Алкоголизм как медико-социальная проблема

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Основная часть

Алкоголизм как медико-социальная проблема…………………………..4

Табакокурение. Влияние на организм человека. Последствия…………8

Пассивное курение………………………………………………………..11

Влияние табакокурения и употребление алкоголя на организм подростка………………………………………………………………….11

Возрастные особенности развития подростков и их склонность к

алкоголизму……………………………………………………………….15

Влияние семейного воспитания на табакокурение и употребление

подростками алкоголя…………………………………………………....16

3. Вывод……………………………………………………………………...18

4. Список используемой литературы………………………………………20

 

Введение

Актуальной задачей нашего общества является создание здорового стержня, без которого невозможна стабильность и поступательное развитие. «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурения, алкоголизм и наркомания). Итак, да здравствует профилактика. А какой она должна быть?

К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.

Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.

Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания.

Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана.

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в казахстанском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.

 

Алкоголизм как медико-социальная проблема

Упоминание о пьянстве как о болезненном, проблемном явлении содержится в трудах Гиппократа и Галена, однако подробное рассмотрение алкогольной зависимости в науке началось с середины XIX века. Термин «алкоголизм» был впервые введен М. Гауссом в 1861 году. В его классическом труде «Хронический алкоголизм, или хроническая алкогольная болезнь». Автор рассматривал алкоголизм как заболевание, вызванное злоупотреблением спиртными напитками и сопровождающееся соответствующими изменениями в нервной системе.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровья личности нарушает ее социальную адаптацию. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.

На сегодняшний день алкоголизм принято рассматривать как сложное заболевание, характеризующееся медико-биологическими, психологическими и социальными составляющими. Как отмечает С.В. Дворняк, «…алкоголизм - это не только сам алкоголь, но и реакция на него данного организма, которая всегда индивидуальна. Алкоголик…, даже если он воздерживается достаточно долгое время, остается алкоголиком, что выражается в его синдроме алкогольной зависимости и приведет к немедленному срыву, как только он расслабится снова».

Динамика распространения пьянства и алкоголизма в отдельных странах существенно различается. Есть страны, где уровень потребления алкоголя в стал снижаться, - это Франция, Великобритания, Япония, Норвегия и др. Тенденция к росту потребления алкоголя отмечается в Венгрии, Бельгии, Австрии, Чехии, Канаде, США, Ирландии.

В России в настоящее время потребление алкогольных напитков на душу населения только из "государственных ресурсов" составляет 7,57 л. Значительный удельный вес при потреблении составляет неучтенный алкоголь. В сумме учтенного и неучтенного алкоголя на душу населения приходится около 15 л.

ВОЗ установлено, что в настоящее время в мире живут 140 млн. лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и 400 млн. людей злоупотребляют алкоголем, причем 78% алкоголиков не лечатся.

Под алкоголизмом следует понимать хроническое психическое заболевание, характеризующееся патологической (вне ремиссии) потребностью организма человека в алкоголе.

 

Пьянство - систематическое чрезмерное употребление алкоголя, характеризующееся не болезненным пристрастием человека к нему.

Борьба с алкоголизмом - это проблема медицинская. Борьба с пьянством - это проблема в большей степени социальная.

В России в 2001 г. под диспансерным наблюдением по поводу алкоголизма и алкогольных психозов состояло более 2 млн. человек, первично было зарегистрировано и взято на диспансерный учет более 200 тыс. человек.

Злоупотребление алкоголем является основной причиной предотвратимой смертности (алкоголь является причиной 25 % всех смертей), многих заболеваний, несчастных случаев и травм.

Специальные исследования показали, что у нас в стране злоупотребляют алкоголем 10-15 % трудоспособного населения. Рост алкоголизации населения с 90-х годов обусловлен следующими причинами:

  • 1. социально-экономической нестабильностью в обществе;
  • 2. повышением доступности и наличием относительно низких цен на спиртные напитки;
  • 3. реорганизацией наркологической службы (ликвидацией лечебно - трудовых профилакториев и наркологических кабинетов на предприятиях, т.е. учреждений, деятельность которых была основана на принудительном привлечении больных алкоголизмом к лечению);
  • 4. снижением интереса государства к решению проблем, порождаемых пьянством и алкоголизмом.

На фоне роста распространенности пьянства и алкоголизма среди населения наблюдается рост алкоголизации женщин, детей и подростков. Число детей с впервые в жизни установленным диагнозом алкоголизма и поставленных на диспансерный учет за период с 1995 по 2000 гг. возросло в 1,5 раза, подростков -- в 1,3 раза.

Сегодня из 1000 подростков ежегодно 5 ставятся на диспансерный учет в связи со злоупотреблением алкоголем.

Злоупотребление алкоголем может вызвать:

  • - нарушения здоровья, включая несчастные случаи и увечья, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания печени и алкогольные психозы т.д.
  • - социальные проблемы, включая преступность, жестокость, разрушение семьи, отставание в учебе, проблемы на работе, самоубийства и т.д.

Проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем можно объединить в три группы.

  • 1. Проблемы для пьющего:
    • - последствия острого алкогольного опьянения (снижение самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи и т.д.);
    • - отравления алкоголем (только в 2001 г. от случайных отравлений алкоголем погибло более 40 тыс. человек);
    • - последствия длительного употребления алкоголя (риск ряда заболеваний, снижение умственных способностей, преждевременная смерть).
  • 2. Проблемы для семьи пьющего: ухудшение взаимоотношений в семье; педагогическая запущенность детей и т.д.
  • 3. Проблемы для общества: нарушения общественного порядка; преступность; рост числа заболеваний с ВУТ; инвалидизация; экономический ущерб.

Профилактика алкоголизма.

При осуществлении антиалкогольной политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумное и осознанное ограничение потребления алкоголя. Успех может быть обеспечен созданием в стране широкой социально-экономической и правовой системы профилактики пьянства и алкоголизма, эффективного механизма управления этой системой и координации антиалкогольных усилий различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.

При этом профилактику следует понимать не только как антиалкогольное воспитание и образование, но и как систему политических, экономических, образовательных, оздоровительных, организационных и административных мер и программ, направленных на создание в обществе условий, способствующих достижению оптимально приемлемого уровня потребления алкоголя и минимизации негативных последствий его потребления.

Профилактика включает в себя:

  • 1) антиалкогольное воспитание;
  • 2) контроль за оборотом алкоголя;
  • 3) помощь всем проблемным потребителям спиртного.

Приоритетные направления профилактики:

1. Усиление государственного контроля в области производства и оборота алкогольных напитков.

Необходимо усилить контроль со стороны государства за производством и продажей этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, алкогольных напитков и спиртсодержащих растворов.

Внедрить систему более жестких мер экономической, административной и уголовной ответственности за нелегальное производство и реализацию спиртных напитков, их фальсификацию, за несоблюдение норм и правил производства и реализации алкогольной продукции, за самогоноварение с целью сбыта, а также за нарушение законодательных ограничений на рекламу алкоголя.

Устранить с рынка наиболее токсичные разновидности алкогольных напитков, в частности, приготовленные с использованием спирта из непищевого сырья, вызывающие отравления, поражения внутренних органов и способствующие быстрому развитию зависимости от алкоголя.

2. Формирование атмосферы общественного осуждения пьянства.

В решении этой задачи внимание государства, органов культуры и образования, средств массовой информации должно быть сосредоточено в первую очередь на настойчивом культивировании тех ценностей, которые, при условии их реализации, могут способствовать утверждению здорового образа жизни.

Необходимо изменить концептуальную основу массовой воспитательной и просветительной антиалкогольной работы.

Нужно создавать систему раннего предупреждения злоупотребления алкоголем для детей и подростков с широким использованием в этих целях системы учреждений дошкольного и школьного воспитания, с организацией в них соответствующих психолого-педагогических служб.

3. Усиление социального контроля за лицами, чье поведение ведет к нарушениям норм морали и права.

В этой связи представляется целесообразным:

  • - пересмотр действующего законодательства об ответственности за административные правонарушения, связанные с алкоголем;
  • - повышение ответственности администрации на предприятиях различных форм собственности за проведение профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, организацию системы помощи им на рабочих местах с принятием мер, обеспечивающих экономическую заинтересованность предприятий в такой деятельности;
  • - введение комплекса жестких норм ответственности родителей, приобщающих несовершеннолетних детей к пьянству, а также лиц, продающих спиртные напитки несовершеннолетним;
  • - совершенствование административно-правовых и воспитательных мер, применяемых к лицам, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также обеспечение объективизации экспертизы алкогольного опьянения.
  • 4. Создание эффективной, материально обеспеченной системы наркологической помощи населению.

Для этого необходимо признать алкоголизм социально значимым заболеванием и разработать новую концепцию наркологической помощи, предполагающую широкое использование немедицинских (психотерапевтических, психологических, социальных) методик работы с больными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: