I. Различия в социальной и эмоциональной сфере
I. Чаще проявляют симпатию, 1. Более возбудимы, раздражитель-ярче выражают сочувствие дру- ньг, беспокойны, нетерпеливы.
^ "' 2. Быстро снимают эмоциональную
2.-Большая гибкость при адапта- напряженность.
ции к новым условиям. -, г.
; 3. Вместо переживании легко пере-
3.Выше сопротивляемость стрес- ключаются на продуктивную дея-совым ситуациям. тельность.
4.Быстрее реагируют на мимику, 4. Быстрее реагируют на речевые жесты, позу и т.д. замечания взрослого
II. Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке
1.Бытовая тематика игр («семья», 1. Игры военно-героической тема-«больница», «магазин», «д /сад»), тики. Игры на приключенческую
2.Игры подвижные с малой и тематику.
средней степенью подвижности. 2. Игры подвижные с высокой сте-
3.Изображает людей, природу. пеньк> Двигательной активности.
4.Рисунки с элементами декора- 3' РисУют технику, машины, тивности. 4. Рисунки наполнены действиями, I
5.Тщательно прорисовывают Движениями.
детали костюма, прически. 5. Рисунки схематичны.
6. Любят лирические, спокойные 6. Любят маршевую, бодрую музы-мелодии ку
III. Различия в познавательно-поисковой деятельности
1.Лучше выполняют задачи ти- 1. Любят решать нестандартные повые, шаблонно. задания, выдвигают новые идеи.
2.Тщательно, качественно, акку- 2. Не интересно делать одно и то ратно выполняют задания же, исполнительская часть оформления задания невелика
Данные таблицы убеждают, что при изучении ребенка ]нельзя игнорировать половые различия, связанные с особенностями организации мозга и психики. Все они реализуются Iпедагогом в полодифференцированном подходе. Суть данно- 1го подхода в подготовке детей к будущим половым соци- Iальным ролям, в учете потенциальных возможностей разви- Iтия психических различий мальчиков и девочек.
В гуманистической психологии и педагогике ребенок рассматривается в качестве субъекта. В педагогическом словаре «субъект» определяется как «носитель предметно-практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании» [58; 144].
Многие исследователи отмечают, что субъектность ребенка как социально-целостное качество личности необходимо специально формировать в процессе педагогического взаимодействия. Ребенок социализируется путем подражания и заимствования, сопоставления себя с другими. Но поскольку его жизненный опыт невелик, для успешной социализации он нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке.
В младшем дошкольном возрасте ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентности, эмоциональности, креативности (творчества), самостоятельности, активности, инициативности, свободы поведения, произвольности (волевого регулирования). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество, педагогическую поддержку. В качестве педагогических условий развития субъектности ребенка младшего возраста можно назвать:
—формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;
—развитие положительного самоизучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);
—создание положительно-заинтересованного отношения к играм и занятиям сверстников;
—корректировку неблагоприятных форм развития (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);
—организацию предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;
—создание доверия к взрослым, стремления совершать независимые поступки, например, выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеров, защищать свою позицию.
Ї 5818 33
В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок как субъект начинает не только требовать соблюдения правил поведения от других, но осознанно следует им сам, т.е. возрастает уровень его самосознания. Роль взрослого меняется — из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как к авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.
Личностно-ориентированный подход предполагает определенную психолого-педагогическую последовательность в содержании и методах воспитания ребенка как личности.
Педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включают:
—стимулирование субъектности ребенка;
—построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;
—понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;
—признание ребенка саморазвивающейся личностью;
—построение субъект-объектных отношений в различных видах деятельности (в качестве объектов могут выступать природа, другие люди, рукотворный мир);
—обучение проектированию, как активно-поисковой деятельности в условиях выбора;
—использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;
—создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, саморазвития.
Таким образом, объект дошкольной педагогики — ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. Бережное отношение к нему — главный принцип изучения ребенка как объекта и работы с ним.
34
Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.
Вопросы
1. Каковы возрастные этапы дошкольного периода?
2. Что лежит в основе деления дошкольного периода на этапы?
3. Каковы особенности психолого-педагогического портрета дошкольника?
4. Чем объясняется взаимосвязь психического пола и педагогического портрета ребенка-дошкольника?
5. Совпадает ли психологический и педагогический возраст ребенка?
6. В чем заключается развитие ребенка как субъекта?
7. Каковы общие педагогические условия развития субъект-пости ребенка младшего и старшего дошкольного возраста? Каковы различия в этих условиях в зависимости от возраста ребенка?