Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема

План

Методическое обеспечение

1

Раздел I. Теоретические аспекты организации логопедической работы

с детьми с нарушениями речи (54 часа)

1.1

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-1: З.1, З.2; У.1, У.2; В.1

1.2

Содержание раздела

Тема I.1 Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи

Перечень основных нормативно-правовых документов.

Принципы комплектования групп для детей с нарушениями речи. Социальные нормативы и нормы наполняемости логопедических групп.

Должностные обязанности учителя-логопеда.

Распределение рабочего времени учителя-логопеда.

Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса.

Задачи логопедической работы в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи. Общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, заведующей, старшего воспитателя и родителей.

Организация логопедической работы в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи. Организация логопедической работы в условиях логопункта ДОУ. Организация логопедической работы в условиях логопункта при общеобразовательной школе. Организация логопедической работы в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Организация работы логопеда в детской поликлинике. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Просмотр индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием.

Тема I.2 Перечень обязательной документации учителя-логопеда

Перечень обязательной документации учителя-логопеда группы для детей с тяжелыми нарушениями речи:

– коллегиальное заключение РПМПК;

– речевые карты;

– журнал учета движения детей;

– годовой план работы;

– календарно-тематический план логопедических фронтальных занятий;

– планы-конспекты фронтальных занятий;

– индивидуальные тетради детей;

– тетрадь взаимосвязи логопеда с другими специалистами ДОУ;

– расписание занятий и циклограмма рабочего времени;

– журнал учета коррекционных занятий;

– журнал профилактической работы;

– отчет о профилактической работе;

– отчет об эффективности работы (с аналитической запиской по пунктам годового плана).

Тема I.3 Оборудование и организация пространства логопедического кабинета

Перечень оборудования логопедического кабинета. Зонирование логопедического кабинета. Цветовое оформление. Санитарно-гигиенические требования к организации пространства логопедического кабинета.

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи. Требования к созданию развивающей речевой среды в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи.

Тема I.4 Специфика деятельности воспитателя логопедической группы

Основные направления коррекционной работы воспитателя в первую и вторую половины дня. Осуществление коррекционной работы в режимных моментах и других видах деятельности.

Коррекционные задачи воспитателя логопедической группы.

Принципы коррекционной работы. Методы и приёмы работы воспитателя. Отличительная особенность фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе.

Организация и проведение индивидуальных занятий по заданию логопеда. Оборудование логопедического уголка в группе.

Тема I.5 Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя

Разграничение коррекционных задач логопеда и воспитателя.

Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.

Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя.

Формы работы логопеда с воспитателями: ведение тетради взаимосвязи логопеда с другими специалистами ДОУ; тематические педсоветы; консультации; семинары; практикумы; тренинги.

1.3

План лекционного курса

1.3.1

I.1 Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи (4 часа)

 

1. Нормативно-правовое обеспечение в организациях для детей с нарушениями речи.

2. Принципы комплектования логопедических групп и классов. Социальные нормативы и нормы наполняемости логопедических групп.

3. Должностные обязанности учителя-логопеда.

4. Распределение рабочего времени учителя-логопеда.

5. Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса.

6. Задачи логопедической работы в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности.

7. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи.

8. Общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, заведующей, старшего воспитателя и родителей.

Список литературы:

[1; 6; 10; 13-23; 26; 44; 66; 67]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи».

1.3.2

I.2 Перечень обязательной документации учителя-логопеда (2 часа)

 

1. Список обязательной документации учителя-логопеда.

Список литературы:

[18-20; 22; 44; 66; 67]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Перечень обязательной документации учителя-логопеда».

1.3.3

I.3 Оборудование и организация пространства логопедического кабинета (2 часа)

 

1. Перечень оборудования логопедического кабинета.

2. Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи.

3. Требования к созданию развивающей речевой среды в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи.

Список литературы:

[2; 13; 15; 18; 20]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Оборудование и организация пространства логопедического кабинета».

1.4

Планы практических/семинарских занятий

1.4.1

I.1 Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи (6 часов)

Форма проведения: семинар.

Изучаемые вопросы:

- Организация логопедической работы в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи.

- Организация логопедической работы в условиях логопункта ДОУ.

- Организация логопедической работы в условиях логопункта при общеобразовательной школе.

- Организация логопедической работы в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).

- Организация работы логопеда в детской поликлинике.

- Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.

- Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Список литературы:

[1; 6; 10; 13-23; 26; 44; 66]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийные презентации «Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи в различных учреждениях».

1.4.2

I.4 Специфика деятельности воспитателя логопедической группы

(2 часа)

Форма проведения: коллоквиум.

Изучаемые вопросы:

1. Основные направления коррекционной работы воспитателя.

2. Коррекционные задачи воспитателя логопедической группы.

3.    Специфика коррекционной работы воспитателя в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Особенности работы воспитателя с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

Список литературы:

[3; 16; 49; 63; 65]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специфика деятельности воспитателя логопедической группы».

1.4.3

I.5 Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя (2 часа)

Форма проведения: коллоквиум.

Изучаемые вопросы:

1. Разграничение коррекционных задач логопеда и воспитателя.

2. Организация совместной работы логопеда и воспитателя в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием, с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

Список литературы:

[3; 16; 40; 49; 63; 65]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специфика деятельности учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».

1.5

Планы лабораторных занятий

1.5.1

I.1 Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи (2 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

- Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса.

- Анализ просмотренных индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием, с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

Список литературы:

[1; 6; 10; 13-23; 26; 44; 66]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи».

1.5.2

I.2 Перечень обязательной документации учителя-логопеда (2 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

- Анализ и заполнение обязательной документации учителя-логопеда.

Список литературы:

[18-20; 22; 44; 66; 67]

Информационное сопровождение:

1. Материалы «Обязательная документация учителя-логопеда».

1.5.3

I.3 Оборудование и организация пространства логопедического кабинета (2 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

– Составление перечня оборудования логопедического кабинета.

Список литературы:

[2; 13; 15; 18; 20]

Информационное сопровождение:

1. Материалы «Оборудование логопедического кабинета».

1.5.4

I.4 Специфика деятельности воспитателя логопедической группы (2 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Специфика коррекционной работы воспитателя в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием, с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

Список литературы:

[3; 16; 49; 63; 65]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специфика деятельности воспитателя логопедической группы».

1.5.5

I.5 Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя

(2 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Формы работы логопеда с воспитателями.

Список литературы:

[3; 16; 40; 49; 63; 65]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специфика деятельности учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-1:

З.1 – современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования и здравоохранения лиц с нарушениями речи;

З.2 – нормативно-правовое обоснование и методическое обеспечение коррекционного процесса в организациях для детей с нарушениями речи

– Кейс-задание: папка «В помощь начинающему логопеду»: подбор и систематизация нормативно-правовых документов организации логопедической работы с лицами с нарушениями речи.

– Выступление с докладом на семинарском занятии.

– Составление терминологического словаря.

– Составление мультимедийной презентации по теме «Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи».

– Контрольная работа по разделу.

ПК-1:

У.1 – осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами;

У.2 – обосновывать структуру занятия и методику коррекционной работы при различных нарушениях речи

- Аннотирование литературы по теме «Особенности работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи».

- Проверка реферата «Специфика взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».

- Контрольная работа по разделу.

ПК-1:

В.1 – методами и приемами организации деятельности учителя-логопеда с учетом современных методов логопедической коррекции лиц с нарушениями речи

- Выступление на коллоквиуме.

- Кейс-задание: папка «В помощь начинающему логопеду»: банк учебно-методических пособий.

- Контрольная работа по разделу.

Самостоятельная работа

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

 

Тема I.1. Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи

1. Выступление с докладом на семинарском занятии (Темы докладов в отдельном документе).

5 баллов

2. Кейс-задание: папка «В помощь начинающему логопеду»: подбор и систематизация текстов нормативно-правовых документов организации логопедической работы с лицами с нарушениями речи (по уровням: международный, федеральный, региональный, муниципальный, субмуниципальный, локальные акты).

10 баллов

[1; 6; 10; 13-23; 26; 44; 66]

Тема I.2. Перечень обязательной документации учителя-логопеда

3. Составление таблицы «Обязательная документация учителя-логопеда».

3 балла

[18-20; 22; 44; 66; 67]

Тема I.3. Оборудование и организация пространства логопедического кабинета

4. Составление схемы «Зонирование логопедического кабинета».

3 балла

[2; 13; 15; 18; 20]

Тема I.4 Специфика деятельности воспитателя логопедической группы

5. Аннотирование литературы по теме «Особенности работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи».

5 баллов

[3; 16; 49; 63; 65]

Тема I.5 Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя

6. Выступление на коллоквиуме (Темы докладов в отдельном документе)

5 баллов

[3; 16; 40; 49; 63; 65]

7. Контрольная работа по разделу.

10 баллов

1. Составление терминологического словаря

5 баллов

2. Подготовка реферата «Специфика взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы»

10 баллов

3. Составление мультимедийной презентации по теме «Организация логопедической работы с детьми с нарушениями речи»

5 баллов

 
2

Раздел II. Индивидуальные формы логопедической работы (62 часа)

 
2.1

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-1: З.1, З.2; У.1, У.2; В.1;

ПК-3: З.3; У.3; В.2;

ПК-4: З.4; У.4, У.5; В.3

 
2.2

Содержание раздела

II.1 Специфика индивидуальной логопедической работы в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для лиц с нарушениями речи

Принципы организации индивидуальной логопедической работы с детьми. Специфика индивидуальной логопедической работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией.

Специфика индивидуальной логопедической работы в организациях системы образования для детей с речевой патологией.

Специфика индивидуальной логопедической работы в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями. Типы учреждений: логопедический кабинет детской поликлиники; специализированные ясли для детей с нарушениями речи; специализированный дом ребенка; детский психоневрологический санаторий.

Специфика индивидуальной логопедической работы в учреждениях системы здравоохранения для взрослого населения. Типы учреждений: стационарный (неврологические отделения при больницах); полустационарный (кабинеты трудотерапии); амбулаторный (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

II.2 Специфика индивидуальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи

Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с дислалией. Основные разделы индивидуальной программы работы с детьми с дислалией. Основная цель логопедического воздействия при дислалии. Этапы индивидуальной работы: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных, умений и навыков.

Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с дизартрией. Основные разделы индивидуальной программы работы с детьми с дизартрией. Структура занятия при дизартрии. Разработка конспектов индивидуальных занятий с детьми, имеющими дизартрию.

Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ринолалией. Основные разделы индивидуальной программы работы с детьми с ринолалией. Специфические коррекционные задачи индивидуальных занятий в дооперационный и послеоперационный периоды. Специфические виды работы. Структура занятия при ринолалии. Разработка конспектов индивидуальных занятий с детьми с ринолалией.

Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с алалией. Основные разделы индивидуальной программы работы с детьми с алалией. Поэтапность логопедической работы при моторной алалии. Особенности этапов логопедической работы при сенсорной алалии. Структура занятия при алалии. Разработка конспектов индивидуальных занятий с детьми с алалией.

Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с дисграфией и дислексией. Основные направления логопедической работы при дисграфии и дислексии. Структура занятия при дисграфии и дислексии.

Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями голоса и темпа речи.

II.3 Речевая карта

Структура и содержание речевой карты.

Разделы речевой карты:

I.       Логопедическое обследование:

1)      общие сведения

2)      обследование состояния общей моторики

3)      обследование произвольной моторики пальцев рук

4)      обследование состояния органов артикуляционного аппарата:

1. обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

2. обследование моторики органов артикуляционного аппарата

А. исследование двигательных функций артикуляционного аппарата

Б. исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата

В. обследование мимической мускулатуры

5)      обследование фонетической стороны речи

6)      обследование слоговой структуры слова

7)      обследование состояния функций фонематического слуха

8)      обследование звукового анализа слов

9)      обследование понимания речи

10)    обследование активного словаря

11)    обследование грамматического строя

12)    обследование чтения

13)    обследование письма

II.     Логопедическое заключение

III.    Перспективный план индивидуальной коррекционной работы

IV.    Характеристика динамики логопедической коррекции

V.     Анализ результатов коррекционного воздействия

Заполнение речевой карты.

Составление протоколов обследования и их заполнение. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы.

Примерная схема перспективного плана. Разделы: направления и содержание коррекционной работы.

Текущий план индивидуальной коррекционной работы.

II.4 Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут

Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ по результатам обследования ребенка с речевой патологией.

II.5 Речевой и дидактический материал

Принципы отбора речевого и дидактического материала.

Перечень наглядных пособий, игр.

Материал для обследования и развития неречевых и речевых компонентов:

– Психологическая база речи

– Общая, мелкая и артикуляционная моторика

– Звукопроизношение

– Слоговая структура слова

– Фонематические процессы

– Лексический строй

– Грамматический строй

– Связная речь

– Письменная речь

II.6 Индивидуальные логопедические занятия

Структуры индивидуального логопедического занятия на разных этапах коррекции звукопроизношения и разработка конспектов (постановка, автоматизация и дифференциация звуков).

Просмотр индивидуальных логопедических занятий.

Составление конспекта индивидуального логопедического занятия и его проведение.

Схема анализа и самоанализа проведенного логопедического занятия.

Разделы анализа и самоанализа логопедического занятия: общие сведения о занятии; содержание занятия организация занятия; структура занятия; методическая сторона занятия; характеристика профессиональных умений логопеда; качество работы логопеда; выводы и предложения.

Анализ и самоанализ проведенного индивидуального логопедического занятия.

 
2.3

План лекционного курса

 
2.3.1

II.1 Специфика индивидуальной логопедической работы в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для лиц с нарушениями речи (2 часа)

1. Принципы организации индивидуальной логопедической работы с детьми.

2. Специфика индивидуальной логопедической работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией:

– Специфика индивидуальной логопедической работы в учреждениях системы образования для детей с речевой патологией.

– Специфика индивидуальной логопедической работы в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями.

– Специфика индивидуальной логопедической работы в учреждениях системы здравоохранения для взрослого населения.

Список литературы:

[1; 6; 10; 13-23; 26; 44; 66]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специфика индивидуальной логопедической работы в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для лиц с нарушениями речи».

 
2.3.2

II.2 Специфика индивидуальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи (2 часа)

1. Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с дислалией. Основные разделы индивидуальной программы работы с детьми с дислалией. Основная цель логопедического воздействия при дислалии.

2. Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с дизартрией. Основные разделы задачи индивидуальной программы работы с детьми с дизартрией.

3. Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ринолалией. Основные разделы индивидуальной программы работы с детьми с ринолалией. Специфические коррекционные задачи индивидуальных занятий в дооперационный и послеоперационный периоды. Специфические виды работы.

4. Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с алалией. Основные разделы индивидуальной программы работы с детьми с алалией. Поэтапность логопедической работы при моторной алалии. Особенности этапов логопедической работы при сенсорной алалии.

5. Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с дисграфией и дислексией. Основные направления логопедической работы при дисграфии и дислексии.

6. Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями голоса. Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей.

7. Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями темпа речи. Этапы логопедической работы по коррекции нарушений темпа речи.

Список литературы:

[5; 7; 8; 24; 41; 42; 45; 48; 59; 62; 63; 67]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специфика индивидуальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи».

 
2.4

Планы практических/семинарских занятий

 
2.4.1

II.1 Специфика индивидуальной логопедической работы в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для лиц с нарушениями речи

(4 часа)

Форма проведения: семинар.

Изучаемые вопросы:

1. Специфика индивидуальной работы в учреждениях системы образования для детей с речевой патологией.

2. Специфика индивидуальной работы в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями.

3. Специфика индивидуальной работы в учреждениях системы здравоохранения для взрослого населения.

Список литературы:

[1; 6; 10; 13-23; 26; 44; 66]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специфика индивидуальной логопедической работы в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для лиц с нарушениями речи».

 
2.4.2

II.2 Специфика индивидуальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи (8 часов)

Форма проведения: семинар.

Изучаемые вопросы:

1. Этапы индивидуальной работы при дислалии: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных, умений и навыков.

2. Структура занятия при дизартрии. Разработка конспектов индивидуальных занятий с детьми, имеющими дизартрию.

3. Структура занятия при ринолалии. Разработка конспектов индивидуальных занятий с детьми с ринолалией.

4. Структура занятия при алалии. Разработка конспектов индивидуальных занятий с детьми с алалией.

5. Структура занятия при дисграфии и дислексии.

Список литературы:

[5; 7; 8; 24; 41; 42; 45; 48; 59; 62; 63; 67]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специфика индивидуальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи».

 
2.5

Планы лабораторных занятий

 
2.5.1

II.3 Речевая карта (4 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Структура и содержание речевой карты.

Разделы речевой карты:

I.     Логопедическое обследование:

1)    общие сведения

2)    обследование состояния общей моторики

3)    обследование произвольной моторики пальцев рук

4)    обследование состояния органов артикуляционного аппарата:

4.1) обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

4.2) обследование моторики органов артикуляционного аппарата

А. исследование двигательных функций артикуляционного аппарата

Б. исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата

В. обследование мимической мускулатуры

5)    обследование фонетической стороны речи

6)    обследование слоговой структуры слова

7)    обследование состояния функций фонематического слуха

8)    обследование звукового анализа слов

9)    обследование понимания речи

10)  обследование активного словаря

11)  обследование грамматического строя

12)  обследование чтения

13)  обследование письма

II.   Логопедическое заключение

III.  Перспективный план индивидуальной коррекционной работы

IV.  Характеристика динамики логопедической коррекции

V.   Анализ результатов коррекционного воздействия

2. Заполнение речевой карты.

Список литературы:

[4; 9; 12; 28; 29; 32; 33; 53; 54]

Информационное сопровождение:

1. Наглядный материал для проведения логопедического обследования.

 
2.5.2

II.4 Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут (2 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

– Примерная схема перспективного плана индивидуальной коррекционной работы. Разделы: направления и содержание коррекционной работы.

– Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ по результатам обследования ребенка с речевой патологией.

Список литературы:

[9; 41; 53]

Информационное сопровождение:

1. Наглядный материал.

 
2.5.3

II.5 Речевой и дидактический материал (4 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Принципы отбора речевого и дидактического материала.

2. Перечень наглядных пособий, игр.

Материал для обследования и развития неречевых и речевых компонентов:

– Психологическая база речи

– Общая, мелкая и артикуляционная моторика

– Звукопроизношение

– Слоговая структура слова

– Фонематические процессы

– Лексический строй

– Грамматический строй

– Связная речь

– Письменная речь

Список литературы:

[11; 25; 34; 38; 42; 45; 48; 52; 55-58; 64; 68; 71]

Информационное сопровождение:

1. Наглядный материал для проведения логопедических занятий.

 
2.5.4

II.6 Индивидуальные логопедические занятия (4 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Составление конспекта индивидуального логопедического занятия и его проведение.

2. Анализ и самоанализ проведенного индивидуального логопедического занятия.

Список литературы:

[10; 16; 17; 22; 34; 38; 41; 69]

Информационное сопровождение:

1. Наглядный материал для проведения логопедических занятий.

 

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

II.1 Специфика индивидуальной логопедической работы в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для лиц с нарушениями речи

1. Составление таблицы «Специфика индивидуальной логопедической работы в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для лиц с нарушениями речи».

3 балла

[1; 6; 10; 13-23; 26; 44; 66]

II.2 Специфика индивидуальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи

2. Составление мультимедийной презентации «Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи».

10 баллов

[5; 7; 8; 24; 41; 42; 45; 48; 59; 62; 63; 67]

Тема II.3 Речевая карта

3. Выполнение и защита лабораторной работы по заполнению речевой карты.

5 баллов

[4; 9; 12; 28; 29; 32; 33; 53; 54]

Тема II.4 Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут

4. Решение задачи по составлению индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

3 балла

[9; 41; 53]

Тема II.5 Речевой и дидактический материал

5. Кейс-задание: папка «В помощь начинающему логопеду»: банк учебно-методических пособий по разделам:

- общая и мелкая моторика (пальчиковые игры, пособия и т.д.);

- артикуляционная моторика (комплексы артикуляционных упражнений с иллюстрациями и стихотворениями);

- звукопроизношение (картинки на звукоподражание, предметные, сюжетные картинки на автоматизацию звуков, дидактические игры типа «Ромашка» и т.д.);

- просодика (игры и упражнения, пособия по развитию целенаправленной воздушной струи);

- фонематический слух, восприятие, фонематические процессы (анализ, синтез, представления) (игры и упражнения);

- слоговая структура слова (игры и упражнения);

- лексико-грамматическая сторона речи (игры и упражнения);

- связная речь (диалогическая и монологическая) (игры и упражнения);

- письменная речь (письмо, чтение) (задания, упражнения);

- психологическая база речи (восприятие, внимание, память, мышление) (игры и упражнения).

10 баллов

[2; 13; 15; 18; 20]

Тема II.6 Индивидуальные логопедические занятия

6. Выполнение и защита лабораторной работы по разработке конспекта индивидуального логопедического занятия, анализу и самоанализу проведенных занятий.

5 баллов

[10; 16; 17; 22; 34; 38; 41; 69]

7. Контрольная работа.

10 баллов

1. Подготовка реферата «Особенности индивидуальной логопедического работы при различных нарушениях речи»

10 баллов

2. Составление мультимедийной презентации по теме «Конспект индивидуального логопедического занятия»

5 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-1: З.1

современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования и здравоохранения лиц с нарушениями речи;

З.2

нормативно-правовое обоснование и методическое обеспечение коррекционного процесса в организациях для детей с нарушениями речи;

ПК-3: З.3

структуру речевой патологии при различных формах нарушения речи;

ПК-4: З.4

специфику индивидуальной и фронтальной логопедической работы в образовательных организациях, в различных типах учреждений здравоохранения для детей с нарушениями речи

- Проверка выполнения аналитических заданий: сравнительных таблиц «Специфика индивидуальной логопедической работы в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для лиц с нарушениями речи».

- Мультимедийная презентация «Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи».

- Контрольная работа по разделу.

ПК-1:

У.1 – осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами;

У.2 – обосновывать структуру занятия и методику коррекционной работы при различных нарушениях речи;

ПК-3: У.3

проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательных учреждений для детей с нарушениями речи на основе использования методов логопедической диагностики;

ПК-4: У.4

осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями речи;

У.5

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования

- Кейс-задание: банк наглядных пособий, игр.

- Проверка заполненных речевых карт.

- Конспект индивидуального логопедического занятия. Анализ и самоанализ индивидуального логопедического занятия.

- Контрольная работа по разделу.

 

ПК-1: В.1

методами и приемами организации деятельности учителя-логопеда с учетом современных методов логопедической коррекции лиц с нарушениями речи;

ПК-3: В.2

навыками планирования коррекционной работы при различных нарушениях речи;

ПК-4: В.3

методами и приемами обследования и коррекции речевых нарушений

- Проверка оформленных речевых карт.

- Проверка составленной индивидуальной коррекционно-развивающей программы по результатам обследования.

- Контрольная работа по разделу.

3

Раздел III. Фронтальные формы логопедической работы (28 часов)

3.1

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-1: З.2; У.1, У.2; В.1;

ПК-3: З.3; У.3; В.2;

ПК-4: З.4; У.4, У.5; В.3

3.2

Содержание раздела

III.1 Содержание и организация фронтальных логопедических занятий

Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса.

Цель и задачи фронтальных форм работы с детьми с различными нарушениями речи.

Структура фронтального логопедического занятия (в зависимости от возраста и логопедического заключения).

III.2 Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы Примерная схема перспективного плана. Разделы: направления и содержание коррекционной работы.

Текущий план фронтальных форм логопедической работы.

Разработка перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы.

III.3 Фронтальные логопедические занятия

Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала к конкретному занятию.

Просмотр фронтальных занятий в различных типах учреждений для детей с нарушениями речи.

Составление планов-конспектов.

Проведение фрагментов фронтальных занятий на базе учреждений для детей с нарушениями речи.

Схема анализа и самоанализа фронтального логопедического занятия.

Разделы анализа и самоанализа фронтального логопедического занятия: общие сведения о занятии; содержание занятия организация занятия; структура занятия; методическая сторона занятия; характеристика профессиональных умений логопеда; качество работы логопеда; выводы и предложения.

Составление анализа и самоанализа фронтального логопедического занятия.

3.3

План лекционного курса

3.3.1

III.1 Содержание и организация фронтальных логопедических занятий

(4 часа)

1. Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса.

2. Цель и задачи фронтальных форм работы с детьми с различными нарушениями речи.

3. Структура логопедического занятия (в зависимости от возраста и логопедического заключения).

Список литературы:

[13; 15-17; 21; 22; 24; 36; 59-63; 66]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Содержание и организация фронтальных логопедических занятий».

3.4

Планы практических/семинарских занятий

3.4.1

III.1 Содержание и организация фронтальных логопедических занятий

(2 часа)

Форма проведения: обсуждение и выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

- Анализ примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под. ред. проф. Л.В. Лопатиной);

- Анализ вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Нищева Н.В.).

Список литературы:

[13; 15]

Информационное сопровождение:

1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной

2. Нищева, Н.В.Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

3.4.2

III.2 Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы (2 часа)

Форма проведения: обсуждение и выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Анализ перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы.

Список литературы:

[13; 15-17; 21; 22; 24; 36; 59-63; 66]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы».

3.4.3

III.3 Фронтальные логопедические занятия (2 часа)

Форма проведения: обсуждение и выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала к конкретному занятию.

2. Составление планов-конспектов.

Список литературы:

[13; 15-17; 21; 22; 24; 36; 59-63; 66]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Фронтальные логопедические занятия».

3.5

Планы лабораторных занятий

3.5.1

III.2 Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы (2 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Разработка перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы.

Список литературы:

[13; 15-17; 21; 22; 24; 36; 59-63; 66]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы».

2.5.2

III.3 Фронтальные логопедические занятия (2 часа)

Форма проведения: выполнение практического задания.

Изучаемые вопросы:

1. Проведение фрагментов фронтальных логопедических занятий.

2. Составление анализа и самоанализа проведенного фронтального логопедического занятия.

Список литературы:

[13; 15-17; 21; 22; 24; 36; 59-63; 66]

Информационное сопровождение:

1. Схема анализа и самоанализа фронтального логопедического занятия.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема III.1 Содержание и организация фронтальных логопедических занятий

1. Аннотирование Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (размещены на сайте по адресу fgosreestr.ru).

5 баллов

Тема III.2 Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы

2. Решение задачи по составлению перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы.

3 балла

[13; 15-17; 21; 22; 24; 36; 59-63; 66]

Тема III.3 Фронтальные логопедические занятия

3. Выполнение и защита лабораторной работы по разработке конспекта фронтального логопедического занятия (технологической карты), анализу и самоанализу проведенных занятий.

5 баллов

[13; 15-17; 21; 22; 24; 36; 59-63; 66]

4. Контрольная работа по разделу.

10 баллов

1. Подготовка реферата «Специфика фронтальной логопедической работы при различных нарушениях речи»

10 баллов

2. Составление мультимедийной презентации по теме «Конспект фронтального логопедического занятия»

5 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-1: З.2

нормативно-правовое обоснование и методическое обеспечение коррекционного процесса в организациях для детей с нарушениями речи;

ПК-3: З.3

структуру речевой патологии при различных формах нарушения речи;

ПК-4: З.4

специфику индивидуальной и фронтальной логопедической работы в образовательных организациях, в различных типах учреждений здравоохранения для детей с нарушениями речи

- Доклад на семинарском занятии.

- Проверка реферата «Специфика фронтальной логопедической работы при различных нарушениях речи».

- Контрольная работа по разделу.

ПК-1:

У.1 – осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами;

У.2 – обосновывать структуру занятия и методику коррекционной работы при различных нарушениях речи;

ПК-3: У.3

проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательных учреждений для детей с нарушениями речи на основе использования методов логопедической диагностики;

ПК-4: У.4

осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями речи;

У.5

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования

- Решение задачи по составлению перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы.

- Выполнение и защита лабораторной работы по разработке конспекта фронтального логопедического занятия, анализу и самоанализу проведенных занятий.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-1: В.1

методами и приемами организации деятельности учителя-логопеда с учетом современных методов логопедической коррекции лиц с нарушениями речи;

ПК-3: В.2

навыками планирования коррекционной работы при различных нарушениях речи;

ПК-4: В.3

методами и приемами обследования и коррекции речевых нарушений

- Решение задачи по составлению перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы.

- Выполнение и защита лабораторной работы по разработке конспекта фронтального логопедического занятия, анализу и самоанализу проведенных занятий.

- Проверка составленной мультимедийной презентации по теме «Конспект фронтального логопедического занятия».

- Контрольная работа по разделу.

                                           

Максимальное количество баллов по дисциплине 110 (задания инвариантной части) + 50 (задания вариантной части)


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: