Общее устройство стального каната

(На примере стальных канатов, применяемых на стропах общего назначения)

Стальной канат состоит из металлических проволочек, скрученных в пряди, которые в свою очередь скручены между собой, вокруг органического (а, в ряде случаев, и металлического) сердечника (так называемая двойная свивка). Таким образом стальные канаты это не просто передают тяговое усилие, но и выполняют функцию демпфера – гасителя колебаний груза.

Конструкцию каната определяют соответствующие ГОСТы. конструкция каната обозначается в виде букв и цифр, например: 6×19(1+6+6/6)+1ОС ЛК-Р, где цифра 6 обозначает количество прядей, цифра 19 – количество проволочек в пряди, цифры в скобках указывают на расположение проволочек по слоям в пряди, буквы ЛК указывают на то, что проволочки в прядях касаются друг друга линейно (навиты с одним шагом), а буква Р указывает на то, что данный канат по способу изготовления является рихтованным.

РД 10-33-93, регламентирует:

«В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241. Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.

Рекомендуется применять канаты по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688 и ГОСТ 7668, а для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, - по ГОСТ 7669.А для перемещения грузов, имеющих температуру до 400˚С – по ГОСТ 7669-80»

· ГОСТ 3071 – канат стальной двойной свивки типа ТК (точечного касания) конструкции 6х37 (1+6+12+18)+1 о.с.

· ГОСТ 3079 – канат двойной свивки типа ТЛК-О (точечно-линейного касания, односторонней свивки) конструкции 6х37 (1+6+15+15)+1 о.с.

· ГОСТ 2688 – канат двойной свивки типа ЛК-Р (линейного касания, рихтованный) конструкции 6х19(1+6+6/6)+1 о.с.

· ГОСТ 7668 - канат двойной свивки типа ЛК-РО (линейного касания, рихтованный, односторонний) конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1 о.с.

· ГОСТ 7669-80 Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36(1+7+77+14)+7х7(1+6). – с металлическим сердечником.

Сердечник каната выполняет функцию распорки, т.е. не даёт возможности прядям просесть внутрь. Если сердечник является органическим, то он пропитывается канатной смазкой, которая выдавливается при увеличении нагрузки на канат в пространство между проволочками, поэтому сердечник одновременно является и «контейнером» для смазки. Несущую нагрузку сердечник не воспринимает, его разрыв является браковочным признаком, при обнаружении которого необходимо изымать канат из эксплуатации.

Основные нормативные документы, регламентирующие изготовление стропов

1. ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства;

2. РД 10-33-93 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации, с изменениями N 1 (РД 10-231-98)

3. РД 24-СЗК-01-01 Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации

Способы соединения стальных канатов и изготовления петель на их концах

Соединение концов канатов и петли стропов канатных возможно следующим образом:

1. Методом заплетки, при этом для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090. торчащие концы проволочек, в местах окончания заплетки должны быть закрыты намотанной проволокой или др. способом, исключающим травмирование рук стропальщика. Регламентируется количество проколов (проколом называют прохождение всех шести прядей сквозь тело каната), которое определяется при проектировании и зависит от диаметра каната, но должно быть не менее четырех, допускается последний прокол осуществлять половинным числом проволочек. Это пожалуй наиболее надежный способ соединения.

2. Методом опрессовки алюминиевой втулкой. Высокотехнологичный способ, позволяющий за короткое время изготовить большое количество петель стропа, однако требующий специального оборудования и материалов. В следствие свойств алюминия при переменных нагрузках на соединение происходит её разрушение (разжатие), и как следствие открытие петли под нагрузкой, поэтому при осмотрах необходимо уделять большое внимание состоянию втулок. Данных способ соединения запрещен при подвешивании люлек для перемещения людей.

3. Методом установки зажимов. Количество зажимов также зависит от диаметра каната, но должно быть не менее трех, при этом шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната должна быть не менее шести диаметров каната. Таким образом образуется своеобразный индикатор состояния соединения. Такой способ на стропах на используется, но подходит для соединения (удлинения) канатов.

4. С применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином. Данный способ применяется при закреплении концов канатов на элементах конструкции кранов. Такое крепление является разъёмным.

5. Путем установки втулки и заливки её легкоплавким сплавом. Обеспечивает высокую надежность соединения, но имеет большой вес, поэтому также на стропах не применяется.

6. Другим способом в соответствии с нормативными документами, например коушный захват или цанговый зажим. Данные способы применяются достаточно редко, скорее в качестве исключений.

РД 10-33-93 допускает изготовление петель стропов канатных изготавливать методом заплетки или опрессовкой.

Грузовые цепи, применяемые для изготовления стропов.

В соответствии с требованиями РД 10-33-93, круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 "Цепи якорные" или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.


 

Урок №11.


Элементы стропов

Грузовой строп состоит из следующих элементов:

· Ветвь – основной несущий элемент;

· Захват – элемент необходимый для зацепки груза, в виде крюков, скоб и петель или специализированные, предназначенные для зацепки конкретных типов грузов, например труб;

· Навесное кольцо (серьга) - для навески ветвей на грузовой крюк.

Все стропы должны быть идентифицируемыми, т.е. должны иметь паспорт (хранящийся у ответственного), и маркировочную бирку (кольцо или данные выбитые на элементе стропа), в которой указывается:

· Организация – изготовитель;

· Грузоподъемность;

· Дата испытания;

· Порядковый номер по системе предприятия – изготовителя

У стропов целевого назначения, указывается фактический угол между противоположными ветвями для конкретного груза, который может быть больше или меньше установленного для стропов общего назначения угла 90˚

Маркировка стропов текстильных определена РД 24-СЗК-01-01, в соответствии с которым на каждый текстильный строп пришивается этикетка (бирка), на которой указываются:

· обозначение стропа;

· товарный знак предприятия-изготовителя;

· название материала, из которого строп изготовлен;

· грузоподъемность стропа при использовании основных способов строповки;

· рабочая длина;

· дата испытания;

· номер стропа.

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: