Глава V. Семья, детский сад, школа —

преемственность и сотрудничество........ 169

§ 17. Ребенок в системе «Детский сад — школа»    169

Вопросы............................................... 182

§ 18. Ребенок в системе «Детский сад— семья» 183

Вопросы................................................ 192

Приложение. Извлечение из Государственного

образовательного стандарта высшего

профессионального образования....... 193

Вопросы к экзамену по дошкольной педагогике    194

Список используемой и рекомендуемой литературы 196


 


ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что главная задача образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Современные тенденции развития педагогики дошкольного детства предполагают обновление ее содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. В связи с этим большое значение приобретает развитие личности ребенка в системе образования. Предпосылкой успешного решения этой задачи является создание правовых, экономических, психолого-педагогических условий для формирования базисных черт личности (детской компетентности, креативности, инициативности, активности, самостоятельности, коммуникабельности).

Дошкольное образование (как система воспитания и обучения) гарантирует защиту прав личности ребенка, его психофизическую безопасность, благополучное раскрытие и своевременную диагностику резервов развития личности, социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь семье.

Специфика развивающего образования в дошкольном возрасте определяется признанием самоценности этого периода в жизни ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.).

Образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях предполагает работу с детьми по четырем направлениям:

—физическое развитие;

—познавательно-речевое развитие;

—социально-личностное развитие;

—художественно-личностное развитие. Постановка цели развития и определение направлений

работы с детьми обусловливаются важностью своевременной подготовки подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности.

5

И с овргмснпой і ні п Мі і.. ібри іонания особый ак иоіі і поиск и п.і сю it it /t и ми м і мі сипно, создание условий для і пі і и.іч и і.і 11 и и и и іидувлизации де-

тей (Д.И. ФельдштеЙн, Н.ї К v л і <'   ИЛ Петровский,

С.А. Козлова, JI.Л. Парамонова и ир і

Замена традиционных ЦЄНН00Т6Й обучения ребенка на

развитие его личности мрсдпо'і.п.|с і щічної іриснтиро-

ванный подход к детям, учел цепкой і vi'KV'ii.iv|)i.i, куль-туротворческой функции деятельности.

Дошкольная педагогика как наука учитывает все социально-культурные изменения в жизни общества и стремится обеспечить осознание современных подходов к проблемам развития дошкольников. Она изучает процесс развития, воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. В основе развития лежат деятельный и личностный подходы, предполагающие гуманизацию и оптимизацию образовательного процесса ДОУ. Воспитание понимается как процесс создания условий, содействующих развитию детей дошкольного возраста, становлению базисных черт личности дошкольника, признанию прав и свобод ребенка (Р.Б. Стеркина, Т.Н. Доронова, ТА. Куликова и др.).

Особенности образования в дошкольном возрасте определяют специфику деятельности педагога. Профессиональная подготовка должна дать будущему специалисту системные 'знания в области психологии и педагогики дошкольного детства.

Профессионализм педагога, уровень его личностных качеств, его убеждения, установки, педагогическое мастерство во многом определяют не только позиционную направленность, но и стиль поведения, формы общения с детьми, характер отношений к их миру. Признание личностного начала в ребенке, ориентация на его потребности и интересы, построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи обеспечивают гуманистическую направленность деятельности педагога, совершенствуют его профессиональную компетентность.

Нашей задачей было создание пособия, которое обеспечило бы понимание современных подходов к развитию дошкольников, роли и места педагога в лом развитии. Учебный материал отражает содержание курсі «Дошкольная пе-

6

дагогика» по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Логика и содержание пособия отражают авторскую позицию в освещении проблем дошкольного детства. Мы выделили в качестве основных следующие вопросы:

—освещение понятийного аппарата;

—нормативно-правовые аспекты;

—научные основы (методологические, психолого-педагогические);

—педагогические технологии.

Материал пособия включает вопросы для самопроверки, дающие возможность установить уровень усвоения знаний и помогающие развивать у студентов педагогическую рефлексивность.

Пособие окажется полезным для практических дошкольных работников, студентов вузов и педагогических колледжей, преподавателей, аспирантов, занимающихся вопросами дошкольного детства.

Глава I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: