И дошкольного возраста

Раннее детство состоит из двух стадий — младенческого (от рождения до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до } лет).

В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскарм-нивание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, непосредственное общение является здесь ведущим типом деятельности. Задачи взрослого — создать все условия идя нормального психофизического развития детей.

Психолого-педагогические особенности рассматриваются иод углом зрения генетической задачи развития, которая отражает систему отношений «ребенок — взрослый» (М.Ю. Ки-i гяковская, Е.О. Смирнова, С.Л. Новоселова, М.И. Лисина, II.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина и др.). Поэтому раскрытие психолого-педагогических особенностей ребенка начинается с характеристики ведущей деятельности. Затем шстся содержательная характеристика четырех направлений

2'                                                         35

развития ребенка, где эти особенности проявляются, совершенствуются, складываются. В проекте государственного стандарта по дошкольному образованию, в программе нового типа «Истоки» понятие психолого-педагогический возраст включает физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие.

Отличительные особенности младенческого возраста:

—быстрый темп физического и психического развития;

—формирование двигательной активности и сенсомо-торной координации;

—формирование интеллекта на основе действий с предметами;

—появление первых слов, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям;

—интенсивное развитие общения со взрослым. Первая форма общения — эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная). Вторая форма общения — эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая);

—начало формирования образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);

—восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм;

—развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.

Этими особенностями определяют содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную активность.

В раннем возрасте (после 1 года) ведущей деятельностью становится предметная. Психолого-педагогические особен-ности рассматриваются под углом зрения важности обще- і ния ребенка и взрослого именно в ней (Н.М. Щелованов,, Н.Л. Фигурин, Н.М. Аксарина, ДА. Фонарев, К.Л. Печора, С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Г.Г. Филип- ] пова и др.). В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид дея-тельности.

Отличительные особенности раннего возраста:

—   темпы роста и физического развития по сравнению смладенческим возрастом несколько снижаются;

—интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития;

—увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;

—увеличивается период активного бодрствования (до 4— 1,5 ч);

—организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;

—ребенок овладевает основными жизненно важными івижениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);

—овладевает элементарными гигиеническими навыками і навыками самообслуживания;

—активно интересуется окружающим миром, задает во-іросьі, много экспериментирует, наблюдает, закладываются)сновы наглядно-образного и символического мышления;

—овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи;

—проявляет интерес к другому человеку, испытывает юверие к нему, стремится к общению и взаимодействию

0     взрослыми и сверстниками;

—осознает свою половую принадлежность («Я — маль-іик», «Я — девочка»);

—испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

—появляется фундаментальная характеристика ребенка

1     лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в само-юнтельности и инициативности;

- возникает стремление к достижению результата своей ісятельности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в ютором выражается возросшая самостоятельность ребенка і целенаправленность его действий. Основными симптома- ш этого кризиса являются негативизм, упрямство, строп-ииость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят ніч постные новообразования: «образ Я», личное действие, іуиство гордости за свои успехи и достижения. При прані її і,і юм поведении взрослого протекание кризиса можно мягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к амостоятельности у взрослого остается важнейшая функцій ценителя достигнутых результатов, которую ребенок

37

еще не освоил. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрос лого, потребность только в положительной оценке незави симо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха і деятельности — признаки неправильно складывающихся вза имоотношений. Оценка взрослого способствует возникнове нию и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одоб рении, признании поддерживает уверенность в себе, свою силах, в том, что он хороший, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь оі негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.

Таким образом, становление «образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития — дошкольному детству.

Дошкольный возраст (3—7 лет) начинается с изменения ведущей деятельности — появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом для подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.

В младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) сохраняется особенность раннего возраста — потребность во взрослом, который выступает уже не носителем предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.

Отличительные особенности младшего дошкольного возраста:

—возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни (выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения);

—происходит дальнейший рост и развитие организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;

—интенсивно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность (объем — 10—14 тыс. условных шагов, интенсивность — 40—55 движений в мин);

—движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер;

—увеличивается работоспособность;

—совершенствуются основные виды движений, но физические качества пока развиты слабо;

38

 

—отмечается слабость волевых регуляций, усилий по іреодолению трудностей;

—большая роль принадлежит компетентности, в особен-юсти интеллектуальной (возраст «почемучек»);

—расширяются, качественно изменяются, возникают но-ые способы ориентировки в окружающем, содержательно ібогащаются представления и знания о мире;

—наиболее интенсивно развивается память, однако она ще носит непроизвольный характер;

—ребенок начинает использовать символические пред-тавления предметов и событий, много фантазирует, при-егая к символическому средству — речи.

Символическая функция — качественно новое достижение в мственном, познавательном развитии ребенка младшего дош-ольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего лана мышления, который нуждается во внешних опорах (иг-овых, изобразительных, вещественных):

—ребенку свойствен наивный антропоморфизм, по его шению, все окружающие предметы способны «думать» и чувствовать», как он сам;

—ребенок — реалист, для него реально все, что суще-гвует;

—ему свойствен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуа-м ю глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки 1>ения;

—способность к целеполаганию находится еще в стадии гаиовления;

 

—наблюдается элементарное планирование деятельно-Iи, предполагающее 2—3 действия;

—ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоцио-і;ільньіе экспрессии (выражение радости, печали и т.п.);

—ребенок способен сдерживать непосредственные ситуа-ииные желания «Я хочу»;

—он начинает проявлять сочувствие, сопереживание, ко-орые становятся регулятором поведения и общения;

—возрастает интерес к сверстникам, осознание своего юложения среди детей;

ребенок становится более самостоятельным, инициа-ивным.

Нчрослый развивает творчество детей, желание экспери- іеі пировать, активно познавать и преобразовывать вещи, іатериалы, создавать свой оригинальный продукт.

39

Свобода поведения детей 3—5 лет не исключает форми рования у них чувства осторожности, обучения их основа] безопасности.

В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) все психоло го-педагогические особенности личности ребенка становятс более содержательными: существенно повышается уровен произвольности и свободы поведения. Появляется боле адекватная оценка успешности в разных видах деятельное ти и стойкая мотивация достижения. Фактическое склады вание личности связано с устойчивым соотношением мо тивов (А.Н. Леонтьев). Происходит их соподчинение, т.е иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и про извольность.

Отличительные особенности старшего дошкольного воз раста:

—возникают первичные этические инстанции (мораль ные сознание, оценки, регуляция поведения, социальны! и нравственные чувства). В сюжетно-ролевой игре происхо дит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм правил становится одним из важнейших критериев, кото рыми ребенок оценивает всех людей;

—формируется «внутренняя позиция» (С.Г. Якобсон М.И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнение себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняі общность делает возможными как активно-действенное со переживание, так и взаимопомощь, содействие другом} (Е.О. Смирнова);

—самосознание сочетается с самопознанием собственно? индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам, дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;

—преобладает оценочное, объектное отношение к себе і другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демон страцию своих достоинств, их аргументирование. Все эт< может вызвать проблемные формы межличностных отноше ний (повышенная конфликтность, неуверенность в себе застенчивость, агрессивность).

Все базисные характеристики старшего дошкольника на' ходятся в стадии содержательного развития [124, 271—274]

Ребенок этого возраста отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражен нии чувств, правдивостью. Задача педагогов заключается а

40

том, чтобы способствовать возникновению реальной общественно-значимой и оцениваемой учебной деятельности. Иными словами, возникает проблема готовности ребенка к школе.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. 6—7 лет нередко называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Развивается кризис 7-ми лет.

Существуют доказательства того, что кризис помолодел и нередко наступает в 6,5 лет [121]. Ориентация на социальные нормы не порождает острых конфликтов с окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет (нарочитость, кривляние, манерность, вертлявость, клоунада, шутовство) выражены слабо. Суть этих изменений Л.С. Выготский определил как утрату детской непосредственности: снизь между внутренней (переживаниями) и внешней (поступками) жизнью ребенка отчасти нарушается вмешательством интеллекта — ребенок хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

В детском саду и семье ребенок может «по-взрослому» рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свое нежелание сделать что-либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду, они спорят по поводу одежды, наминают подражать взрослым, девочки стремятся употреб-пять лак для ногтей, косметику. Все это говорит о том, что ребенок претендует на новые права и хочет занять позицию и ірослого. Если у 7-летнего ребенка при высоком уровне приентации на социальные нормы недостаточно развиты способы их достижения, это приводит к уходу от деятельности, ребенок-становится пассивным, самореализуется в фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, но это направлено не против взрослого, а против нормы («Я не маленький»).

Но время кризиса на первый план выступает игра с пра-иилами, где можно реализовать направленность на общепринятые нормы. К концу кризиса начинает формироваться ориентация на идеальный предмет — норму. Разрушается ' гарая социальная ситуация и складывается новая. Ребенок і ишовится учеником, а ведущая деятельность — учебной, і іюсобность и потребность — новые качества 7-летнего ре-Венка.

41

Переход школы на обучение детей с 6 лет предполагает, что педагогам и родителям необходимо обратить внимание, как у ребенка этого возраста развиты следующие качества (по Л Л. Венгеру):

—степень соответствия действий с условиями поставленной задачи (действие в дидактически заданном направлении);

—наличие (или отсутствие) стремления понять, уточнить, запомнить задачи (как умственные, так и практические);

—уровень самостоятельности;

—тщательность выполнения задачи;

—внимание и воспроизведение существенных особенностей (предметов, явлений и т.д.) или наоборот — внешних | форм;

—общественные особенности поведения и характер обращения к взрослому.

Психологи JI.A. Венгер, B.C. Мухина выделяют несколько вариантов позиционной направленности 6-летних детей (по отношению к поставленной задаче и взрослому).

1. Игровая позиция. Ориентация на материал, с которым необходимо действовать, а не на условия задачи, свободное игровое варьирование, низкий уровень внимания к образцам и указаниям взрослого.

2. Учебная позиция. Стремление к пониманию и уточнению условий задачи, высокий уровень самостоятельности, внимания, оценивания, конкретизации, обращение за помощью к взрослому в случае затруднения.

3. Исполнительская позиция. Внимание к формальным особенностям образцов, их точному копированию.

4. Коммуникативная позиция. Переход к ситуационному общению, уход от задачи, попытка перевести внимание; взрослого на другие темы.

Педагоги должны формировать у 6-летних детей пред-учебную позицию, когда в самостоятельной деятельности преобладает позиция игровая, а при совместной деятельности со взрослым — учебная. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка:

. — физиологические, к которым относятся темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность), стеничность (общий тонус), активность, тип лич-1 ности (мыслительный или художественный);

42

— приобретенные в результате неправильных педагогических действий, включающие тревожность, замкнутость, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную деятельность), вербализм (замена действий разговором), демонстративность, ригидность (застревание на одном и том же, излишняя пунктуальность), невротизацию.

Позиция педагога предполагает коррекцию неблагоприятных вариантов развития ребенка, организацию специфических видов детской деятельности, диалогическое общение с позиций сотрудничества и партнерства.

Вопросы

1. Каковы психолого-педагогические особенности младенца?

2. Чем объясняются данные особенности?

3. Какова позиция взрослого при организации жизнедеятельности младенца?

4. Каковы психолого-педагогические особенности детей раннего возраста?

5. В чем выражается кризис 3-х лет? Каковы его причині,!?

6. Каковы особенности детей младшего дошкольного иозраста?

7. Каковы особенности детей старшего дошкольного возраста? Чем они объясняются?

X. Чем объясняются особенности кризиса 7-ми лет?

Глава III


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: