Понятия о рациональной системе технического
обслуживания и ремонта оборудования. Для того чтобы оборудование служило долго, необходимо производить ремонт не только тогда, когда оно уже вышло из строя, но и когда его износ еще не перешел в прогрессирующий. Для этого на
предприятиях используется система планово-предупредительного
ремонта (ППР).
Системой технического обслуживания и ремонта называется
комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих
организацию и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования с целью сохранения в течение обусловленного времени при заданных условиях эксплуатации производительности, точности и чистоты обработки, гарантированных сопроводительной технической документацией
заводов-изготовителей.
Комплекс работ, выполняемых в соответствии с рациональной системой обслуживания, включает следующие виды:
-техническое обслуживание, к которому относятся работы по поддержанию работоспособности оборудования;
|
|
-ремонт, к которому относятся работы по поддерживанию и
восстановлению работоспособности неисправного оборудования.
Основные виды работ, входящие в состав планового технического обслуживания:
полный осмотр, частичный осмотр, ежесменное поддержание чистоты, смазка, пополнение или замена смазки, доставка смазочных материалов, промывка, периодическая очистка от пыли, профилактическая регулировка, обтяжка крепежа и замена быстроизнашивающихся деталей, проверка геометрической и технологической точности оборудования.
При неплановом ремонте чаще всего производится замена или
восстановление деталей, потерявших работоспособность, восстановление случайных нарушений регулировки устройств и сопряжений.
Необходимые работы выполняются не только самим станочником, но и слесарем, электриком, электронщиком (для станков
с ЧПУ).
По составу и объему работ ППР предусматривает два вида ремонтов: текущий и капитальный.
Текущий ремонт - это плановый ремонт, выполняемый с целью гарантированного обеспечения работоспособности оборудования в течение установленного нормативами времени работы до
следующего ремонта и состоящий в замене или восстановлении
отдельных деталей или отдельных сборочных единиц и выполнении связанных с этим разборочных, сборочных и регулировочных
работ.
Капитальный ремонт - это плановый ремонт, выполняемый с
целью восстановления исправности и гарантированного обеспечения работоспособности в течение установленного нормативами
времени работы до следующего капитального ремонта, состоящий
|
|
в восстановлении координации сборочных единиц и первоначальных траекторий, их взаимного перемещения, сопровождающийся заменой или восстановлением деталей всех сборочных единиц с необходимой для этого полной разборкой машины, сборкой и
регулировкой.
Все виды работ по плановому техническому обслуживанию и
ремонту выполняются в определенной последовательности, образуя повторяющиеся циклы.
Ремонтный цикл - это повторяющаяся совокупность различных видов планового ремонта, выполняемых в предусмотренной последовательности через установленные, равные между собой
промежутки времени работы Оборудования, называемые межремонтными периодами. Ремонтный цикл завершается капитальным ремонтом и определяется структурой и продолжительностью.
Структура ремонтного цикла - это перечень ремонтов, входящих в его состав, расположенных в последовательности их выполнения. Например, структуру ремонтного цикла, состоящего из четырех текущих и двух капитальных ремонтов, изображают так:
КР-ТР-ТР-ТР-ТР-КР. Такой цикл используется для станков нормальной точности.
Диагностирование неисправностей
токарно-винторезного станка
Об износе деталей станка можно судить по характеру их работы. Износ в сборочных единицах станка можно определить на слух, например, износ в местах сопряжений деталей вызывает глухой стук, признаком износа профиля зубьев зубчатых колес является шум в зубчатых передачах.
О работе сборочных единиц с подшипниками качения можно судить по характеру издаваемого ими шума. Лучше всего выполнять такую проверку специальным прибором - стетоскопом, если этого прибора нет, нужно пользоваться металлическим прутком, который прикладывают закругленным концом к уху, а заостренным - к месту, где находится подшипник. При нормальной работе слышен слабый шум, равномерное жужжание, если работа подшипников нарушена, то возникают сильные шумы.
Свист или резкий шум указывают на то, что в подшипнике нет смазки, шарики или ролики защемлены беговыми дорожками внутреннего и наружного колец. Гремящий шум означает, что на телах качения или кольцах появились забоины или в подшипники попала абразивная пыль или грязь. Глухие удары сигнализируют об ослаблении посадки подшипника на валу или в корпусе. Износ деталей можно определять визуально по появившимся на них царапинам, бороздкам, забоинам, трещинам, иногда их рассматривают с помощью лупы.
О некачественной работе станка также может сигнализировать
повышенный нагрев. Например, перегрев подшипника может возникнуть вследствие защемления тел качения между беговыми дорожками в результате несоосности опор или из-за отсутствия смазки.
О работе станка можно судить и по обработанной детали, если
возникают отклонения от геометрической формы и расположения поверхности детали, то части станка изношены. Рассмотрим некоторые погрешности обрабатываемых деталей, причины их возникновения и способы их устранения.
Отклонение от цилиндричности может быть следствием извернутости направляющих станины или непараллельности оси шпинделя направляющим. Для устранения дефекта нужно выверить станину и ось шпинделя станка.
Отклонение от круглости возникает вследствие неисправности патрона или его ненадежного закрепления на шпинделе; (без патрона), дефектов шпинделя и его подшипников. Для точного установления причины заготовку закрепляют в шпинделе, протачивают и замеряют микрометром диаметр в одном сечении во взаимно перпендикулярных направлениях. Если некруглость не устранена,
необходимо проверить правильность регулировки подшипников.
Бочкообразность образуется из-за износа направляющих станины, в отдельных случаях - из-за их извернутости. Требуется восстановить направляющие.
|
|
Седлообразность (вогнутость) образуется при обтачивании заготовки на станке, ось шпинделя которого не параллельна направляющим в вертикальной плоскости.
Кольцеобразность (образование на обрабатываемой поверхности заготовки кольцевых гребешков, расположенных с определенным шагом) возникает вследствие нарушения соосности: оси ходового вала в коробке подач, фартуке и кронштейне не совпадают, при этом, чем больше отклонение, тем выше гребешки на детали. Шаг между кольцами равен величине перемещения суппорта за один оборот вала. Кольцевые гребешки могут образовываться и по причине плохого зацепления реечной шестерни фартука с рейкой на станине, при этом расстояние между кольцами будет соответствовать шагу зубьев рейки. Эту неисправность устраняют установкой компенсаторов на направляющие каретки или - переустановкой рейки.
Волнистость - неровности на обрабатываемой поверхности в
виде мелких граней, расположенных прямолинейно или спирально вдоль оси. Это явление возникает из-за неисправности режущего инструмента, неправильного его крепления и дефекта патрона. Неисправностями станка в этом случае могут быть повышенные зазоры в опорах шпинделя и дефекты в самих подшипниках, повышенные зазоры в суппорте (ослабление планок и клиньев). Для устранения неисправности рекомендуется заточить инструмент, правильно его установить, проверить патрон, уменьшить зазоры.
Неплоскостность возникает в результате износа продольных и
поперечных направляющих поверхностей каретки суппорта. Для
устранения дефекта требуется восстановить направляющие.
Виды организации ремонтного хозяйства на предприятии:
Ремонтная служба на предприятии возлагается на отдел главного механика. Основная задача этого отдела и его цехов - поддержание оборудования предприятия в работоспособном состоянии на основе планово-предупредительного ремонта. Главному механику подчинены ремонтно-механический цех, на небольших предприятиях ремонтно-строительный и энергетический цехи. Существуют три основных вида организации выполнения ремонтных работ на промышленных предприятиях: централизованная, децентрализованная и смешанная. Централизованная организация предусматривает выполнение всех ремонтных работ на заводе силами и средствами отдела главного
|
|
механика и ремонтно-механического цеха. Такая организация типична для предприятий с небольшим числом оборудования. Децентрализованная организация выполнения ремонтных работ состоит в том, что все виды ремонтных работ межремонтное обслуживание, периодические ремонты, в том числе и капитальный ремонт - производят так называемыми цеховыми ремонтными базами. В состав цеховых ремонтных баз входят ремонтные бригады. Ремонтно-механический цех, подчиняющийся главному механику, осуществляет только капитальный ремонт сложных агрегатов. Кроме того, он изготовляет и восстанавливает для цеховых ремонтных баз детали и сборочные единицы оборудования, изготовление которых требует применения. Оборудования, отсутствующего на ремонтной базе.
Смешанная организация выполнения ремонтных работ характерна тем, что все виды ремонта, кроме капитального, выполняют цеховые ремонтные базы, а капитальный ремонт – ремонтно-механический цех. Ремонтно-механический цех также занимается модернизацией действующего парка оборудования в процессе выполнения капитального ремонта и изготовлением запасных деталей для оборудования завода. В соответствии с работами, поручаемыми ремонтно-механическому цеху, в его состав входят станочное, слесарное и электрогазосварочное отделения.
В крупных ремонтно-механических цехах организуется еще отделение, осуществляющее восстановление и повышение износостойкости деталей, с участками металлизации, хромирования, цементации, термической обработки и другими способами обработки деталей, сборочных единиц ремонтируемого оборудования.
Мы рассмотрели основные способы диагностирования станков.
Если рабочий не может устранить неисправности деталей станка сам, то он должен вызвать слесаря-ремонтника.