Девочки Мальчики

I. Различия в социальной и эмоциональной сфере

I.                        Чаще проявляют симпатию, 1. Более возбудимы, раздражитель-ярче выражают сочувствие дру- ньг, беспокойны, нетерпеливы.

^ "'                2. Быстро снимают эмоциональную

2.-Большая гибкость при адапта- напряженность.

ции к новым условиям. -, г.

;                         3. Вместо переживании легко пере-

3.Выше сопротивляемость стрес- ключаются на продуктивную дея-совым ситуациям.               тельность.

4.Быстрее реагируют на мимику, 4. Быстрее реагируют на речевые жесты, позу и т.д.                        замечания взрослого

II.        Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке

1.Бытовая тематика игр («семья», 1. Игры военно-героической тема-«больница», «магазин», «д /сад»), тики. Игры на приключенческую

2.Игры подвижные с малой и тематику.

средней степенью подвижности.  2. Игры подвижные с высокой сте-

3.Изображает людей, природу.   пеньк> Двигательной активности.

4.Рисунки с элементами декора-  3' РисУют технику, машины, тивности.   4. Рисунки наполнены действиями, I

5.Тщательно прорисовывают Движениями.

детали костюма, прически. 5. Рисунки схематичны.

6.                      Любят лирические, спокойные 6. Любят маршевую, бодрую музы-мелодии         ку

III.       Различия в познавательно-поисковой деятельности

1.Лучше выполняют задачи ти- 1. Любят решать нестандартные повые, шаблонно.               задания, выдвигают новые идеи.

2.Тщательно, качественно, акку- 2. Не интересно делать одно и то ратно выполняют задания же, исполнительская часть оформления задания невелика

Данные таблицы убеждают, что при изучении ребенка   ]нельзя игнорировать половые различия, связанные с особенностями организации мозга и психики. Все они реализуются                                                   Iпедагогом в полодифференцированном подходе. Суть данно- 1го подхода в подготовке детей к будущим половым соци-                               Iальным ролям, в учете потенциальных возможностей разви-                                     Iтия психических различий мальчиков и девочек.

В гуманистической психологии и педагогике ребенок рассматривается в качестве субъекта. В педагогическом словаре «субъект» определяется как «носитель предметно-практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании» [58; 144].

Многие исследователи отмечают, что субъектность ребенка как социально-целостное качество личности необходимо специально формировать в процессе педагогического взаимодействия. Ребенок социализируется путем подражания и заимствования, сопоставления себя с другими. Но поскольку его жизненный опыт невелик, для успешной социализации он нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке.

В младшем дошкольном возрасте ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентности, эмоциональности, креативности (творчества), самостоятельности, активности, инициативности, свободы поведения, произвольности (волевого регулирования). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество, педагогическую поддержку. В качестве педагогических условий развития субъектности ребенка младшего возраста можно назвать:

—формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;

—развитие положительного самоизучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);

—создание положительно-заинтересованного отношения к играм и занятиям сверстников;

—корректировку неблагоприятных форм развития (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);

—организацию предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;

—создание доверия к взрослым, стремления совершать независимые поступки, например, выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеров, защищать свою позицию.

Ї 5818                                                  33

В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок как субъект начинает не только требовать соблюдения правил поведения от других, но осознанно следует им сам, т.е. возрастает уровень его самосознания. Роль взрослого меняется — из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как к авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.

Личностно-ориентированный подход предполагает определенную психолого-педагогическую последовательность в содержании и методах воспитания ребенка как личности.

Педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включают:

—стимулирование субъектности ребенка;

—построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;

—понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;

—признание ребенка саморазвивающейся личностью;

—построение субъект-объектных отношений в различных видах деятельности (в качестве объектов могут выступать природа, другие люди, рукотворный мир);

—обучение проектированию, как активно-поисковой деятельности в условиях выбора;

—использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;

—создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, саморазвития.

Таким образом, объект дошкольной педагогики — ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. Бережное отношение к нему — главный принцип изучения ребенка как объекта и работы с ним.

34

Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.

Вопросы

1. Каковы возрастные этапы дошкольного периода?

2. Что лежит в основе деления дошкольного периода на этапы?

3. Каковы особенности психолого-педагогического портрета дошкольника?

4. Чем объясняется взаимосвязь психического пола и педагогического портрета ребенка-дошкольника?

5. Совпадает ли психологический и педагогический возраст ребенка?

6. В чем заключается развитие ребенка как субъекта?

7. Каковы общие педагогические условия развития субъект-пости ребенка младшего и старшего дошкольного возраста? Каковы различия в этих условиях в зависимости от возраста ребенка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: