Раннее детство состоит из двух стадий — младенческого (от рождения до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до } лет).
В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскарм-нивание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, непосредственное общение является здесь ведущим типом деятельности. Задачи взрослого — создать все условия идя нормального психофизического развития детей.
Психолого-педагогические особенности рассматриваются иод углом зрения генетической задачи развития, которая отражает систему отношений «ребенок — взрослый» (М.Ю. Ки-i гяковская, Е.О. Смирнова, С.Л. Новоселова, М.И. Лисина, II.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина и др.). Поэтому раскрытие психолого-педагогических особенностей ребенка начинается с характеристики ведущей деятельности. Затем шстся содержательная характеристика четырех направлений
2' 35
развития ребенка, где эти особенности проявляются, совершенствуются, складываются. В проекте государственного стандарта по дошкольному образованию, в программе нового типа «Истоки» понятие психолого-педагогический возраст включает физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие.
|
|
Отличительные особенности младенческого возраста:
—быстрый темп физического и психического развития;
—формирование двигательной активности и сенсомо-торной координации;
—формирование интеллекта на основе действий с предметами;
—появление первых слов, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям;
—интенсивное развитие общения со взрослым. Первая форма общения — эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная). Вторая форма общения — эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая);
—начало формирования образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);
—восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм;
—развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.
Этими особенностями определяют содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную активность.
В раннем возрасте (после 1 года) ведущей деятельностью становится предметная. Психолого-педагогические особен-ности рассматриваются под углом зрения важности обще- і ния ребенка и взрослого именно в ней (Н.М. Щелованов,, Н.Л. Фигурин, Н.М. Аксарина, ДА. Фонарев, К.Л. Печора, С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Г.Г. Филип- ] пова и др.). В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид дея-тельности.
|
|
Отличительные особенности раннего возраста:
— темпы роста и физического развития по сравнению смладенческим возрастом несколько снижаются;
—интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
—увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
—увеличивается период активного бодрствования (до 4— 1,5 ч);
—организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;
—ребенок овладевает основными жизненно важными івижениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);
—овладевает элементарными гигиеническими навыками і навыками самообслуживания;
—активно интересуется окружающим миром, задает во-іросьі, много экспериментирует, наблюдает, закладываются)сновы наглядно-образного и символического мышления;
—овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи;
—проявляет интерес к другому человеку, испытывает юверие к нему, стремится к общению и взаимодействию
0 взрослыми и сверстниками;
—осознает свою половую принадлежность («Я — маль-іик», «Я — девочка»);
—испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
—появляется фундаментальная характеристика ребенка
1 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в само-юнтельности и инициативности;
- возникает стремление к достижению результата своей ісятельности.
Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в ютором выражается возросшая самостоятельность ребенка і целенаправленность его действий. Основными симптома- ш этого кризиса являются негативизм, упрямство, строп-ииость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят ніч постные новообразования: «образ Я», личное действие, іуиство гордости за свои успехи и достижения. При прані її і,і юм поведении взрослого протекание кризиса можно мягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к амостоятельности у взрослого остается важнейшая функцій ценителя достигнутых результатов, которую ребенок
37
еще не освоил. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрос лого, потребность только в положительной оценке незави симо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха і деятельности — признаки неправильно складывающихся вза имоотношений. Оценка взрослого способствует возникнове нию и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одоб рении, признании поддерживает уверенность в себе, свою силах, в том, что он хороший, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь оі негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.
Таким образом, становление «образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития — дошкольному детству.
Дошкольный возраст (3—7 лет) начинается с изменения ведущей деятельности — появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом для подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) сохраняется особенность раннего возраста — потребность во взрослом, который выступает уже не носителем предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.
|
|
Отличительные особенности младшего дошкольного возраста:
—возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни (выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения);
—происходит дальнейший рост и развитие организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
—интенсивно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность (объем — 10—14 тыс. условных шагов, интенсивность — 40—55 движений в мин);
—движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер;
—увеличивается работоспособность;
—совершенствуются основные виды движений, но физические качества пока развиты слабо;
38
—отмечается слабость волевых регуляций, усилий по іреодолению трудностей;
—большая роль принадлежит компетентности, в особен-юсти интеллектуальной (возраст «почемучек»);
—расширяются, качественно изменяются, возникают но-ые способы ориентировки в окружающем, содержательно ібогащаются представления и знания о мире;
—наиболее интенсивно развивается память, однако она ще носит непроизвольный характер;
—ребенок начинает использовать символические пред-тавления предметов и событий, много фантазирует, при-егая к символическому средству — речи.
Символическая функция — качественно новое достижение в мственном, познавательном развитии ребенка младшего дош-ольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего лана мышления, который нуждается во внешних опорах (иг-овых, изобразительных, вещественных):
—ребенку свойствен наивный антропоморфизм, по его шению, все окружающие предметы способны «думать» и чувствовать», как он сам;
—ребенок — реалист, для него реально все, что суще-гвует;
—ему свойствен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуа-м ю глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки 1>ения;
—способность к целеполаганию находится еще в стадии гаиовления;
—наблюдается элементарное планирование деятельно-Iи, предполагающее 2—3 действия;
—ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоцио-і;ільньіе экспрессии (выражение радости, печали и т.п.);
|
|
—ребенок способен сдерживать непосредственные ситуа-ииные желания «Я хочу»;
—он начинает проявлять сочувствие, сопереживание, ко-орые становятся регулятором поведения и общения;
—возрастает интерес к сверстникам, осознание своего юложения среди детей;
ребенок становится более самостоятельным, инициа-ивным.
Нчрослый развивает творчество детей, желание экспери- іеі пировать, активно познавать и преобразовывать вещи, іатериалы, создавать свой оригинальный продукт.
39
Свобода поведения детей 3—5 лет не исключает форми рования у них чувства осторожности, обучения их основа] безопасности.
В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) все психоло го-педагогические особенности личности ребенка становятс более содержательными: существенно повышается уровен произвольности и свободы поведения. Появляется боле адекватная оценка успешности в разных видах деятельное ти и стойкая мотивация достижения. Фактическое склады вание личности связано с устойчивым соотношением мо тивов (А.Н. Леонтьев). Происходит их соподчинение, т.е иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и про извольность.
Отличительные особенности старшего дошкольного воз раста:
—возникают первичные этические инстанции (мораль ные сознание, оценки, регуляция поведения, социальны! и нравственные чувства). В сюжетно-ролевой игре происхо дит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм правил становится одним из важнейших критериев, кото рыми ребенок оценивает всех людей;
—формируется «внутренняя позиция» (С.Г. Якобсон М.И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнение себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняі общность делает возможными как активно-действенное со переживание, так и взаимопомощь, содействие другом} (Е.О. Смирнова);
—самосознание сочетается с самопознанием собственно? индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам, дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;
—преобладает оценочное, объектное отношение к себе і другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демон страцию своих достоинств, их аргументирование. Все эт< может вызвать проблемные формы межличностных отноше ний (повышенная конфликтность, неуверенность в себе застенчивость, агрессивность).
Все базисные характеристики старшего дошкольника на' ходятся в стадии содержательного развития [124, 271—274]
Ребенок этого возраста отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражен нии чувств, правдивостью. Задача педагогов заключается а
40
том, чтобы способствовать возникновению реальной общественно-значимой и оцениваемой учебной деятельности. Иными словами, возникает проблема готовности ребенка к школе.
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. 6—7 лет нередко называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Развивается кризис 7-ми лет.
Существуют доказательства того, что кризис помолодел и нередко наступает в 6,5 лет [121]. Ориентация на социальные нормы не порождает острых конфликтов с окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет (нарочитость, кривляние, манерность, вертлявость, клоунада, шутовство) выражены слабо. Суть этих изменений Л.С. Выготский определил как утрату детской непосредственности: снизь между внутренней (переживаниями) и внешней (поступками) жизнью ребенка отчасти нарушается вмешательством интеллекта — ребенок хочет изобразить то, чего нет на самом деле.
В детском саду и семье ребенок может «по-взрослому» рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свое нежелание сделать что-либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду, они спорят по поводу одежды, наминают подражать взрослым, девочки стремятся употреб-пять лак для ногтей, косметику. Все это говорит о том, что ребенок претендует на новые права и хочет занять позицию и ірослого. Если у 7-летнего ребенка при высоком уровне приентации на социальные нормы недостаточно развиты способы их достижения, это приводит к уходу от деятельности, ребенок-становится пассивным, самореализуется в фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, но это направлено не против взрослого, а против нормы («Я не маленький»).
Но время кризиса на первый план выступает игра с пра-иилами, где можно реализовать направленность на общепринятые нормы. К концу кризиса начинает формироваться ориентация на идеальный предмет — норму. Разрушается ' гарая социальная ситуация и складывается новая. Ребенок і ишовится учеником, а ведущая деятельность — учебной, і іюсобность и потребность — новые качества 7-летнего ре-Венка.
41
Переход школы на обучение детей с 6 лет предполагает, что педагогам и родителям необходимо обратить внимание, как у ребенка этого возраста развиты следующие качества (по Л Л. Венгеру):
—степень соответствия действий с условиями поставленной задачи (действие в дидактически заданном направлении);
—наличие (или отсутствие) стремления понять, уточнить, запомнить задачи (как умственные, так и практические);
—уровень самостоятельности;
—тщательность выполнения задачи;
—внимание и воспроизведение существенных особенностей (предметов, явлений и т.д.) или наоборот — внешних | форм;
—общественные особенности поведения и характер обращения к взрослому.
Психологи JI.A. Венгер, B.C. Мухина выделяют несколько вариантов позиционной направленности 6-летних детей (по отношению к поставленной задаче и взрослому).
1. Игровая позиция. Ориентация на материал, с которым необходимо действовать, а не на условия задачи, свободное игровое варьирование, низкий уровень внимания к образцам и указаниям взрослого.
2. Учебная позиция. Стремление к пониманию и уточнению условий задачи, высокий уровень самостоятельности, внимания, оценивания, конкретизации, обращение за помощью к взрослому в случае затруднения.
3. Исполнительская позиция. Внимание к формальным особенностям образцов, их точному копированию.
4. Коммуникативная позиция. Переход к ситуационному общению, уход от задачи, попытка перевести внимание; взрослого на другие темы.
Педагоги должны формировать у 6-летних детей пред-учебную позицию, когда в самостоятельной деятельности преобладает позиция игровая, а при совместной деятельности со взрослым — учебная. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка:
. — физиологические, к которым относятся темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность), стеничность (общий тонус), активность, тип лич-1 ности (мыслительный или художественный);
42
— приобретенные в результате неправильных педагогических действий, включающие тревожность, замкнутость, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную деятельность), вербализм (замена действий разговором), демонстративность, ригидность (застревание на одном и том же, излишняя пунктуальность), невротизацию.
Позиция педагога предполагает коррекцию неблагоприятных вариантов развития ребенка, организацию специфических видов детской деятельности, диалогическое общение с позиций сотрудничества и партнерства.
Вопросы
1. Каковы психолого-педагогические особенности младенца?
2. Чем объясняются данные особенности?
3. Какова позиция взрослого при организации жизнедеятельности младенца?
4. Каковы психолого-педагогические особенности детей раннего возраста?
5. В чем выражается кризис 3-х лет? Каковы его причині,!?
6. Каковы особенности детей младшего дошкольного иозраста?
7. Каковы особенности детей старшего дошкольного возраста? Чем они объясняются?
X. Чем объясняются особенности кризиса 7-ми лет?
Глава III