Комплексный тренинг упражнения для организации внимания воспитанников на занятиях

Больше всего дети страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте - предмете, событие, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Внимание ребенка зависит от "настройки" его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность, любопытство.

Целевое назначение: развитие произвольного внимания воспитанников; научить воспитанников сосредотачивать внимание на заданном объекте, действовать в малом, среднем и большом круге внимания.

Упражнение № 1. Сколько чего?

Педагог просит ребят осмотреть классную комнату; площадку, на которой находятся дети, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву "к", или "с" (или любая другая буква). Далее можно попросить "засечь" деревянные или стеклянные предметы. Можно обратиться и к цвету.

Упражнение № 2. Взять партнера, меняться местами.

"Взять партнера" - это значит связаться глазами с кем-то в группе, при этом нельзя пользоваться жестами, словами, только ловить взгляд так, чтобы связаться глаза в глаза. Тогда возникают пары партнеров, которым можно дать любое задание поменяться местами, одному присесть, другому встать и т.д.

Это упражнение удобно задавать и тогда, когда нужно быстро изменить порядок распределения детей в группе. Например, чтобы мальчики перемешались с девочками, надо дать цепочку команд: "Взяли глазами партнера (пауза). Бросили этого партнера, взяли другого (пауза)".

В любой групповой работе важно уметь внимательно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере и замечать его внимание к себе. Начало этого умения будет тренировка быстро связываться взглядом (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами. Далее можно просить связываться глазами группу в 3-4 человека и просить их встать (сесть) одновременно. По мере тренировки, задания следует усложнять: меняться местами со стульями без грохота и стука; взять глазами первого партнера, бросить, взять второго, бросить, взять третьего, поменяться местами со вторым.

Упражнение № 3. Руки - ноги.

Группа детей должна безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: по одному хлопку поднять руки, по двум хлопкам - встать, по трем - опустить руки.

Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность. Упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников занятий. В упражнении исполнитель должен удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей.

Упражнение № 4. Фотография.

Выбирается один фотограф, остальные участники - фотографирующиеся. Они встают в позы, замирают. Фотограф внимательно смотрит, запоминает, кто, как стоит и уходит за дверь. Ребята изменяют позы, меняются местами. Фотограф возвращается и должен назвать - сколько изменений произошло?

Упражнение № 5. Алфавит (печатная машинка).

Педагог распределяет буквы алфавита между всеми учащимися и задает сначала слово, потом фразу (пословицу). После раздачи букв ученики хлопком в ладоши обозначают свою букву в заданном слове, фразе, стихе. Запятая, точка, конец слова обозначаются: или общим хлопком, общим ударом ноги об пол, общим вставанием. При выполнении упражнения вся группа должна держать во внимании всю фразу, чтобы хлопнуть вовремя. Не разрешается торопить, подталкивать друг друга. Если кто-то забыл, педагог называет "букву", все терпеливо ждут. Чистое, быстрое, хорошее выполнение "печатной машинки" достигается через полгода, год работы.

Упражнение № 6. Летает, не летает.

Традиционная детская игра на внимание. Педагог называет существительные, играющие выполняют соответственно заданные движения: на летающий предмет (например: хлопают в ладоши, машут руками), на не летающий - ничего не делают, прижимают руки вдоль тела. Кто ошибается - выбывает из игры. Можно проводить игру на одушевленные и неодушевленные предметы, на четные и нечетные числа. Очень важно, чтобы при произношении слова педагог сам постоянно проделывал оговоренные движения, сбивая ребят. Для усложнения можно совместить сразу несколько заданий: летает - растет - живое. Тогда ученик сталкивается с тем, что правильных ответов может быть несколько. Например: синица и летает, и растет, и живая. Ученики будут делать разные движения, и поведение их будет верным.

Упражнение № 7. Японская машинка.

Упражнение тренирует внимание, координацию движений, слов. Все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина):

Хлопают перед собой в ладоши;

Двумя руками хлопают по коленям, правая по правой, левая по левой;

Не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, щелкая при этом пальцами;

То же самое делают левой;

 Далее все повторяют.

Затем, когда группа овладела набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, можно изменять темп. Вводится речь. На каждый щелчок участниками произносится заранее распределенные порядковые номера. Педагог (ведущий), совершая с классом отработанные движения, дойдя до щелчков пальцами, одновременно с каждым щелчком произносит "Ноль - ноль" и передает глазами эстафету кому-то из сидящих (группа продолжает набор движений, машина работает), тот, дойдя до щелчков, произносит: "Один - один", рядом сидящий продолжит эстафету словами "Два - два" и.т.д. После того, как каждый из играющих, не нарушая ритма движений, может вовремя назвать свой номер, игру можно перевести на следующую ступень. Теперь на щелчок правой рукой говорящий называет свой номер, а уже на щелчок левой - любой другой номер. Следующий игрок, услышав свой номер, к моменту следующего щелчка всей группы правой рукой, должен собраться и одновременно со щелчком повторить свой номер, а уже на щелчок левой — назвать номер нового игрока. Упражнение требует организованного внимания и учит верно, его распределять.

Упражнения № 8. Учись читать газеты быстро.

Упражнение рассчитано на развитие внимания и умения ориентироваться в газетной информации. И то и другое качество очень необходимо сейчас, когда так резко выросло число периодических изданий.

Для проведения игры необходимы 2-3 экземпляра одного номера какой-либо газеты (желательно довольно объемной). Газета раздается 2 или 3 командам. Педагог прекрасно знающий содержание номера, задает вопросы, ответы на которые ребята должны отыскать на газетных полосах:

В каких газетных материалах говорится об искусстве?

В каких заметках слово "хлеб" упоминается более 2-х раз? и т.д.

Команда, быстрее других определившая материал, по которому задан вопрос, получает очко. Самый простой вариант игры - задавать вопросы, связанные с заголовками статей. Время на поиск ответа не должно превышать 15 секунд.

Упражнение № 9. Веселый счет.

В таблице 36 квадратов, в каждом из них нарисованы (например) фрукты: яблоко, груша, банан. Надо узнать, сколько всего яблок, груш и бананов. Счет идет таким образом (начало с левого угла и дальше по горизонтальным рядам) одно яблоко, один банан, одна груша, 2 яблока, 3 яблока, 2 банана и т.д. Кто сбивается, начинает сначала.

Упражнение № 10. Выполни уговор строго.

Педагог становится напротив играющих и договаривается с ними: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться: когда будет простирать к ним руки, они будут скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает.

Упражнение № 11. Используй каждую секунду.

Малоизвестную ребятам картинку прикрепить к куску картона. Педагог вращает этот картон вокруг вертикальной оси так, чтобы картина была видна играющим каждый раз не более 3-4-х секунд. Вращение постепенно ускоряется, но при этом не следует доводить его до того, чтобы картина мелькала перед глазами. Достаточно, чтобы ребята увидели ее 10-12 раз. После этого играющие должны рассказать, раскрыть содержание картины.

Упражнения на круги внимания

Есть 3 круга внимания: малый, средний, большой.

Упражнение № 12. Разложи предметы.

У каждого ребенка берется по одному, два мелких предметов – брелок, часы, кольцо, ручка и т.д. Затем все воспитанники делятся на 2 группы: первая раскладывает предметы на столе, вторая рассматривает, запоминает. Первая меняет местами расположение предметов, может некоторые убрать. Вторая пытается найти изменения.

Упражнение № 13. Рассмотри человека.

Выбирается один ребенок из группы, он выходит за дверь. Вся группа пытается подробно его описать: во что одет, какого цвета глаза, прическа и т.д.

Приложение 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: