Роль игры в нравственном развитии детей дошкольного возраста

 

Сюжетно-ролевая игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, «определяет наиболее важные изменения психологических характеристик личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравственное развитие также определяется тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой степени игровая деятельность предлагает такое усвоение.

Для анализа проблемы нравственного формирования в процессе игровой деятельности рассмотрим структуру игры:

1) Игра в целом. В игре не различают разные планы отношений с детьми: план сюжетно-ролевых отношений и план игровых отношений, который гарантирует распределение ролей и атрибутов игры, которые корректируют выполнение роли.

Считается, что ребенок, который представляет нравственные отношения между людьми в акте, усиливает их. Следовательно, в данном случае это организация игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и взаимоотношений, то есть должны быть созданы особые игровые ситуации, в которых ребенок воспроизводит и закрепляет этические представления.

 2) Игра как средство активного и эффективного проникновения ребенка во взрослую жизнь. Игра является обязательным условием для ребенка, чтобы открыть межличностные отношения. Потребность в осознании определяет существование двух типов отношений в игре: отношения детей к объектам и отношения между персонажами. [14, c. 73]

Принимая любую роль в игре, дети должны вступать в определенные отношения, которые не ограничиваются действиями с объектами. Отсутствие путей таких отношений, с одной стороны, и необходимость их использования, с другой, являются движущей силой ребенка для проникновения в мир межличностных отношений.

Посредством игрового действия педагог должен ввести правила социального поведения в области представлений ребенка. Изменение сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только с точки зрения знаний, но и в развитии нравственных качеств ребенка. Поэтому содержание игры является решающим фактором формирования нравственного характера ребенка.

Сюжетно-ролевая игра не может появиться, если ребенок не знает взаимоотношений людей, которых он представляет. Вопрос в том, можно ли присваивать их моральное содержание в процессе игры детей в сюжетные отношения.

     Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, например, представления нравственного содержания, раскрытию нравственной значимости, реализации знаний в значимой ситуации, то получается, что второй из компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. [11, c. 118]

 Фактически, одним из условий реализации любой роли является присвоение ребенком ее содержания. Принимая разные роли, дети, меняя отношение, могут научиться подчеркивать опыт других людей. Поэтому стремление к нравственным действиям у детей возрастает.

Ребенок, который постоянно играет все роли в игровой ситуации, действительно меняет свою позицию - это называется «эмоциональная децентрация», то есть способность выделять другие переживания, которые происходят с другими людьми не только из-за смены позиции, но также и потому, что смена позиции приводит к необходимой и возможной координации различных точек зрения в сюжетно-ролевых играх детей. Но полная координация становится возможной только в высокоразвитых играх.

На нижних уровнях координация разных точек зрения различна, поскольку сюжетно-ролевые отношения имеют разную природу. Учитывая огромную важность сюжетно-ролевых игр для формирования личности дошкольника, более подробно рассмотрим уровни развития ролевых отношений:

1. На самом низком уровне роли не названы, а дети не называют себя именами людей, роли которых они на себя взяли. Хотя в игре есть разделение функций детей по ролям, дети не становятся друг к другу в типичные отношения для реальной жизни.

2. Намечается разделение функций. Роль зависит от реализации действий, связанных с этой ролью.

3. Появляются особые действия, которые передают характер отношений другим участникам игры. Появляется специальная ролевая речь, предназначенная для друга в соответствии с его ролью и ролью друга.

4. Выполните действия, связанные с отношениями с другими людьми, роли, которые играют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь имеет явный ролевой характер, она определяется ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена. Раскрытие ребенком нравственного значения отношений невозможно, потому что ребенок действует под влиянием - он действует как взрослый. [21, c. 126]

Существенная сторона роли появляется в игре как объект, который точно отражает идеи ребенка, как способ глубже погрузиться в реальность взрослого мира. «Манипуляции» ребенка соответствуют познавательным потребностям ребенка, которые сосредоточены на сфере межличностных отношений.

Чтобы это моральное содержание действительно стало ориентиром для поведения ребенка, его необходимо учитывать при выполнении реальных задач, в которых ребенок действует от своего имени, а не из-за той роли, которую он играет в игре.

Некоторые исследователи считают, что основным источником нравственного развития детей являются отношения, которые складываются вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, выполнение ролей другими детьми, в то же время «оценка» этих отношений к личности других детей и оценка этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре.

Уровень развития этих отношений связан со структурными особенностями сюжета и степенью развития игровой активности в этой команде. По мнению А.В. Запорожца существует два сюжетно-ролевых игровых плана:

- сюжетно-ролевые отношения; - реальные отношения по поводу игры.

Сюжетно-ролевые отношения, являющиеся своего рода материальным этапом, на котором моделируется сфера межличностных отношений, в первую очередь определяют развитие у дошкольников способности различать и лучше изучать те аспекты их отношений с другими детьми, которые руководствуются моральными нормами. [24, c. 52]

Таким образом, ценность игры (особенно сюжетно-ролевая игра) для нравственного формирования личности дошкольника бесценна, потому что ребенок обучается, когда выполняются правила в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях об игре.

  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: