Б. Система дошкольного образования

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции РФ (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания личности в интересах общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России.

Согласно Закону РФ «Об образовании» (разд. 2, ст. 8), система образования в нашей стране представляет собой совокупность:

—системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

—сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

—системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 г. в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое, согласуясь с Конвенцией о правах ребенка, включа-j ет следующие аспекты [35, 2—6]:

—возможность посещения образовательного учреждения;

—создание условий для образовательной деятельности; |

—содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равнопра-1 вия мужчин и женщин, дружбы между народами;

44

—   отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинстваребенка.

Система дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» поддерживается роль родителей как первых педагогов (ст. 18). В их обязанность входит развитие физических, нравственных и интеллектуальных основ личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть ДОУ. Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, и образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям, поскольку именно они вправе решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея частного образования приемлема, но аналитические данные свидетельствуют о том, что в услугах ДОУ нуждается подавляющее число родителей. Поэтому сохранение и развитие их сети считается главной стратегической задачей Управления дошкольного образования Минобразования.

Российские ДОУ руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995), которое ре-іулирует деятельность государственных, муниципальных об-рвовательныхучреждений [145]. В нем определены задачиДОУ:

—охрана жизни и здоровья детей;

—обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

—приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

—взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного ра івития ребенка.

Для современных ДОУ характерны многофункциональность, разнообразие видов, свобода в выборе приоритетно-ю направления образовательного процесса, педагогических программ. Все это повышает уровень вариативности, само-| і (>ятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональ-н ы м условиям. Существуют следующие виды ДОУ:

—   детский сад;

- детский сад с приоритетным осуществлением одного и її и нескольких направлений развития детей (интеллекту-пи ы юго, художественно-эстетического, физического и др.);

45

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

—детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

—детский сад комбинированного вида, в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

—центр развития ребенка — детский сад с углубленными программами физического и психического развития, коррекцией и оздоровлением всех детей.

Таким образом, ДОУ как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности, как правило, связанные с моделью образовательного процесса, основой которого выступает программа. Однако все виды ДОУ опираются на принципы светскости образования.

В Типовом положении разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 13) и на основании Типового положения каждое ДОУ создает свой устав. Это документ, определяющий основные направления работы учреждения, его цели и задачи, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики его организации, дополнительные платные услуги.

В Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в, зависимости от возраста: принимаются дети от 2 мес. до 7 лет I на основании медицинского заключения.

В разделе «Участники образовательного процесса» указы- • вается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом, которые строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

46

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также имеющие судимость за определенные преступления (ст. 53).

Закон определяет права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений (ст. 55). В уставе детского сада, трудовом договоре (контракте) эти положения конкретизируют. Например, педагогический работник не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной деятельности имеет право на длительный отпуск сроком до 1 года.

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию после 3 лет работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения іаписано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания и компетенция определяются Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий.

Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании и раз-нитии детей с раннего возраста. ДОУ, выполняя разнообразные функции, несет ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государ-і і венному образовательному стандарту.

Стандарт (англ. — образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (ст. 7 Чакона РФ «Об образовании»). Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных обра-итательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. К Разработке образовательного стандарта для ДОУ приступила в началась в начале 1990-х гг. [144]. Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования1 спроектирован как система государствен-

' «Временные (примерные) требования к содержанию и методам ни, мигания и обучения, реализуемым в ДОУ». Утв. приказом Минобразования РФ от 22.08.96 г. № 448. Далее — Временные требования.

47

ных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В нем содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям физическое, познавательно-речевое, социально-личностное художественно-эстетическое. Оно реализуется в той или иной образовательной программе. Выделяются две группы требований к содержанию и методам воспитания и обучения, — содержательные и личностные. Содержательные соотносятся с предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья — взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Личностные — задают ориентиры взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Этот компонент создает единство образовательного пространства на территории РФ, регулирует качество образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национально-региональный компонент отражает социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Дополнение должно органично и естественно вписываться в основную образовательную программу учч реждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательнаяі программа для дошкольников «Наш дом — Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, гуманистичен ских по содержанию и универсальных по использованию [Е.С. Бабунова].

48

В настоящее время на территории РФ в соответствии с письмом Минобразования РФ от 23.09.2002 г. № 03-51-142 ин/ 23-03 «О новых актуальных программах по дошкольному образованию» действуют следующие программы: «Радуга», «Развитие», «Детство», «Школа 2100», «Одаренный ребенок», «Истоки», «Из детства — в отрочество», «Золотой ключик», «Сообщество», «Кроха» и др.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. выдвигается задача обеспечения качества образования, в том числе и дошкольного.

С обновлением содержания дошкольного образования святно повышение его качества. Обновление требует как позитивного опыта организации образовательного процесса ДОУ, гик и критического осмысления негативных тенденций, сложившихся в дошкольной образовательной системе [3].

Современное базисное содержание дошкольного уровня оГ>разования должно отбираться и выстраиваться поопреде-неиным принципам и иметь следующий характер [110]:

- развивающий, направленный на раскрытие потенци-ии.ных возможностей ребенка;

- системный, обеспечивающий взаимосвязи объектов и чинений, познаваемых ребенком и выступающих в системе;

 

- интегративный, направленный на развитие детей на основе чувственного и рационального познания на уровне, і оответствующем их возрасту;

- мультикулыурный, заключающийся в приобщении детей как к собственной культуре и традициям, так и к куль-ivpe других народов, воспитание чувства толерантности, іерпимости к мнению других, умение цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду;

- деятельностный, обеспечивающий различные виды детальности, ее основные компоненты (цель, выбор средства, похождение способов, контроль и др.);

здоровьесберегающий, направленный на формирование ідорового образа жизни, гигиенических навыков, по-фебности в систематических занятиях спортом, обеспечение среды, сберегающей здоровье.

I la наш взгляд, основными направлениями развития си-1 ими дошкольного образования на современном этапе яв-инеп я переход к личностно-ориентированному взаимодей-

49

ствию, персонифицированному подходу, уважение личное ти ребенка, его прав, создание условий для развития субъект ной позиции ребенка в различных видах деятельности [ 1 ].

Интегративный подход предполагает формирование пред ставлений о целостной картине мира, в его основе лежа: взаимосвязи естественно-научные, эстетические, социальные и логико-математические. Интеграция предполагает н< столько большой объем знаний, сколько глубокое всестороннее усвоение [54]. Принцип интеграции хорошо описаь в образовательной программе «Детство». О реализации иде? интеграции как пути обновления содержания и методов дошкольного образования см.: [53, 208—217].

Таким образом, содержание дошкольного образования является системообразующим элементом, отражающим социальные, экономические, педагогические изменения в жизни общества.

Подробнее специфику реализации социально-личностного развития детей как базового компонента содержания образования см.: [140].

Отечественная система дошкольного образования во многом является уникальной: по желанию родителей в детском саду ребенок может находиться целый день (12-часовое пребывание) или круглосуточно. Образовательный процесс осуществляется педагогами, медицинскими работниками. Распределение расходов на содержание дошкольных образовательных учреждений между бюджетом и родителями трактуется в основном как управленческая проблема, но может быть рассмотрена и как социально-педагогическая [105, 2—4].

Согласно проекту Постановления Правительства РФ «О мерах по сохранению и развитию системы дошкольного образования», Приказу правительства РФ от 18.03.2003 г. № 898, «О создании Совета по дошкольному образованию, 2002», про-, веден всероссийский эксперимент по организации новых форм: дошкольного воспитания на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. Результаты данного эксперимента см.: [14].

Здесь представлены модели кратковременного пребывания детей: группы выходного дня; адаптационные; ориентированные на подготовку к школе. В системе дошкольного образования работают детские сады: социальной поддержки

50

для детей из малообеспеченных семей; для детей с различными нарушениями здоровья, для музыкально одаренных; для юных хоккеистов; раннего интеллектуального развития.

Обновленное содержание дошкольного образования требует совершенствования подготовки педагогических кадров, реализации творческой активности педагогов ДОУ, формирования личностных качеств педагогов под углом зрения идей гуманистической психологии и педагогики. Педагогический потенциал воспитателя, его ориентация наличность каждого ребенка, повышение профессиональной компетен-I мости, принятие позиции активного самовоспитания и самообразования, развитие педагогической рефлексивности и мышления являются ресурсами развития и модернизации і истемы дошкольного образования.

Вопросы

1. Что включает понятие «система образования»?

2. Почему дошкольное образование является первона-•1.1НЫ1ЫМ звеном в системе образования России?

3. Каковы стратегические линии развития дошкольного образования на современном этапе? Чем они обусловлены?

I Раскройте структуру Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

V Каково значение Государственного образовательного ■ пшдарта в деятельности дошкольных учреждений?

(•>. Каковы пути обновления системы дошкольного вос-иитаиия? Чем они обусловлены?

Какие социально-педагогические возможности вы випис 1> новых организационно-методических формах систе-юшкольного образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: