Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика относится к числу молодых дисциплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем великого педагога XVII в. Я.А. Коменско-го. Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Она изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует, как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Предмет дошкольной педагогики — вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью и заключаются в следующем:

—способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества;

—изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей;

—разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Функции дошкольной педагогики:

—описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса;

—прогностическая, подразумевающая научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ;

8

—   творчески-преобразовательная, предполагающая учетнаучного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологий.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Метод — это путь, способ достижения целей и решения задач. Методы исследования позволяют добывать научно-педагогические знания, производить сознательный и целенаправленный поиск путей совершенствования образовательного процесса, изучать и обобщать педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент. Исходя из широкого спектра методов, можно назвать их уровни:

—эмпирический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);

—теоретический (обобщение, систематизация материала);

—метатеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации).

Этапы научного педагогического исследования:

—определение проблемы, цели, гипотезы, задач;

—проверка гипотезы (эксперимент);

—осмысление полученных данных, обработка результатов;

—оформление результатов исследования;

—внедрение результатов в практику.

Более подробно методы исследования изучаются в курсе «Методология и методы научного психолого-педагогического исследования».

Современная дошкольная педагогика впитала в себя многие сведения о воспитании и обучении детей. Ее источниками являются народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Реализация задач развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

9

Мстодолоі ичп'міі- ні і тт.і і і т.11 педагогики отражаю т сои|іемеі її и.ій уровень фкло ■»| пі и иі.р.і кшлпин, наличиеразнообразною спектра <|>мч«н офских нміірмплений: аксиологический подход, системі іі.ін, деятельно* ніч і ні ірчеекий, личностный, КуЛЬТурОЛОГИЧеСКІІІІ, І ІІІІІ'ріІ'ІІГИЧ КІШ II Т.Д.

Аксиологический по()хо<) ПОЭВ0ЛМ1 определить совокупность приобретенных ценностей и образовании, поспитаний и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой культуры. Данный подход рассматривает формирование здоровья, культуры, познания, радости общения, игры, труда как непреходящих ценностей при воспитании детей.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основные ценностные ориентации народа, этноса. Диалог культур — основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания. Данный принцип был обоснован в работах немецкого педагога А. Дистер-вега и получил развитие в трудах К.Д. Ушинского.

Системный подход предполагает организацию работы в соответствии с целостной системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм организации условий, способствующих развитию, воспитанию, обучению детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущих, основных деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом, активным творцом (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально привлекательная для проявления себя «здесь и теперь». Деятельностно-твор-ческий подход позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка, его способность к актииности, творчеству, инициативности.

10

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка, учитывает дошкольный период как самоценный. Личность раскрывается, совершенствуется в условиях педагогически содержательной деятельности, поэтому зачастую данный подход определяют какдеятельностно-личностный.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей, позволяют произвести переакцентировку содержания в основных категориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. Характеризуя дошкольника, можно говорить об особенностях и закономерностях возрастного развития (причем важен не столько биологический, сколько психологический возраст ребенка).

Формирование — специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение — специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, ее переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, социально-нравственных привычек.

Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем он создает свою субкультуру.

11

Часто она рас» м.іфііи.и и и кн» с ш пшшьныИ набор признаков, ценностей, ПО которым ні» м«і.ми ■ 11- ни лан ного возраста осознают, утверждаю! < еби н кірич їм»' «мы», отличного от других возрастных сооОщ»'» і и,

Субкультура деїста как каїстрті ч.ір.ік ісрп іусіособую систему бытующих у детей npCfll ПШЛЄНИЙ 0 МИре, ценностях, отношениях. Она проявляется і' ВОПРОСАХ, словотворчестве, ифах, рисунках, размышлениях, разнообразных пилах детского (рольклора. Субкультура детства способ освоения ребенком путей вхождения в мир взрослі>іх, кулыуру социума.

Пересмотр содержания основных подходов к детям предполагает учет принципов личностно-ориентированной педагогики. Эти принципы отражают взгляд общества на ребенка, на то, как мир взрослых воспринимает мир детей. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, старается доходить до каждой личности.

Смысл педагогической позиции заключается в поддержке, суть которой состоит в том, что взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию «самости», самостоятельности ребенка. Очевидно, что педагогической поддержкой не исчерпывается суть воспитания, так как сам из себя ребенок не может вырастить культуру, создаваемую веками. Однако в условиях поддержки и заботы ребенок легче и быстрее воспринимает образцы культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.

Профессиограммы педагога ДОУ, преподавателя педагогического колледжа приобретают общие черты, определенные личностно-ориентированной педагогикой. Характерными чертами должны стать сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы выбора и принятия решения, творчество, сотворчество воспитателя и детей. Эти черты придают технологии деятельности педагога универсальность. Переход к личностно-ориентированному взаимодействию зависит от общей и педагогической культуры, личностных качеств, запросов, желаний педагога.

12

Профессиональную подготовку кадры для ДОУ получают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Классификаторы специальностей и специализаций предполагают их интегрированность и взаимосвязь. В учебных заведениях специализация имеет определенную направленность и связана с конкретными обязанностями специалистов (воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию в ДОУ, руководитель ритмики, руководитель студии изобразительной деятельности, воспитатель с правом преподавания иностранного языка и т.п.).

По окончании учебного заведения (среднего или высшего) студентам присваивается педагогическая квалификация, которая характеризует уровень и вид профессиональной подготовки специалиста.

Педагогическая деятельность предполагает постоянное повышение квалификации, профессиональное самосовершенствование.

Вопросы

1. Чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики?

2. Чем обуславливается спектр теоретико-методологических основ дошкольной педагогики?

3. В чем заключается феномен педагогической поддержки?

4. Что объединяет профессиограмма воспитателя и преподавателя педагогического колледжа?

5. Каково содержание основных категорий дошкольной педагогики? Чем оно определяется?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: