И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
В Конвенции о правах ребенка (ч. I, ст. 1) говорится, что I «ребенком является человеческое существо до достижения 18-к-1 него возраста, если по закону, применимому к данному ре-I (юнку, он не достигает совершеннолетия ранее» [32].
Период детства, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эль-коиина, характеризуется сменой ведущих типов деятельности. И младенческом возрасте (1-й год жизни) ведущей деятельно-< і ью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка.
В раннем возрасте (1—3 года) на первое место выступает мредметно-манипулятивная деятельность, в которой про-
29
исходит активное овладение предметными и орудий действиями в сотрудничестве со взрослыми.
Возраст Д. Б. Эльконин определял как относительно.
нутый период, значение которого устанавливается nf
всего местом на общей линии детского развития. В ев
этим дошкольный период необходимо рассматривать пс
дующим критериям:
|
|
—социальная ситуация развития;
—ведущий тип деятельности;
—уровень психического развития ребенка на данном зі Переходы между периодами называются кризисами
растного развития. В дошкольном детстве существуют * зисы 3 и 7 лет, которые характеризуются яркими и бь рыми изменениями в поведении и психике ребенка.
Каждый период делится, в свою очередь, на нескол этапов, и это деление различно в разных образовательных п граммах. Так, в программе «Детство» авторы различают мл ший, средний, старший возраст. В программе «Истоки» обозі чены в дошкольном детстве два этапа: младший дошкольн возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 7 лет) [124]. Педагог должен учитывать возрастные закономе ности и особенности дошкольников.
Общая характеристика возрастных особенностей заюп чается в следующем:
—ребенок-дошкольник, как личность, находится в ст, дии становления, созревания и развития, ни одна сторог психики не носит завершенного характера;
—самоценность периода определяется наличием субкульт) ры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;
— период начальной социализации ребенка, приобщениего к миру культуры, общечеловеческих ценностей, нормправил, определяющих установление начальных отношенийведущими сферами познания — миром людей, предметовприроды и собственным внутренним миром;
—ребенок в этот период может учиться по определенно; программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, какой она является его «собственной программой» (Л.С. Вы готский), т.е. отвечает его интересам и потребностям;
—неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника;
|
|
30
ь — высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жиз-еятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм а дают условия для эмоционально-практического позна->, ] мира и самого себя;
, — у ребенка существует зависимость от взрослого, по-с:бность в общении с ним, сопричастность миру взрос-
— важнейшими достижениями психического развития до-
ольника являются произвольность поведения и деятель-
сти, способность к самоконтролю, логическому мышле-
ю, складывание личного самосознания ребенка. Формиру-
;я готовность к систематическому обучению в школе.
Профессионально ориентированному педагогу важно не
иько знать общие возрастные и половые индивидуальные
обенности ребенка. Гуманизация дошкольного образова-
ія предполагает формирование самобытной творческой,
тивной личности, когда в центре внимания педагога сто-
конкретный ребенок, имеющий такую личностную ха-
ктеристику, как психический пол.
Учеными отмечается целый ряд психических и психофи-
ологических половых особенностей, проявляющихся уже в
шжольном возрасте.
Нейропедагогика, ставящая задачу разработки научных идходов к обучению и воспитанию детей разного пола, іирается на данные нейропсихологии. Первые анатомо-фи-юлогические различия между мальчиками и девочками жаруживаются в эмбриональный период: под влиянием [)ловых гормонов формируются различия не только в ана->мических особенностях пола, но и в некоторых особенностях гшития мозга. При рождении у девочек по сравнению с альчиками меньше вес, рост, сердце и легкие, удельный ■с мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начина-и опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем ни быстрее начинают ходить и говорить. У них большая ніротивляемость. У мальчиков больше случаев умственной ідсржки, гемофилии, заикания, неврозов. В книге психо-•рапевта А.И. Захарова [45] дается описание двух разных и ров: мальчиков и девочек. Интерес представляет и иссле-їжание В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман, раскрывающее от-имительные особенности развития мышления, речи, возражения, эмоциональной сферы мальчиков и девочек [42].
31