишком много внимания малым груп­пам и недостаточно — консультированию. Я долго ду­мал над словами коллеги — он человек очень добрый и проницательный. Но в итоге пришел к выводу, что я с ним не согласен.

Я высоко ценю науку психологию и психологов-профессионалов. За годы своего существования пси­хология помогла очень многим людям. Помогли пси­хологи — их знания и глубина понимания человече­ского сердца, их сострадание. С помощью специали­стов жизни людей преображаются. Я много лет зани­мался клинической психологией и не раз убеждался в ее эффективности.

Профессиональные психологи и консультанты способны нести исцеление. Чтобы получить нужные знания, опыт и навыки, им требуется много времени. Например, существуют клинические формы депрес­сий, симптомы которых сходны — это уход в себя, бо­лезненные эмоции, ощущение безнадежности, нару­шения сна и пищевые расстройства. Но причины этих депрессий различны: невозможность установить эмо­циональную привязанность, тяжелая утрата, пробле­мы самоидентификации, перфекционизм, душевная травма и так далее. Именно полученные во время обу­чения знания и наработанный опыт позволяют специ­алистам выявить причину депрессии и тогда уже опре­делить, как именно ее лечить.

Кроме того процесс консультирования сам по себе чрезвычайно сложен. Приходится решать такие про­блемы пациента, как искаженные представления о са­мом себе, о людях и о мире в целом; работать с нарушениями процесса развития, с когнитивными пробле­мами, с неспособностью управлять эмоциями, с кон­фликтами между человеком и его совестью — всего и не перечислишь. Что я хочу сказать? Если вам требует­ся операция, вы идете к хирургу. Если сломалась ма­шина, вы идете к автомеханику. А если у вас возникли психологические, вплоть до клинических, проблемы, то вы обращаетесь к психологу.

Но при этом я твердо верю, что люди, которые пси­хологами не являются, могут принести нуждающимся в исцелении немало добра. Человек, умеющий любить и обладающий мудростью, опытом и проницательнос­тью, способен на многое. Именно об этом я и собира­юсь писать в данной главе. Если вы не психолог, но ис­кренне хотите помогать людям, я расскажу вам, сколь­ко добра вы способны им дать, как вы можете исце­лить сердечные раны. Перед вами — широко открытая дверь: так несите же людям благо!

Люди, которые умеют любить, -- катализаторы процесса перемен и достижения внутреннего мира. Так было с начала времен. Все мы - хранители благо­дати, мы дарим ее друг другу. Именно эта благодать и исцеляет разбитые сердца, да так, что от швов и руб­цов остается лишь воспоминание. Небезразличные люди каждый день несут окружающим выздоровле­ние и благотворные перемены, преображают их души и жизни.

Хочу привести пример из своей жизни. Недавно я выступал на семинаре. Утром, перед занятиями, в сво­ем гостиничном номере, я читал Библию - двадцать вторую главу Книги Бытия. Бог испытывал Авраама — готов ли тот отдать Ему любимого сына Исаака? Я по-Думал: а как бы я отреагировал на такую просьбу? У нас с женой два сына-подростка. Теперь у обоих во­дительские права. Для всех родителей это источник тревог, и, конечно, я тоже беспокоился о своих маль­чиках. Но мне показалось, что обращенная ко мне мысль из Библии гораздо шире бытовых страхов. А могу ли я доверять Богу независимо от обстоя­тельств? Я помолился и отправился на семинар.

После утренних занятий я встретился с организато­рами семинара. Возник какой-то разговор — я даже не помню его темы, но потом кто-то упомянул Тони Данги, тренера по регби, который привел свою коман­ду к выигрышу в суперкубке. Начали говорить о его ве­ре в Бога и о трагической кончине его сына — Джеймса.

И тут у меня похолодело в животе. Я почувствовал сильнейшую тревогу, откровенный страх. Я сострадал горю Тони, но при этом меня не покидала мысль: «А не готовит ли и меня Бог к тому, о чем и помыслить страшно?» Почему через несколько часов после того, как я прочел отрывок об Аврааме и Исааке, мне рас­сказывают эту историю?

Перерыв закончился. Нужно было продолжать се­минар. Но я понимал, что со мной что-то не так. Я по­дошел к Кену, моему другу-священнику, который был устроителем семинара, и попросил его выслушать ме­ня. Мы закрылись вдвоем в комнате, и я рассказал Кену, что со мной произошло. Я отметил, что не пони­маю истинного смысла этих двух совпадений, но не это было главным. Мне в тот момент просто не хоте­лось оставаться наедине со своими чувствами. Осо­бенно перед выступлением. Это было бы плохо и для меня, и для слушателей. Я опасался, что мои страхи повлияют на выступление. Кен сказал, что готов ока­зать мне любую помощь, какую я сочту нужной. И я просто выпустил свои чувства наружу. Я заплакал, по­тому что меня обуял страх за сыновей. Со мной рядом находился Кен, он был добр, он сочувствовал мне и молился за меня. Я знал, что он вместе со мной, что он понимает меня. Он помог мне совладать с теми чув­ствами, справиться с которыми сам я был не в состоя­нии. Вскоре мой душевный накал остыл, и я был готов к работе. День прошел нормально.

Во мне свершился процесс исцеления. Я чувство­вал сильную эмоциональную боль и не мог преодолеть ее в одиночку. Присутствие Кена, его спокойная уве­ренность помогли мне. Он не психолог и не консуль­тант. Но в тот момент он пребывал рядом со мной, ис­кренне за меня беспокоился и тем самым явил мне Божью благодать. Именно об этом я и говорю, когда утверждаю, что все мы — даже простые люди, не пси­хологи — способны сделать друг для друга очень мно­гое. Если вы умеете любить, то сумеете стать Кеном для многих людей.

У исцеления есть и еще одна грань: вы можете стать одним из звеньев в системе поддержки человека, кото­рый борется с клиническим заболеванием. Личност­ный рост и исцеление даются легче, если проходящий консультирование клиент имеет «группу поддержки» -людей, которые оказывают ему помощь. Если чело­век, который пребывает в депрессии, или понес тяж­кую утрату, или борется с зависимостью, посещает ма­лую группу либо просто регулярно общается с друзья­ми, осведомленными о его проблеме и желающими ему помочь, то у него появляется ряд преимуществ. Помимо консультанта у него есть дополнительный ис­точник благодати и принятия. Он имеет возможность немедленно закреплять на практике то, чему учит его консультант. При наличии группы поддержи или дру­зей неделя разбивается для клиента на некие малые сегменты, и ему не приходится пребывать наедине с собой от консультации до консультации. Ему есть, с кем поговорить, а это очень важно. У человека появ­ляется почва под ногами, он чувствует себя увереннее.      

Порой при работе с клиентом я — с его письменного разрешения — встречаюсь со значимыми для него людьми, чтобы посоветовать им, как помочь моему подопечному в процессе роста и исцеления.

Например, как-то я работал с Уиллом. Он изменил жене Эми, и теперь его семейная жизнь была под угро­зой. Эми пребывала в отчаянии. Она чуть не подала на развод, но потом решила остаться и посмотреть, сумеет ли Уилл измениться и сможет ли она снова ему дове­рять. Эми была хорошим человеком и к тому же любила мужа. Уилл со своей стороны искренне раскаивался. Он причинил Эми боль и теперь готов был делать что угод­но, лишь бы справиться с проблемой, которая привела его к измене. Это был очень правильный подход. И Уилл говорил со мной совершенно искренне. Он взял на себя ответственность за содеянное. Он разобрался в том, что именно сделало его столь уязвимым для ис­кушения. Уилл взял на себя ответственность и за свой гнев, направленный на Эми, и за свою ложь, и за двули­чие. Он начал понимать, почему так жестоко поступил с Эми. Этот душевный труд был очень болезненным для Уилла, но принес добрый плод.

Во время консультаций Уилл сказал мне, что его малая группа - та, на собрания которой он ходил уже давно и с членами которой сблизился, — вызвалась ему помочь. Члены группы попросили меня объяс­нить, как им вести себя с Уиллом и какую именно по­мощь ему оказать. Меня порадовало, что эти люди не бросили Уилла, а, напротив, захотели ему помочь. Ведь после измены от Уилла отвернулись многие дру­зья. Это была еще одна утрата, с которой ему предсто­яло справиться. Вопрос о помощи малой группы мы с Уиллом обсудили. С одной стороны, моя главная зада­ча — это процесс лечения, и я не хотел, чтобы в него вмешивались. Я опасался, что если буду контактировать с друзьями и близкими Уилла, то он перестанет мне доверять - он ведь не будет знать, что я им скажу. А в основе терапевтического процесса лежит именно доверие. Чтобы его достичь, требуется много времени и сил.

Мне пришлось оценить ряд факторов — характер Уилла, сущность его проблем, его уязвимые стороны, прогресс, уже достигнутый в процессе консультирова­ния, — и только тогда решить, каков будет эффект, ес­ли я побеседую с его друзьями. Мы проработали с Уиллом его собственные чувства и желания — выясни­ли, хочет ли он, чтобы члены малой группы приняли участие в процессе исцеления, или нет. Мне было важ­но, чтобы Уилл принял решение самостоятельно, от­талкиваясь от своих чувств, а не ради того, чтобы уго­дить друзьям. Не хотелось бы мне и другого: чтобы Уилл начал манипулировать чувствами друзей. Оказа­лось, что Уилл хотел бы контролировать ту информа­цию, которую я собирался сообщить его друзьям, но при этом искренне желал получить от них помощь.

Я проконсультировался с коллегой, обсудил с ним возможный риск. Он обдумал ситуацию и сказал, что, по его мнению, помощь малой группы ничему не по­вредит. Более того, в данной ситуации она может ока­заться полезной. В конце концов, я тоже пришел к вы­воду, что если я буду вести себя правильно, то мой контакт с друзьями Уилла ущерба ему не принесет. Наоборот, малая группа поможет исцелению. Обычно из-за возможных осложнений я к такому методу не прибегаю. Но создавшаяся ситуация, все внешние об­стоятельства и детали терапии говорили в пользу вме­шательства членов малой группы.

К этому моменту мы с Уиллом набросали план -как члены малой группы могут помочь ему расти и из­меняться. Он подписал бумаги, дающие мне разрешение поговорить с членами его группы. В бумагах была оговорена та информация, которую я имел право им сообщить. Но самое главное, мы с Уиллом разработа­ли программу помощи, и вы тоже можете воспользо­ваться ею в отношении своих любимых, которым тре­буется исцеление. Итак, вот несколько рекомендаций, которые я дал членам малой группы:

•  Продолжать встречи малой группы в привычное время. Уиллу нужны были дисциплина и посто­янство. Ему необходимо было знать, что есть ме­сто, куда он может пойти, и есть люди, с которы­ми он может поговорить о происходящем.

•  Заверить Уилла, что члены малой группы нерав­нодушны к происходящему с ним. Да, они счи­тают, что измена — это плохо, грешно и непра­вильно, но при этом Уилл остается членом их группы. Поэтому они его любят, прощают и не собираются его бросать.

• Они должны стать для него надежными людьми. С ними Уилл может спокойно говорить о своей проблеме, обсуждать ее. Они ведь достаточно привязаны к Уиллу и достаточно стойкие для то­го, чтобы не отшатнуться от мужа, изменившего жене, и помочь ему исправиться.

• Они должны молиться за него, выслушивать его исповеди и покаянные слова.

• Они должны показать Уиллу, как его обман по­влиял на них лично. Что они чувствуют теперь — зная, что Уилл неделя за неделей появлялся на их собраниях и молчал о том кошмаре, который разворачивался в его жизни? Уилл их обидел, прогневил, предал их доверие. Эти вопросы тоже требовали решения.

• Они должны были стать людьми, перед которы­ми Уилл смог бы отчитываться о происходящем в его жизни. Людьми, с которыми он смог бы го­ворить о тех областях своей жизни, которые и подтолкнули его к измене. Например, стоило Уилла обидеть или разозлить, как он, вместо то­го чтобы вынести проблему на рассмотрение и решить ее, тут же замыкался в себе. А ведь имен­но эта черта и привела его к измене. Не сумев рассказать о своих негативных чувствах Эми, он решил излить их другим способом. Членам груп­пы следовало поощрять Уилла, чтобы он честно говорил им о своих отрицательных чувствах. Если они вдруг замечали, что Уилл уходит в себя или отказывается говорить о проблеме прямо, им надо было сразу же на это указывать.

• Они должны были помочь Уиллу пойти на риск — ему предстояло стать лучше — но при этом оста­ваться рядом с ним. В первый раз Уилл рискнул, когда страшно разозлился на одного из участни­ков группы и вдруг начал на него кричать. Обстановка накалилась. Никогда прежде Уилл так честно не выражал свои эмоции! Он всегда носил маску «хорошего парня». Но группа не от­вернулась от Уилла, выслушала, помогла ему смириться с собственным гневом и пережить его. В результате Уиллу стало легче высказывать свое мнение и являть людям свои истинные чув­ства.

• Они должны были помочь Уиллу увидеть, как повлияло на жену его поведение, а не обвинять ее. Тогда он смог бы испытать сострадание к ее боли.

• Они не должны были позволять Уиллу полнос­тью сосредотачивать внимание членов группы только на его проблемах. Каждому из членов группы нужно было поговорить о себе, о своей жизни. Уилл должен был оставаться полноправ­ным, но не привилегированным членом группы. Как и остальные, он должен был посещать со­брания, готовиться к ним, рассказывать о своей жизни, выслушивать других, откликаться на услышанное, принимать обратную связь и вме­сте со всеми молиться. Это должно было помочь Уиллу чувствовать себя нормальным человеком, а не белой вороной.

Члены группы активно взялись за дело. Проведя с ними разъяснительную беседу, я отошел на задний план и занялся Уиллом. Он исправно рассказывал мне о том, что происходит на собраниях его группы. Опыт оказался удачным. Работа, совершавшаяся на собра­ниях группы, шла параллельно с моей. Члены группы показали себя надежными и доброжелательными людьми и во многом помогли изменить ситуацию. Я видел, какие перемены происходили в Уилле: он по­степенно превращался в другого человека — любяще­го, честного, цельного. Он становился хорошим му­жем. И в этом преображении не последнюю роль сы­грала помощь друзей из малой группы.

Обдумывая судьбу Уилла, взгляните на себя. Ско­рее всего, вы тоже способны на то, что сделали члены группы. А члены группы поступили, как поступают неравнодушные люди, когда на их пути встречается надломленный человек, ищущий исцеления. Навер­ное, вы были бы рады представившейся вам возмож­ности ему помочь. В Теле Христовом заключен вели­кий целительный потенциал. Главное — дать этому по­тенциалу шанс реализоваться в благородном деле по­мощи членам Церкви. Реализоваться так, как предна­чертано Богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: