Физическое развитие дошкольников

Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое разе витие. В Типовом положении о ДОУ задача охраны и укреЯ ления здоровья детей называется первоочередной. ДеятелЯ ность взрослого, направленная на ее решение, составляеЯ содержание физического воспитания.

Методологической основой проблемы являются аксиолЯ гический (ценностный) и практико-ориентированный поД ходы. Здоровье как ценность служит основой всестороннее го, гармоничного развития ребенка. Успех и достижения Я

і і < я і ельности определяются физическим состоянием,

І^імисм работоспособности детского организма. Формиро-

н тинного, здорового, гармонично развитого челове-

I ч,1 ставилось во главу угла врачами, педагогами, ис-

II IM.II СЛЯМИ.

Пи «Временных требованиях» раскрывается содержание і Li педагога по физическому развитию:

• і плавать условия для психофизического развития детей;

• мособствовать становлению у детей ценностей здоро-   >раза жизни;

СО ідавать широкие возможности для двигательной ак-

III к пі детей;

I и шивать у ребенка интерес к различным видам спорта;

способствовать становлению и развитию физической

шетентности детей (валеологические знания, умения,

ИЯйыки).

И і онременных программах нового поколения («Радуга», цДек'гно», «Из детства — в отрочество», «Истоки», «Разви-utr-) содержание и условия педагогической работы по фи-іМ'їп кому развитию конкретизируются в зависимости от

п..||.к 1,1.

Профессионально образованный педагог детского сада в

і ическом обосновании своей работы оперирует специ-

ішіими терминами теории физического воспитания. Дадим

Им ч.ірактеристику. Под здоровьем в словаре СИ. Ожегова

Понимается «правильная, нормальная деятельность организ-

Ш* И Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

и гея, что здоровье — не только отсутствие болезней

и ш фи іичєских дефектов, но и полное физическое, психи-

ЩК и к- и социальное благополучие. Иначе говоря, здоровье —

п.ко биологическая, но и социальная категория. Осно-

щіи чорошего здоровья является гармония как взаимодопол-

Иирмость различных составных частей целого.

'I'm шческое развитие — это процесс изменения форм и I и к ни и организма под воздействием условий жизни и вос-ИІІІшия. В узком значении этот термин используется для Mflo шачения антропометрических и биометрических поня-ЦІЙ (|»ст, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, ІИ лісмная емкость легких и т.д.). В широком понимании tVpMiiii включает физические качества (выносливость, быс-|ин і, сила, гибкость, равновесие, глазомер). Активность

63

самой личности, ее отношение к своему здоровью, овлада ние опытом в процессе социализации развивают природньї анатомо-физиологические задатки организма.

Овладение движениями, техникой их выполнения, раї витие физических качеств происходят при активном учао тии взрослого. Благодаря педагогической работе у ребени появляется потребность в здоровом образе жизни. Такиї образом, физическое воспитание играет ведущую роль в раз витии личности ребенка.

Физическое воспитание — организованный процесс, на правленный на создание условий, способствующих дости жению хорошего здоровья, физического и двигательной развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс позиции целостности и гармонизации задач разносторонне го развития (умственного, нравственного, эстетического трудового). Физическое воспитание опирается на данные oq следования детей: уровня физического развития, его гарма ничности, соответствия возрастным физиологическим nd казателям.

Физическое образование — комплексный процесс, органи зованный взрослым и направленный на овладение профессии нальными знаниями, двигательными навыками, физически ми качествами, привычки к здоровому образу жизни.

Этот термин ввел П.Ф. Лесгафт, который создал ориги нальную систему физического образования в России [87].]

Физическая подготовленность — результат физической образования и воспитания. Под ней подразумевается наличи у ребенка определенных уровней компетентности в план! физического развития, развития двигательных умений и на] выков, физических качеств. Исследователями разработаны ной мативные показатели физического развития и требования I качеству их выполнения. Эти данные используются при раз! работке программ для дошкольных учреждений.

Физическое совершенство отражает идеальную цель физи ческого развития и тесно связано с понятием «физическа подготовленность». Физическое совершенство понимается по разному на каждом историческом этапе развития обществ! Но в это понятие неизменно входит гармоническое сочета ние всех сторон физического развития: здоровья, стройное ти, силы, ловкости, выносливости.

64

'і'и шческое совершенство отражает состояние физической ^НМиуры как части общей культуры, характеризующей до- НІІ ♦••ни» общества в области физического, психического и її пі.мого здоровья человека.

н і онременной учебно-методической и научно-теорети-' іп мі гсратуре представлены основные задачи, содержа-Мш ' ргдсгва, технологии физического развития детей доивши.ного возраста.

I рудиости физического развития объясняются тем, что

....шее количество детей имеют нарушения здоровья.

' in но исследованиям специалистов, истоки 75% болез-II и фослых следует искать в детстве. Каждый четвертый

.. к дошкольного возраста болеет в течение года более

4 |ш і (данные Т.Я. Чертик, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой,

і 11 Клмустян и др.). Только 10% детей приходят в школу

^Валютно здоровыми. Причины повышенной заболеваемос-

|н и.■ ісіі -заключаются в нарушении функций организма при

■ г шпченной двигательной активности (гиподинамия). Со-

щн'мсммые дети испытывают «двигательный дефицит», т.е.

ііічсство движений, производимых ими в течение дня,

И кг ііозрастной нормы. В свою очередь гиподинамия вызы-

мип оОменные нарушения и избыточное отложение жира,

ібствует заболеванию ожирением (30—40% детей име-

| it>і,почный вес).

Пі с большее внимание ученых привлекает проблема дет-

III і і рсссов, как следствия дефицита положительных эмо-

■ II у ребенка и отрицательной психологической обстанов-

> и и семье, отсутствия гибких режимов в ДОУ. Таким обра-

I, ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации:

и імшливанием отрицательных эмоций без физической раз-

11кп, перееданием и гиподинамией [7]. В результате насту-

и і несоответствие между внешними данными детского орга-

| ім;і (увеличивается ускоренно рост и вес) и внутренни-

| органами, которые отстают от роста, вызывая различные

«Пииенания и отклонения.

(онременный подход к организации физического разви- ІНН предполагает учет естественно-научных, психологиче-I тих, педагогических основ.

Кстественно-научные основы базируются на учении ИМ Сеченова, И. П. Павлова и их учеников. Это положенні- о трояком единстве организма: физического (телес-

I мин                                                     65

ного) и психического; всех систем организма; организма oj окружающей средой. Это учение о важности развития кора головного мозга, его рефлексах, центральной нервной системе; о взаимосвязи двух сигнальных систем (что HaxoJ дит отражение в сочетании показа действий и словеснЛ инструкций); о динамическом стереотипе поведения, ког! да создаются устойчивые условные рефлексы на время ■ его заполнение. По этому принципу строится режим ДОУ1 группы.

Современные физиологи (П.К. Анохин, Н.М. Амосом И.А. Аршавский М.И. Кольцова, М.&. Антропова и др,1 вводят понятие физиологическая недозрелость, которая вьЯ ражается в неготовности естественно-биологической осі новы организма выполнять те или иные физические на! грузки.

Психологические основы физического образования бази J руются:

—на раскрытии значимости развития у детей интереса ■ физическому «Я»;

—формировании потребностно-мотивационной сферЯ (осознанности, сознательности, устойчивости мотивов! склонностей и т.п.);

—формировании у ребенка представлений о себе как Я субъекте двигательной деятельности;

—развитии физических способностей;

—учете теории установки Д.Н. Узнадзе как специальм мотивированного пускового механизма.

Педагогические основы включают цель и задачи, факте ры и принципы, средства, содержание, условия.

Цель физического развития — охрана и укрепление здо«ровья детей.

Задачи физического развития подраїзделяются на три группы:

I. Оздоровительные:

—сохранение и укрепление здоровья детей;

—развитие их функциональных и адаптационных воЛ можностей, повышение работоспособности;

—формирование умения сохранять правильную осанке

—удовлетворение потребности в движении;

—развитие всех морфофункциональных систем органиЯ ма, правильное функционирование внутренних органов. |

66

і Тики м образом, в группе оздоровительных задач особое

• имимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, \- in и юроннее физическое развитие, в центре внимания|рк участников образовательного процесса стоит естествен-

m логическая основа детского организма.

II і «основательные:

формирование представлений о своем организме, о

• ш.с,

шлкомство с различными способами выполнения ос-ИІІІ.ІЧ движений;

формирование представлений о режиме, об актуальні пі дыха; 111 ідание условий для проявления ловкости, скорости И іі|і\іих (физическихкачеств.

ІИМШ образом, образовательные задачи предусматрива-: шшую позицию педагога по реализации содержания ' ич кою развития детей.

III    Воспитательные:

иоспитание интереса к активной двигательной дея-

■    і in;

рн титие нравственно-волевых качеств (организован-ичаимопомощи, взаимовыручки, самостоятельности); формирование субъектной позиции в разных играх и Ні|ііі* пениях;

ти питание культурно-гигиенических качеств. I и им образом, воспитательные задачи направлены на

... іроннее развитие детей, формирование интереса и

|Иі|іі'ґ>пости к систематическим занятиям физическими уп-^^Вцимчми.

N і исшное решение поставленных задач возможно лишьюнии комплексного использования всех факторов и■ її физического воспитания. ІІчімі.'игиенические факторы включают режим, рацио-lltHuior питание, гигиену одежды, обуви, помещения, физ-Нмм.1\|1пого оборудования. Основными средствами физичес-|11|п мої питания, активно влияющими на детей, являются    nine, физические упражнения, утренняя гимнастики pi питающие игры, спортивные и подвижные игры,^■у иыурные занятия, плавание [36;92]. М.Д. Маханевав

 ню триады здоровья указывает — рациональный ре-

ШН, шкшіивание и движение. В образовательной программе

67

«Из детства — в отрочество» выделены три «линии обороньт здоровья: режим, питание, физическое воспитание [36]. і

Таким образом, соответствующая раїбота в ДОУ должнЯ строиться в следующих направлениях:

создание условий для физического развития и снижЯ ния заболеваемости детей;

комплексное решение физкультурню-оздоровительныи задач в контакте с медицинскими работниками, психологи ми, родителями, музыкальным руководителем, инструктоИ ром по физическому воспитанию;

повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников..

Педагогические условия физического развития детЯ включают создание предметно-развивающей среды1.

Так, в группе должны быть «дорожкиї здоровья», стациИ нарные спортивные комплексы и тренаж<еры (если позволяв площадь), мини-стадионы. Физкультурный зал представляов собой центр здоровья, где есть гимнастические стенки, раз! новысотные бумы и скамейки, фитнес-шячи, мишени, мелЯ кий спортивный инвентарь и игрушки. 3>десь могут быть наВ дувные батуты, тренажеры. Многие ДОУУ имеют бассейн души. На участке детского сада желательно оборудовать фиЛ культурную площадку с зонами для миши-футбола, баскетв бола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т.п. ■ ДОУ можно оборудовать мини-поликлщники, где с детьмЯ проводится лечебно-профилактическая рабэота. Варианты орпН низации двигательной среды предложены Э. Фертик [154]: 1

создание благоприятного уклада жшзни ребенка в дсЛ ском саду, положительного микроклимата;

—использование различных технологии организации жиЛ недеятельности ребенка.

Большое значение имеет соблюдением режима рацив нального, четкого чередования бодрствювания, сна, питав ния, разных видов деятельности, повторяющихся ежеднсЛ но в определенной последовательности. НТаучные исследовЯ ния влияния режима на здоровье детей, оргганизацию их жизмИ были проведены Т.И. Богиной, Н. Терехховой, Н.А. НотцН ной, Ю.Ф. Змановским, Б.П. Никитиным и др. Режим, по Я

1 Подробнее о роли предметно-развивающейі среды см. § 11.

I

і ню, должен быть оберегающим здоровье, гибким, ща- Hriimm і ибкий режим дня рассматривается в трех аспектах: динамичный режим дня для детей; і ибкий график работы персонала; разная длительность пребывания детей в группах. Подробнее о режимах дня см.: [92]. Піііи.'огические требования к режиму определяют позиції і vio направленность взрослого, постоянство, система-ht'UMH' п., содержательность, разнообразие организации жиз-п.ности детей, ритмичность. И инструктивно-методическом письме Минобразования Щф от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требо- В|Инх к максимальной нагрузке на детей дошкольного ни tp.ii га в организованных формах обучения» даются ги-(тчш'ц'ские регламенты образовательной нагрузки. Так, м<«н имально допустимое количество учебных занятий в іііріниі половине дня в младшей и средней группах не Иртыш лет двух, а в старших — трех. Их продолжитель-| и младшей и средней группах не более 15 мин, в Иириісіі — не более 25, в подготовительной — не более lb мин. В середине занятия устраивается физкультминутка. 11  и к-го времени следует отводить 50% занятиям, тре- мшшм умственного напряжения, остальные 50% — за- ^■Ммм <|)изкультурно-оздоровительного и эстетического 11 Физкультурные занятия для всех возрастных групп риПчодимо проводить не менее 3 раз в неделю. Одно из і и і культурных занятий проводится круглогодично їй ні і рытом воздухе.

К нждос ДОУ имеет право на свою систему физического ні і.шия. Но существуют общие принципы их реализации: и щоровительной направленности, главное правило — • Ні н.шреди здоровью»;

ран іостороннего развития личности — «В здоровом теле — цюиыидух»;

іумлнизации и демократизации — «Если хочешь — ^^■Шіороп»;

нн/іинидуализации — «Возможности и здоровье у всех

її единства всех участников образовательного процесса — ^В^см друг другу помощь и поддержку». • in ігмі.і физического воспитания представлены в общих ЦМнпскспых) и парциальных программах.

69

Интересный подход дается в программе «Истоки» [1241 В ней заложены начала здорового образа жизни, физичеЯ кой культуры, связанные с активными движениями, д1 ющими ребенку ощущение мышечной радости (И.М. См ченов). Дети получают достаточно большой объем знанЯ о собственном теле, учатся адекватно реагировать на иН менения окружающей среды, что позволяет более сознЯ тельно относиться к своему здоровью. Проблема физич^Я кого развития связывается с безопасностью, с разумноИ осторожностью, с предупреждением травм и всего, чЯ может привести к нарушению здоровья и эмоциональная физического благополучия.

Программа «Истоки», как и программы «Развитие», «РЯ дуга», обращает внимание не только на техническую, но ■ на экспрессивно-выразительную сторону двигательной сфери ребенка. Движения ребенка выражают его эмоциональной состояние, переживания по поводу различных событий. РаЯ витие языка движений позволяет педагогу проникнуть в эмЯ циональную сферу дошкольника, обеспечить целостносЯ его психофизического благополучия.

Самостоятельный раздел посвящен здоровью как основв физического развития. Здесь представлены примерные рЯ жимы дня в детском саду, дается характеристика гигиен» ческих условий и методические советы по закаливанию для! детей разных групп здоровья. К мерам, укрепляющим здов ровье, отнесено формирование культурно-гигиеничесюЯ навыков с постепенным нарастанием их объема, осознанИ ности и «разумности». Особо подчеркивается, что в центре педагогической работы стоит психическое здоровье ребенкЯ Педагогическая работа обеспечивает эмоциональный ком* форт, стабильно положительный психологический климаЯ гуманные отношения, личностно-ориентированное общение Показателями успешности работы по укреплению психив ческого здоровья являются: адаптация ребенка к дошкольв ному учреждению, его жизнерадостное, активное, эмоцисЯ нально-положительное состояние, когда он находится в ладЯ с самим собой, с окружающими, чувствует себя защищен* ным, обладает свободой поведения, не испытывает тревожв ности, угнетения и напряженности.

Интерес представляет валеологическая программа «Я Я мое здоровье» [147]. В ней предлагается система работы поп формированию у детей осознанного отношения к своемЯ

70

^■Вйыо: развивающие игры, экспериментирование, поїм і нос го физического «Я» с помощью наглядных и

рыти і рационных материалов. Программа обеспечивает ак-Ю позицию ребенка-дошкольника в познании возможны* м.пологий и путей их исправления; основ управления Hiftni.cM и выживания в современных условиях, т.е. «уже МЯ'Нпі.кий ребенок должен стать для себя врачом, психоло-"м Физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером». Мі к митание валеологической культуры, формирование по-^^■нии здорового образа жизни (как системы взаимоотно-І1И • ntft ребенка с самим собой и факторами внешней сре- щ) rfCHO переплетаются с воспитанием нравственности, МИймности, душевного благополучия, умения корректиро-I їм іолько свое здоровье, но и свои отношения со свер-МІ.ІМИ и взрослыми. Таким образом, валеологическое

н     тапие связано с социально-нравственным.

Подробнее о данном вопросе см.: [62]. < (дна из важных задач воспитателя заключается в форми-I • 1111111 и у детей интереса к другому человеку. Развивая ос-нним і идеологического мышления, взрослый учит детей не ИШІ.КО вырабатывать собственный вариант здорового образа • ниш, но и по возможности делиться знаниями об оздо-инсиии, заботиться о здоровье окружающих. Таким обрати, носпитание валеологического сознания и поведения іти и социально-нравственной направленности (в виде іимруизма) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Нои росам сбережения здоровья посвящено исследование

і' і Кудрявцева и Б.Б. Егорова [81]. Основная идея авторов

ммючается в признании роли развивающего образования,

11 >рое способствует не только физическому, но и личност-

іму росту ребенка. Престижность физической культуры,

іагогическая ценность — в сохранении и укреплении

ронья детей.

Ангорская программа д-ра мед. наук, проф. Ю.Ф. Зманов-ІИого «Здоровый дошкольник», посвященная воспитатель-ми оздоровительной работе в ДОУ принципиально отлича-Мі'іі от других программ, действующих в детских садах [48]. Юпочевое понятие программы — здоровый образ жизни ре-Пенка. Во-первых, в программе предложен комплексный под-Мш, включающий совокупность различных компонентов, ікодящих в это понятие. Вместе с тем реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференциро-

71

ванный характер. Во-вторых, к каждому разделу дается (Я зиологическое обоснование с учетом закономерностей вЯ растной психофизиологии, педагогической психологиЯ спортивной медицины. В-третьих, большинство рекоменЯ емых средств и методов просты, не нуждаются в дорогосЯ ящей аппаратуре, не требуют специальной подготовки пЯ сонала, но лишь их обязательного добросовестного вып Я нения. Эта программа может применяться в любЯ дошкольном учреждении. В ряде разделов программы npfl дусмотрен учет климатическо-геофафических и других эн логических особенностей региона.

Первый раздел программы — определение исходных по Л зателей состояния здоровья и физического развития детеіЯ

Второй раздел программы — рациональная организаі^И двигательной активности детей. В теоретическом введен и рассматриваются положения о жизненно важном значенЯ движений для развития физиологических систем растущ^И организма (энергетическое правило скелетной мускулатуЯ И.А. Аршавского) и об эффективном оздоровительном агЯ янии циклических упражнений, в первую очередь оздорД вительного бега, на все физиологические системы, биохЯ мические процессы и психические функции.

Важнейшей частью занятий физкультурой и прогулЯ являются подвижные игры с циклическими упражненіЯ ми, а у детей старшего дошкольного возраста — и элеменЯ спортивных игр и упражнений. Чтобы выполнению всех этЯ движений сопутствовали положительные эмоции, рекомеЯ дуется музыкальное сопровождение всех занятий.

В каждое занятие обязательно включаются упражнения рЯ миночного и гимнастического характера, для конечностеіЯ позвоночника, а также упражнения, способствующие улуЯ шению осанки. В ряде занятий, проводимых в зале, предуД мотрено обучение детей приемам мышечного расслабленнЯ Содержание занятий весьма вариативно — наряду с классЯ ческим построением (вводная, основная и заключительнЯ части) можно включать в них несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений. Действенным среД ством повышения двигательной активности являются домаїЯ ниє задания для родителей по выполнению физических уЯ ражнений с детьми в выходные и праздничные дни.

Третий раздел программы — система эффективного закЯ ливания детей, научным обоснованием которой является под!

72

■ К шкаливанию как тренировке системы терморегуля-

■Й Дшотся определения физической и химической термо-

іции, их основных механизмов у взрослого человека и

НШ||1 постой формирования в онтогенезе.

| I 'нгаиальные температурные закаливающие процедуры

^Bfyl' ірадиционньши принципами их применения, сфор-

■кмшпш.іми еще в начале XX в. Г.Н. Сперанским (система-

Цчінн 11, и последовательность, учет индивидуальных осо-

Н^ог і см ребенка и состояния его здоровья, наличие поло-

^■ілі.ііьіх эмоций при процедурах и др.), составляют

^Пік ті. активного закаливания.

М 111 к) і рамме подробно описываются два основных метода ^■Мшиамия, которые могут использоваться как в дошколь-BR учреждениях, так и в домашних условиях. Это контра-Выс иоздушные ванны с постепенно увеличивающейся раз-Миш и к-мператур воздуха (с 4—6 до 10—15 °С) в двух по-Ьцн'пмях (когда дети перебегают из одной комнаты в K»yivio) и наиболее действенный нетрадиционный метод ммишания — контрастный душ. Его методика сходна с Нижеуказанной: две-три смены теплой — холодной воды с Измененным увеличением разницы до 10—15 °С.

Четвертый раздел программы — комплекс психогигие-(iM'ifi ких и психопрофилактических средств и методов, ис-; Ціні і. іуе мых в дошкольных учреждениях.

Питый раздел программы — обеспечение рационального

пін.шин детей. Теоретическая часть этого раздела содержит

и положения концепции сбалансированного калорий-

litltn питания и новейшей теории адекватного питания, од-

111 создателей которой был в нашей стране А.М. Уголев.

■ілшаются золотые правила приготовления пищи, одоб-

ШМиыс ВОЗ: выбор продуктов, обработанных с помощью

1||Н1|к*мснных технологий безопасности, тщательный прогрев

Ниши, правильное ее хранение и т.д.

Шестой раздел программы — создание условий для оздо-|Niiui u-льных режимов детей. Теоретическим обоснованием ■щСіходимости определенного распорядка для ребенка яв-| Дипги биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах.

И тключении программы подчеркивается, что ее эффектная реализация возможна при добросовестном выполнении с-но их обязанностей персоналом дошкольных учрежде-ІІІ и постоянном взаимодействии с родителями.

73

Таким образом, современные подходы к физическому pi витию детей строятся на научно-теоретических основах, пр знании важности сохранения и укрепления здоровья, форми рования привычки к здоровому образу жизни. Главная задача целостность и гармоничность физического развития ребенка определяет специфику методов и технологий целенаправленна педагогической деятельности. Наличие комплексных и парщ альных программ создает программно-методическое обеспеч ние реализации задач физического развития детей.

1

Вопросы

1. В чем проявляется целостность и гармоничность раз вития детей дошкольного возраста?

2. Каковы теоретические основы физического воспит» ния детей?

3. В чем взаимосвязь основных понятий теории физиче ского воспитания?

4. Какова специфика содержания физического воспит! ния детей? Чем она обусловлена?

5. Что понимается под триадами, линиями обороны здо ровья детей?

6. Каковы задачи физического воспитания? В чем их спе< цифика?

7. Что понимается под средствами, условиями физиче ского воспитания? Как они реализуются в авторских про* граммах?

8.    В чем эффект оздоровительно-развивающего образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: