преемственность и сотрудничество........ 169
§ 17. Ребенок в системе «Детский сад — школа» 169
Вопросы............................................... 182
§ 18. Ребенок в системе «Детский сад— семья» 183
Вопросы................................................ 192
Приложение. Извлечение из Государственного
образовательного стандарта высшего
профессионального образования....... 193
Вопросы к экзамену по дошкольной педагогике 194
Список используемой и рекомендуемой литературы 196
ВВЕДЕНИЕ
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что главная задача образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Современные тенденции развития педагогики дошкольного детства предполагают обновление ее содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. В связи с этим большое значение приобретает развитие личности ребенка в системе образования. Предпосылкой успешного решения этой задачи является создание правовых, экономических, психолого-педагогических условий для формирования базисных черт личности (детской компетентности, креативности, инициативности, активности, самостоятельности, коммуникабельности).
|
|
Дошкольное образование (как система воспитания и обучения) гарантирует защиту прав личности ребенка, его психофизическую безопасность, благополучное раскрытие и своевременную диагностику резервов развития личности, социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь семье.
Специфика развивающего образования в дошкольном возрасте определяется признанием самоценности этого периода в жизни ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.).
Образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях предполагает работу с детьми по четырем направлениям:
—физическое развитие;
—познавательно-речевое развитие;
—социально-личностное развитие;
—художественно-личностное развитие. Постановка цели развития и определение направлений
работы с детьми обусловливаются важностью своевременной подготовки подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности.
5
И с овргмснпой і ні п Мі і.. ібри іонания особый ак иоіі і поиск и п.і сю it it /t и ми м і мі сипно, создание условий для і пі і и.іч и і.і 11 и и и и іидувлизации де-
тей (Д.И. ФельдштеЙн, Н.ї К v л і <' ИЛ Петровский,
С.А. Козлова, JI.Л. Парамонова и ир і
Замена традиционных ЦЄНН00Т6Й обучения ребенка на
развитие его личности мрсдпо'і.п.|с і щічної іриснтиро-
ванный подход к детям, учел цепкой і vi'KV'ii.iv|)i.i, куль-туротворческой функции деятельности.
|
|
Дошкольная педагогика как наука учитывает все социально-культурные изменения в жизни общества и стремится обеспечить осознание современных подходов к проблемам развития дошкольников. Она изучает процесс развития, воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. В основе развития лежат деятельный и личностный подходы, предполагающие гуманизацию и оптимизацию образовательного процесса ДОУ. Воспитание понимается как процесс создания условий, содействующих развитию детей дошкольного возраста, становлению базисных черт личности дошкольника, признанию прав и свобод ребенка (Р.Б. Стеркина, Т.Н. Доронова, ТА. Куликова и др.).
Особенности образования в дошкольном возрасте определяют специфику деятельности педагога. Профессиональная подготовка должна дать будущему специалисту системные 'знания в области психологии и педагогики дошкольного детства.
Профессионализм педагога, уровень его личностных качеств, его убеждения, установки, педагогическое мастерство во многом определяют не только позиционную направленность, но и стиль поведения, формы общения с детьми, характер отношений к их миру. Признание личностного начала в ребенке, ориентация на его потребности и интересы, построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи обеспечивают гуманистическую направленность деятельности педагога, совершенствуют его профессиональную компетентность.
Нашей задачей было создание пособия, которое обеспечило бы понимание современных подходов к развитию дошкольников, роли и места педагога в лом развитии. Учебный материал отражает содержание курсі «Дошкольная пе-
6
дагогика» по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Логика и содержание пособия отражают авторскую позицию в освещении проблем дошкольного детства. Мы выделили в качестве основных следующие вопросы:
—освещение понятийного аппарата;
—нормативно-правовые аспекты;
—научные основы (методологические, психолого-педагогические);
—педагогические технологии.
Материал пособия включает вопросы для самопроверки, дающие возможность установить уровень усвоения знаний и помогающие развивать у студентов педагогическую рефлексивность.
Пособие окажется полезным для практических дошкольных работников, студентов вузов и педагогических колледжей, преподавателей, аспирантов, занимающихся вопросами дошкольного детства.
Глава I