Особенности нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Сегодня проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В условиях дегуманизации общественных отношений, их подчинения потребностям рынка, утраты образовательных идеалов, отчуждения людей друг от друга важно найти эффективные формы, методы и средства нравственного воспитания дошкольников.

Национальная система образования в нашей стране сталкивается с качественно новыми вызовами, которые требуют практической трансформации системы образования. Учитывая это, современные ученые подчеркивают необходимость формирования в человеке универсальных нравственных качеств.

Научная проблема нравственного воспитания осмысленно основана на понятиях «мораль», «нравственность». Чтобы определить основное содержание процесса нравственного воспитания, необходимо обратиться к национальной традиции объяснения этого понятия.

Понятия «мораль» и «нравственность» понимаются как совокупность принятых в обществе норм поведения, общения и отношений, лежащих в основе теории нравственного воспитания. [8, с. 129].

Нравственность - это форма общественного сознания, система идей, взглядов, ценностных ориентаций, норм, регулирующих деятельность людей.

По словам Л. А. Пшеничных, нравственность - это набор ценностей, которыми люди руководствуются на практике. Это идеалы, нормы, принципы, взгляды на добро и зло, на смысл жизни, на достоинство, на честь, на всю систему личных и общественных отношений. [20, с. 115].

Нравственность является «формой общественного сознания в отношении двух сфер - мира людей и мира вещей - она может действовать как субъект-субъект и как субъект-объект». Поэтому в нашем определении нравственность несет в себе моральные ценности и идеалы, которые отражают уровень развития личности и нации в целом. Будучи ядром личности, нравственность определяет характер жизненного положения человека и результаты его деятельности [14, с. 16],

Анализируя методологические основы проблемы нравственного воспитания, мы обращаем внимание на совокупность оригинальных философских, педагогических, этических и эстетических идей, которые отражаются в основных направлениях, касающихся интерпретации сущности нравственного воспитания: антропоцентрической, геоцентрической, социоцентрической.

По мнению П.С. Гуревич, антропоцентричная тенденция основывается на системе ценностей веры в Человека – без Бога, теоцентричная тенденция характеризуется верой в существование Высшего Абсолюта, «воплощающего идеал Добра»; особенность социоцентрической тенденции в нравственном воспитании заключается в том, что она опирается на «заказ вождей», в соответствии с потребностями идеологии, и определяется общественными условиями, нормами и принципами, формируется или является принятой в данном обществе [7, с. 82].

Этого же мнения придерживается Б.Р. Мандель, который также разделяет различные подходы к системам воспитания и определяет три тенденции: антропоцентрическую «базовые ценности этого воспитания – самореализация, автономность, польза, искренность, индивидуальность», социоцентрическую и тенденцию, которая опирается на религиозные воспитательные традиции [16, с. 90].

Проблема нравственного воспитания личности является предметом психологических и педагогических исследований. Поэтому мы рассматриваем нравственное воспитание личности в педагогическом и психологическом аспектах.

И.С. Марьенко, подчеркивая важность нравственного воспитания для демократизации общества, показал, что путь к успеху в современном образовании лежит только через нравственное возрождение, а практическая задача воспитателя - улучшить среду, в которой живет ученик (семья, школа учреждение; содержание образования; методы обучения и т. д.), а также в «демонстрации» собственного отношения к миру (к фактам, событиям, людям, литературным изображениям, историческим личностям и т. д.). Ученый показал, что советами и примером необходимо своевременно стараться оказывать моральную помощь ребенку [17, с. 102].

Л.И. Божович рассматривал нравственное воспитание как специально организованное межличностное взаимодействие педагога с воспитанником на основе норм и принципов гуманизма. Под гуманизацией воспитания педагог понимал очеловечивание отношений, обеспечение морально-эмоциональной атмосферой взаимного понимания, уважение и заботу о другом, бескорыстное отношение к каждой личности не как к средству достижения собственных интересов, а как к цели. «В этом случае, – подчеркивал педагог, – другой воспринимается как высшая жизненная ценность, вызывая адекватное восприятие отношения к себе» [3, с. 62].

Нравственное воспитание личности направлено на формирование нравственного развития, которое обеспечивает систему нравственных знаний, умений, навыков, убеждений, взглядов, норм. Мы определили задачу нравственного воспитания дошкольников как процесс трансформации социально значимых норм, принципов взаимоотношений, общечеловеческих нравственных ценностей в индивидуальные качества и формирования на этой основе соответствующих нравственных качеств.

В дошкольном возрасте формируются привычки культурного, правильного общения со взрослыми и сверстниками, привычки говорить правду, сохранять чистоту, порядок, желание заниматься полезной деятельностью, иметь привычку работать.

У старших дошкольников на основе формирования нравственных чувств, воспитывается чувство собственного достоинства, задатки чувства уважения к людям, ответственность за порученное дело, долг, чувство справедливости. [7, c.243]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: