Рекомендации к анализу урока (занятия, репетиции) с точки зрения педагогического общения

1. Краткая общая характеристика урока (занятия, репетиции): цель и задачи, этапы, средства обеспечения, методические приемы и методы работы.

2. Стиль педагогического общения: в центре - педагог, в центре - участники коллектива как индивидуальность, открытость или скрытость управленческой работы педагога.

3. Соответствие педагогического общения целям, задачам, формам и средствам обучения; монологическое, диалогические или групповое общение, общение как информирование, объяснение, оценка или выявление доказательства чего-то; соотношение информативности и проблемности общения, вербальное (словесное) и невербальное (жесты, мимика, образность) общение, различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, говорение).

4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

5. Культура речи руководителя, его доброжелательность. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и неречевом поведении педагога.

РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОАНАЛИЗУ УРОКА, ЗАНЯТИЯ, РЕПЕТИЦИИ.

Ваше впечатление об уроке, занятии в целом.

Психологический климат на занятии. Ваше самочувствие в начале и по ходу занятия.

Оцените вашу подготовленность к занятию: степень владения содержанием и структурой занятия; степень осознания целей и задач, внутренняя готовность к осуществлению занятия.

Сопоставьте план (замысел) занятия с его реализацией.

4.1. Какие цели и задачи учебного занятия были поставлены, как они реализовывались на практике.

4.2. Как была дана целевая установка учебного занятия.

4.3. Проанализируйте каждый структурный элемент занятия (какую задачу он выполнял, как был организован, подведен ли итог каждой части).

4.4. Анализируя каждую часть занятия, обратите внимание, как была организована Вами познавательная деятельность участников коллектива:

          а) организация восприятия и наблюдения;

          б) организация внимания;

          в) формирование понятий;

          г) развитие мышления;

          д) развитие воображения;

          е) формирование умений и навыков.

4.5. Организованность участников коллектива на занятии, их активности. Как вы думаете, что больше всего понравилось ребятам на Вашем занятии.

4.6. Как Вы подвели итог занятия?

4.7. Выявите, какие были отклонения от плана, установите их причину.

5. Выявите достоинства и недостатки проведенного занятия в целом.

Приложение 6

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Общие сведения о воспитаннике (фамилия, имя, возраст).

2. Характеристика условий семейного воспитания (культурно – бытовые условия в семье, особенности внутрисемейных отношений, забота о воспитании детей).

3. Характеристика коллектива, членом которого является воспитанник (межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, товарищество, коллективизм, дисциплина, управляемость, система традиций).

4. Отношение воспитанника к коллективу (потребность быть членом данного коллектива и считаться с его мнением, авторитет воспитанника в коллективе, отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в коллективе).

5. Направленность личности (личная, общественная или деловая характеристика осознанных мотивов - интересы, их глубина, широта, устойчивость, наиболее ярко выраженные познавательные интересы. Взгляды и убеждения, мечты и идеалы).

6. Характерная для воспитанника оценка своих возможностей (требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям педагогов и сверстников).

7. Воспитанник в различных видах деятельности

(отношение к учебе - учится с интересом, без интереса, учиться не желает, успеваемость и дисциплина; отношение к трудовой деятельности - выполняет работу добросовестно, недобросовестно; отношение к собственным делам, отношение к общественным делам, соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ребенка).

8. Характеристика познавательных процессов

(последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение рассуждать и делать выводы, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития речи - богатство словаря).

9. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогическое воздействие, степень эмоциональной возбудимости, быстрота протекания реакций и смены эмоций, внешняя выраженность эмоциональных переживаний, эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах, волевые особенности целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание).

10. Темперамент (указать преобладающий тип темперамента).

11. Характер (черты характера, проявляющиеся в кружковой деятельности - прилежание, активность, дисциплинированность; черты, проявляющиеся в трудовой деятельности - трудолюбие, добросовестность, исполнительность пр.; черты, проявляющиеся в отношении к взрослым и сверстникам - дружелюбие, общительность, эгоизм, подчиняемость, независимость и пр.; черты, проявляющиеся в отношении к самому себе - самолюбие, честолюбие, самомнение, скрытность, застенчивость, гордость и пр.).

12. Способности (общие и специальные, наиболее

выделяющиеся способности - музыкальные, хореографические, литературные, технические, организаторские, математические и пр.).

13. Педагогические выводы (нуждается или нет в коррекции воспитательной работы, если нуждается - со стороны кого: педагогов, родителей, сверстников).

Приложение 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: