Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.. 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возрас…6

1.2. Особенности нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………....9

1.3. Роль игры в нравственном развитии детей дошкольного возраста. 12

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17

2.1. Констатирующий этап исследования. 17

2.2. Формирующий этап исследования. 24

2.3. Контрольный этап исследования. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Приоритетом в дошкольном образовании является нравственное развитие ребенка, формирование ценностей, самостоятельности, любознательности, ознакомление детей с общечеловеческими ценностями, нравственными нормами поведения и взаимоотношений.

В системе дошкольного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию молодого поколения. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно в современном обществе.

Тема нравственного воспитания детей, их развитие безусловно волновала общество во все времена. Нравственное воспитание дошкольников представляет собой одну из самых сложных задач в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Нравственное воспитание на наш взгляд является наиболее важной задачей практически во всех программах дошкольного образования.

Необходимым условием совершенствования нравственного воспитания является формирование высокой моральной культуры среди подрастающего поколения.

Одним из направлений нравственного развития ребенка является конечно же воспитание культуры поведения. Правила хорошего тона должны вводиться уже в дошкольном возрасте и продолжаться в течение всего детства. Основываясь на навыках культурного поведения, ранее приобретенных детьми, необходимо научить понимать смысл и значение определенных правил этического поведения человека и раскрывать их в доступной форме.

В настоящее время необходимо переосмыслить подходы, определить цели и задачи, выбрать содержание нравственного воспитания и оценить уровень нравственно-этического воспитания дошкольника.

Огромное наследие нравственного воспитания накоплено в истории образования и педагогической мысли (М. Вовчик-Блакитна, А. Духнович, П. Каптерев, Я. Коменский, А. Макаренко, Г. Сковорода, В. Сухомлинский, Л. Толстой, К. Ушинский и другие). Проблеме по нравственному воспитанию дошкольников посвящены исследования Л. Артемовой, О. Денисюка, О. Кириченко, Н. Лысенко, Т. Пониманской, Н. Рогальской. Их результаты показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать знания о нравственных нормах, которые выходят за рамки их непосредственного жизненного опыта.

По словам В.П. Зинченко Л.В. Коломийченко, социализация включает в себя познание человеком социального пространства, овладение навыками межличностного общения и приобретение нравственных качеств. Получая позитивные нравственные нормы, нравственные ценности, этические идеи из воспитательного микросоциума и пропускает их через сознание, чувства и переживания, ребенок несомненно доминирует в нравственном опыте, нравственно-этической культуре общества.

Исследования различных ученых в области педагогики и психологии, таких как (Л.А. Венгер, В.А. Мухина, В.А. Сухомлинский), показывают формирование базовых моральных качеств и нравственное воспитание детей. Проблемы содержания нравственного воспитания, системы нравственных ценностей соответственно нашли отражение в исследованиях педагогов прошлого и современного.

 Проблема нравственного воспитания интересует исследователей разных специалистов: педагогов, психологов. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Также не стоит забывать об основных работах, которые, конечно же, отражают нашу тему, авторами которых являются Г.Н. Зуева, содержание которой раскрывает суть основных понятий теории нравственного воспитания, определяет пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Как показывает практика, организация нравственного воспитания в современном обществе находится на низком уровне. Работа по воспитанию культуры поведения в образовательных учреждениях детского сада хаотична, по этой проблеме нет системы планирования.
     Цель исследования: особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи работы:

1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать особенности нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

3. Исследовать роль игры в нравственном развитии детей дошкольного возраста.

4. Провести практическое исследование особенностей влияния игры на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Методы исследования6 анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, философской, методической, психологической, культурологической и исторической литературы, эксперимент.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложения.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это этап в развитии социального пространства человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игру и реальные отношения со сверстниками.

Рамки семьи стремительно растут за пределами улицы, города и страны. Ребенок открывает мир человеческих отношений, различных видов деятельности и социальных функций людей. [22, c.50]

Он действительно хочет присоединиться к этой взрослой жизни, активно участвовать в ней, которая ему пока недоступна. Он стремится к самостоятельности.

Это противоречие порождает ролевую игру - самостоятельную детскую деятельность, которая имитирует взрослую жизнь.

Рассмотрим социальную ситуацию развития.

Роль ребенка в системе отношений меняется (он больше не является центром всей семьи), соответственно развивается способность идентифицировать себя с людьми. Ребенок начинает понимать, что у него индивидуальное имя, приобретает интерес к строению тела человека.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте безусловно является игра. Это оказывает существенное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полностью общаться друг с другом. [6, c.62]

В процессе сюжетно-ролевой игры дети принимают на себя роль взрослых и в обобщенной форме в игровой среде воспроизводят действия взрослых и отношения между ними.

Жизнь в игре принимает форму идей, но она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

 

 Игра несомненно способствует формированию не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления поведением развивается посредством игры, затем проявляется в других видах деятельности.

Игра развивает сферу мотивационных потребностей ребенка. Есть новые причины для деятельности и связанных с ней целей. [23, c.15]

Дошкольное детство - важный период в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято различать младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и со значительной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.

В дошкольном возрасте увеличивается познавательная активность - развивается восприятие, развивается наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. [9, c.47]

Происходит интенсивное формирование личности, воли. Ребенок, который принимает моральные идеи и поведение, становится маленьким членом человеческого общества.

Дети четвертого и пятого лет жизни продолжают развивать произвольную память. У детей объем запоминаемого материала постепенно увеличивается. Ребенок 4-5 лет хранит в памяти от пяти до шести предметов или рисунков.

Появляются новые виды деятельности: безоговорочно игра является первым и основным видом совместной деятельности для дошкольников; изобразительная деятельность - первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и так далее. [2, c.42]

Сюжетно-ролевые игры появляются в среднем дошкольном возрасте. В центре его внимания находятся отношения людей, которые часто связаны с конкретными объективными действиями. Ребенок, который их интерпретирует, усиливает человеческие отношения. Этот тип игры требует участия нескольких детей, поэтому он является первым и наиболее важным видом деятельности для ребенка дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их отношений.

К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом.

В дошкольном детстве начинают развиваться продуктивные виды деятельности, которые способствуют восприятию ребенка и оказывают серьезное влияние на развитие личности дошкольника - для этого требуется способность сконцентрироваться на задании и выполнить работу.  Требуется развитие моторики, координации рук и глаз, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного, оперирование образами-представлениями. [1, c.115]

Растущая потребность в общении означает, что дошкольники развивают все формы и функции речи. Речь взрослых играет руководящую и организационную роль у младших дошкольников. Это привлекает внимание ребенка и направляет его к деятельности. В 4-5 лет картина начинает меняться: слово может уже лучше направлять деятельность ребенка и передавать информацию, но при словесных инструкциях обмен опытом в устной форме все еще требует чувственной поддержки.

В дошкольном возрасте ребенок под влиянием взрослых усваивает моральные нормы. Он формирует правильное поведение в коллективе, развивает самосознание, самооценку, самоконтроль, эмоциональную и волевую сферу, а также мотивацию к деятельности.

Старшие дошкольники имеют довольно широкий спектр общей информации об окружающей действительности. Эти знания включают в себя представления о работе взрослых, семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Дети в шесть лет могут произвольно контролировать свою деятельность и оценивать результаты действий, которые выполняют. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым взрослых и могут самостоятельно следовать их инструкциям. [5, c.76]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: