Компетенция | Этап формирования компетенции | Индикатор сформированности компетенции | Индикатор сформированности этапа |
ОПК-3 | ОПК-3.1 | Знает методы критического анализа и оценки современных научных достижений, владеет навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования | Владеет навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; |
ОПК-4 | ОПК-4.1 | Способен дать характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационном контекстах. Владеет методами и навыками экспертной оценки. | Владеет методами и навыками экспертной оценки. |
УК ОС-5 | УК ОС-5.1 | Проявляет гибкость и корректность при взаимодействии с учетом этнических, религиозных, гендерных, возрастных отличий и физических ограничений. | Проявляет гибкость и корректность при взаимодействии с учетом этнических и религиозных отличий. |
|
|
Примерный перечень вопросов к экзамену
теоретическая блок
1. Место всемирной (синхронной) истории в системе наук.
2. Синхронизация как метод исторической систематизации.
3. Становление древневосточных деспотий. Понятие о Древнем Востоке.
4. Древняя Индия: ранние этапы истории. Держава Маурьев и Гуптов.
5. Генезис первых империй. Древний Китай.
6. Основные этапы древнегреческой цивилизации в контексте всемирной истории: крито-микенская цивилизация, классический период, эпоха эллинизма.
7. Держава Александра Македонского. Сущность эллинизма.
8. Римский период в истории античности.
9. Создание, кризис и падение Римской республики (II в. до н.э. – I в. до н.э.).
10. Эпоха Римской империи (принципат): от эпохи ранней Империи до «золотого века» Римской империи (96-192 гг.)
11. Раннее христианство (I – III в.в.)
12. Эпоха Поздней империи (доминат). Правление Диоклетиана (284-305 гг.) и правление Константина Великого (306-337 гг.).
13. Распад и гибель Римской империи (337-476 гг.)
14. Феодализм Западной Европы и Востока: сходства и различия. (V–XV вв.)
15. Раннефеодальный период в истории Франции, Италии, Германии и Англии (до середины XI в.)
16. Иран и арабский мир в период средневековья.
17. Индия и Китай в период средневековья.
18. Западная Европа и Азия в XI-XVвв. Крестовые походы и роль папства в XII-XIIIвв.
19. Монгольское государство и его завоевания в XIII в. Причины и направления монгольской экспансии.
20. Османская империя как оплот ислама. Турецкий фактор в мировой истории.
21. Специфика развития средневековой Японии – от государства Ямато до правления сёгунов в эпоху Фудзивара (VI- XIVвв.)
|
|
22. Развитие и расцвет средневековых городов в XII –XVвв.
23. Эпоха Возрождения и ее основные этапы.
24. Реформация в Европе, ее экономические, политические, социокультурные причины.
25. Контрреформация в Европе. Инквизиция, орден иезуитов и Тридентский собор.
26. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.
27. Борьба короля и парламента в Англии. Английская революция 1649 г. и её значение.
28. Государство Великих Моголов в Индии.
29. Минская империя в Китае. Народные движения и начало маньчжурской династии Цин.
30. Япония в XVI - XVII вв. Внутриполитическая борьба и оформление системы сëгунатов.
31. Война за независимость и образование США. Конституция 1787 г. и Билль о правах 1791 г.: договор элиты и нации.
32. Начало промышленного переворота в Англии периода реставрации Стюартов. Режим Реставрации. Славная революция.
33. Великая Французская революция и конец Старого порядка в Европе.
34. Политический кризис манчжурской династии в XIX в.
35. Особенности социально-политического и экономического развития токугавской Японии.
36. Создание национальных государств Германии и Италии.
37. Гражданская война в США (1861-1865 гг.) и Реконструкция Юга.
38. Насильственное «открытие» Японии и его последствия. Падение авторитета режима Токугава. Реставрация Мэйдзи в Японии (1868).
39. Организация управления Индией в XIX – начале XX вв. Восстание сипаев. Индийский национальный конгресс (1885).
40. Колониальное подчинение Китая в конце XIX в. Система неравноправных договоров.
Практический блок
1. Составьте карту-схему основных периодов всемирной истории.
2. Предложите с помощью синхронистического метода два варианта развития западного и восточного типа государственности в период раннего средневековья.
3. Составьте карту-схему специфики цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.
4. Выделите на карте основные государственные центры Древнего Ближнего Востока.
5. Представьте на основе древнегреческих источников общую характеристику полисной системы.
6. Составьте карту-схему основных направлений военных походов Александра Македонского.
7. На основе трудов римских историков дайте характеристику римского патрициата.
8. Охарактеризуйте наиболее важные принципы гражданских прав и свобод периода Римской республики.
9. На основе источников сравните особенности политического строя Республики и Империи в античном Риме.
10. Составьте карту-схему основных раннехристианских центров.
11. На основе источников дайте характеристику Константина Великого.
12. Выделите на карте основные маршруты первого периода Великого переселения народов.
13. Составьте карту-схему основных государственных центров Запада и Востока в период раннего средневековья.
14. Составьте карту-схему основных направлений военных походов Карла Великого.
15. Перечислите и охарактеризуйте основные территории арабского халифата в период его расцвета.
16. Составьте список и охарактеризуйте новые крестоносные государства на Востоке.
17. Определите основные направления монгольской экспансии XIIIв.
18. Сопоставьте границы Турецкой империи в XV-ХVIвв.
19. Подготовьте аналитический обзор кастовой системы средневековой Индии.
20. Охарактеризуйте и подготовьте обзор основных торговых маршрутов крупнейших городов, входивших в Ганзейский союз.
21. Составьте хронологическую таблицу основных периодов и деятелей западноевропейского Ренессанса.
22. Составьте карту-схему основных течений протестантизма начального периода Реформации.
23. Составьте хронологическую таблицу основных этапов и основных участников Тридцатилетней войны.
24. Составьте хронологическую таблицу основных периодов Английской революции 1640-1660гг.
|
|
25. Составьте хронологическую таблицу основных периодов Великой французской революции.
26. Подготовьте аналитический обзор основных участников и результатов ВГО в к. XV-XVIIвв.
27. На основе правовых источников (Конституция 1787 г. и Билль о правах 1791) охарактеризуйте политическую систему США.
28. Составьте хронологическую таблицу основных политических режимов в Англии XVIIв.
29. Составьте список колониальных владений Великобритании до начала войны за независимость в Северной Америке.
30. Определите основные направления европейской колониальной экспансии в Азии в XVI-XVIIвв.
31. Охарактеризуйте политику протекционизма на примере конкретной политики кольбертизма во Франции эпохи правления Людовика XIV.
32. Определите основные направления маньчжурской экспансии в первой половине XVIIв.
33. Подготовьте аналитический обзор народных движений в Китае XVI-XVIIвв.
34. Охарактеризуйте политическое устройство Англии XVIIIв.
35. На основе источников сравните Конституцию 1787 г. и Билль о правах 1791г. США.
36. Охарактеризуйте основных участников и их методы насильственного «открытия» Японии.
37. Охарактеризуйте процесс модернизации Османской империи в XIX в.
38. На основе источников дайте характеристику управления Индией в XIXв.
39. Охарактеризуйте основные признаки кризиса маньчжурской династии в первой трети XIX в.
40. Перечислите неравноправные договоры между западными странами и маньчжурским Китаем XIXв.
Шкала оценивания
Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов». БРС по дисциплине отражена в схеме расчетов рейтинговых баллов.
Схема расчетов сформирована в соответствии с учебным планом направления, согласована с руководителем научно-образовательного направления, утверждена деканом факультета. Схема расчетов доводится до сведения студентов на первом занятии по данной дисциплине и является составной частью рабочей программы дисциплины и содержит информацию по изучению дисциплины, указанную в Положении о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС.
|
|
На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС и решения Ученого Совета СЗИУ от 28.08.2019г. в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной системы в пятибалльную:
Количество баллов | Экзаменационная оценка | |
прописью | буквой | |
100-96 | отлично | А |
95 – 86 | отлично | В |
85 - 71 | хорошо | С |
70 - 61 | хорошо | D |
60 – 51 | удовлетворительно | E |
50 - 0 | неудовлетворительно | EX |
Экзамен с оценкой «отлично» выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:
- устойчивые методические навыки изучения и анализа основных этапов всемирной истории;
- свободно умеет привлекать теоретические знания всемирной истории для анализа практической ситуации в международных отношениях;
- активно привлекает в рамках практического ситуационного анализа термины, поняти, теоретические модели из всемирной истории;
- привлекает инструментарий сравнительного анализа для сопоставления событий всемирной истории;
- умеет проводить анализ исторических событий в контексте синхронной истории, сравнивая процессы, происходящие на Западе и на Востоке; - умеет обрабатывать результаты изучения основных направлений внешней политики ведущих стран мира на различных исторических этапах;
- умеет обрабатывать результаты и обобщать объективные исторические сведения по всемирной истории;
- свободно оперирует основными историческими понятиями и категориями.
Экзамен с оценкой «хорошо» выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует выше перечисленные навыки и умения с определенными недостатками и неточностями:
обучающийся демонстрирует:
- устойчивые методические навыки изучения и анализа основных этапов всемирной истории;
- в ограниченном объеме привлекает теоретические знания всемирной истории для анализа практической ситуации в международных отношениях;
- в ограниченном объеме привлекает в рамках практического ситуационного анализа термины, понятия, теоретические модели из всемирной истории;
- в ограниченном объеме привлекает инструментарий сравнительного анализа для сопоставления событий всемирной истории;
- частично умеет проводить анализ исторических событий в контексте синхронной истории, сравнивая процессы, происходящие на Западе и на Востоке;
- частично умеет обрабатывать результаты изучения основных направлений внешней политики ведущих стран мира на различных исторических этапах;
- частично умеет обрабатывать результаты и обобщать объективные исторические сведения по всемирной истории;
- в ограниченном объеме оперирует основными историческими понятиями и категориями.
Экзамен с оценкой «удовлетворительно» выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует ограниченные аналитические и практические навыки:
- ограниченные методические навыки изучения и анализа основных этапов всемирной истории;
- не способен привлекать теоретические знания всемирной истории для анализа практической ситуации в области МО;
- ошибается в использовании в рамках практического ситуационного анализа терминов, понятий, теоретических моделей из всемирной истории;
- с трудом привлекает инструментарий сравнительного анализа для сопоставления событий всемирной истории;
- не умеет проводить анализ исторических событий в контексте синхронной истории, сравнивая процессы, происходящие на Западе и на Востоке;
- не в полной мере систематизирует результаты изучения основных направлений внешней политики ведущих стран мира на различных исторических этапах;
- не умеет обрабатывать результаты и обобщать объективные исторические сведения по всемирной истории;
- частично оперирует основными историческими понятиями и категориями.
Экзамен с оценкой «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если обучающийся не демонстрирует:
- не обладает методическими навыками анализа процессов всемирной истории:
- не способен привлекать теоретические знания для анализа практической ситуации всемирной истории;
- ошибается в использовании в рамках практического ситуационного анализа терминов, понятий, теоретических моделей из всемирной истории;
- с грубыми ошибками привлекает инструментарий сравнительного анализа для сопоставления событий всемирной истории;
- не умеет проводить анализ исторических событий в контексте синхронной истории, сравнивая процессы, происходящие на Западе и на Востоке;
- не способен систематизировать результаты изучения основных направлений внешней политики ведущих стран мира на различных исторических этапах;
- не умеет обрабатывать результаты и обобщать объективные исторические сведения по всемирной истории;
- не понимает и не умеет использовать основные исторические понятиям и категории.