Вебстерский словарь (Webster New International Dictionary) содержит следующее определение: «Паблик рилейшнз» — это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъясни-
i I- ",'-'■■' ■■'■■ '■■'■. \
Гнва 1
тельного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции [11 с. 12].
Целевую направленность PR-деятельности характеризует Э. Бернейз: ««Паблик рилейшнз» — это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот» [11, с. 12]. Здесь речь идет не об абстракции, а об удовлетворении конкретных интересов, а организация учитывает интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием.
Структурное описание деятельности предлагает Френк Джефкинс: «PR состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и ее общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания [9, с. 32].
|
|
PR как функция управления коммуникациями
Следующий виток анализа заставляет нас взглянуть на PR не просто как на деятельность, но как на управляющее начало этой деятельности. Так, Грюниг предлагает понимать PR как управление коммуникациями между организацией и ее публикой. И практически аналогичное определение дает С. Катлип: PR является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которых зависит успех или неудача.
«Публикой» в данных определениях является та часть общества, от которой в каком-либо смысле зависит данная организация, или на которую оказывает влияние деятельность организации, ее успехи и поражения.
Участники исследования дефиниций PR (американский фонд «Foundation for Public Relations Research and Education») [И, с 11] также предложили рассматривать Public Relations как особую функцию управления, которая:
• способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач;
• помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него;
1С1НЫ ицвршы смзн с |{щесм1ешспьш
• определяет и делает особый упор на главной задаче руководства — служить интересам общественности;
• помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно;
|
|
• выполняет роль «системы раннего оповещения «об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями;
• использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности».
Четко очерченный список функций PR как управления коммуникациями см. на рис. 1.1.
1 Источник: Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: ЭКМОС, 1999; Синяева ИМ. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник /Под ред. проф. ГА. Васильева. М.: ЮНИТИ, 1998.
Гнва 1
Ииы исцмны cnai с Нщкмеитеш