Педагогические технологии

I. Технология личностно-ориентированного подхода. Mjfl

личюстно-ориентированного подхода к детям была ре|^Н зована в деятельности отдельных педагогов и целых к(Ш лективов (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили) и оснв вьшаїась на Концепции развивающего обучения (Д. Б. Э^Ш конш, В,В. Давыдов, З.И. Калмыкова, И.Я. ЛернвИ М.Н Скаткин), педагогике сотрудничества (Ш.А. АмоЛ шви/и, Г.А. Цукерман, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин и Лр1 Обучение и воспитание детей базируется на принципах при родосообразности, их развитие происходит посредством npfl общения к человеческой культуре, признания уникальное ти реэенка, веры в его возможности, побуждения к самВ восштанию, самообучению, саморазвитию.

Теэретические основы технологии заложены в Концов ции дэшкольного воспитания [69J. Инновационные подхбЯ ды к обучению, воспитанию и развитию детей включают: I

—механизм осуществления технологии (признание субъоЯ тноси ребенка, диалогизация, дифференциация и индини» дуалшация, организация педагогической поддержки);

—построение образовательного процесса посредством pall ных диалогов, которые, по выражению М.М. Бахтина, яЛ ляются формой взаимодействия «между равноправными и равнозначными сознаниями»;

—организацию разнообразных форм жизнедеятельностЯ ребенка с учетом зоны ближайшего развития, сензитивныс периодов детства;

—организацию разных вариантов развития, обучения, воспитания (культурологическая концепция P.M. ЧумичеЯ вой, экономическое воспитание АД. Шатовой, индивид/Я ально-ориентированное обучение АД. Давидчук, индиви- і дуально-дозированное Т.И. Ерофеевой);

—разные аспекты организации педагогической поддер- ^ жки (направленность деятельности педагога, стратегия н тактика, система мероприятий, обеспечивающих дифферент циащш детей по интересам, проблемам развития, склонное стям).

Данная технология перемещает акцент с личности вое- I питаниика на требование к педагогу самому стать личное- ] тью и через свою личность, субъектность влиять на детейЛ

94

Ї

німми для применения личностно-ориентированного под-и к детям также становятся такие профессиональные имя, как организация взаимодействия в разных сферах, (Мальное сочетание функционально-речевого и личност-II общения с детьми, что помогает повысить субъект-11, нсех участников образовательного процесса. Значимы Іілующие умения педагога: быть открытым, вводить детей ■ Мир своих интересов, переживаний, сомнений; понимать, Винимать ребенка, признавать его право на собственное Hfelinc, выбор, решение; делать свою программу обучения ■ воспитания программой детей (Л.С. Выготский). Профессиональная направленность, признание ценностей педаго-Ирческой деятельности, личностная центрация должны стать mtvi ремними детерминантами саморазвития, самосовершен-имоиания педагога.

II. Технология витагенного образования с голографи-1мн-ким подходом. Данное инновационное направление обу-> ния и развития дошкольников представлено в работах [Д.С Белкина [15].

І Іо мнению автора, эта технология должна помогать рас-1 рі.і і ию творческого потенциала не только детей, но и взрослых. Ее название означает опору на жизненный опыт детей і in пользованием объемного многомерного подхода к овла-ЛПІИЮ системой знания — незнания. Опора на витагенный |*и шенный) опыт детей — средство сформировать новое мі ношение к ним, сделать их равноправными участниками Мря ювательного процесса. Воспитатель становится не только носителем научного знания — опора на личный опыт ■лает его Учителем, духовным наставником. Суть педаго-іимсского взаимодействия, считает автор, прежде всего в іуховном обмене, в взаимообогащении учащих и учащихся. В процессе обучения и воспитания, благодаря данной тех-ионогии, проживаются чувства, действия, деятельность. Основные направления педагогической деятельности включают организацию игровой деятельности, помощь семье в организации полноценного общения, формирование разумных материальных потребностей. Понимая под технологией і оиокупность приемов [18; 153], А.С. Белкин предлагает следующие специфические приемы формирования необходимых (разумных) потребностей: «погашение потребностей», •опережающее предложение», «переключение к погашени-мм», «эмоциональное обволакивание», «эмоциональный кон-

95

I

тракт», «эмоциональная установка», «положительное иоШ крепление», «переключение деятельности» и др.

Данная технология расширяет возможности активі lord использования опыта детей и взрослых, формирует интим но-личностные основы взаимодействия.

III. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательски* задач). В центре внимания многих авторов стоит развитіЯ познавательной деятельности детей, умственных способней стей [111; 119]. Все большее место в решении этой зада1|Я занимает технология Г.С. Альтшуллера ТРИЗ 12]. Главн^И идея теории состоит в том, что технические решения возніЯ кают и развиваются не как попало, а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознЛ тельного решения изобретательских задач.

Технология в течение многих лет с успехом использон.1 лась в работе с детьми на станциях юных техников, где воЯ никла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ — творческ|Я педагогика. В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 г. Цель технв логии ТРИЗ — развитие у детей гибкого, нестандартного диалектического мышления, изобретательской смекалки, творческого воображения. Главное — не просто развивать фанш тазию, а научить детей мыслить системно', с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструв мент по становлению у детей качеств творческой личности, 1 способной понимать единство и противоречие окружающегИ мира, решать свои проблемы.

Исходным положением технологии по отношению к до» I школьнику является принцип природосообразности обучения, I Кроме того, она опирается на положение Л. С. Выготского о } том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.. Тризовская тех-1 нология — подбор коллективных игр и занятий, где исполь- I зуются методы и приемы, разработанные еще М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом, адаптированные к работе ОI детьми В.Ф. Богат, А.М. Страунинг, М.Н. Шустерманом и др [19; 20; 100; 118; 135; 145; 164].

К методам и приемам технологии ТРИЗ относятся:

—метод фокальных объектов;

—«тайна двойного» или выявление противоречивости в I объекте;

—решение сказочных задач и придумывание новых ска-зок;

96

^ «метод маленьких человечков» и др.

технология ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исто-^■fi'Mic темы (история изобретения колеса, карандаша,

Нцй и т.п.). Рассматривание объекта в его временном разами позволяет понять причину постоянных совершенство-«ІІИІ исполнений. Дети начинают понимать, что изобре-■п. это значит решать противоречия [40].

■ Технология ТРИЗ успешно применяется и на прогулках

Вці.ми. Используются приемы, активизирующие детскую

■мтшию: оживление, динамизация, изменение законов

Вир<> їм. увеличение, уменьшение степени воздействия

^BfcCKTOB.

() чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер. Hl<> fi'o мама? Кто его друзья?

Дадим характеристику методов и приемов данной техно-Врши.

I. Метод фокальных объектов. Термин фокальный исполь-

I Іусіся для объекта, находящегося в фокусе, в центре вни-

I. Данный метод позволяет ставить следующие задачи:

придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая

Привычный вид реального объекта;

познакомить детей с чем-то новым или закрепить ра-I иге полученные знания, рассматривая предмет с необычной I ги'роны;

составить рассказ или сказку о рассматриваемом обьек-I тг, используя найденные определения;

- проанализировать художественное произведение или мрійну.

В рамках методов фокальных объектов можно проводить различные занятия с детьми в разных возрастных группах і детского сада.

Занятие «Ознакомление с кошкой»

(средняя группа)

Воспитатель. Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на занятиях, не слушал объяснений учителя. Как-то раз ему предложили домашнее задание — сделать сказочную, необычную кошку. А как сделать — он не слышал. Пришел домой и стал думать: из чего сделать кошку? Взял свою любимую тарелку (показывает детям фарфоровую тарелку), положил ее в кастрюлю с мотором и думает:

97

что бы еще туда доложить? Как вы думаете, что можно d положить в кастрюлю9

Дети называют любой предмет (или несшлько предмети подбирают к нему определения.

Закрыл лентяй крышку, включил мотор. Бее перемешало* кастрюле. Выключил мотор, открыл крыику и видит coiwi обыкновенных кошек, но они... Как вы думаете, какие онЦ Объединяя определения придуманных предметов со словом л пи ка, дети называют, какими свойствами должш обладать эта реш ная кошка. Например, фарфоровая кошка, статуэтка, игрушка. 1 Долго лентяй любовался на своих кошек. Но вдруг вспои! нил, что нужно сделать необычных кошек. Снова закрыл сш крышку своей кастрюли, включил мотор и произнес воя шебные слова. Открывает кастрюлю, а таи... Как выдумке те, какие кошки на этот раз были в кастрюле?

Дети придумывают сказочных кошек, называют их качестви отталкиваясь от полученных словосочетаний.

Рассматривая или изменяя какой-то объект, например яблоко, дети произвольно выбирают другой предмет (или два-три), не имеющий к нему отношения. Для такого выбора предлагаются картинки, игрушки. Когда предмет выбран,! ему нужно дать 5—10 определений. Напримгр, выбран пин- і гвин. Какой пингвин?Бегущий, летящий, прыгаощий, смеющий- 1 ся, плавающий, заботливый. Подобранные определения под-1 ставляются к предмету, находящемуся в фокусе, — яблоку I и рассматриваются полученные словосочетания: прыгающее ] яблоко, летающее яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, 1 заботливое яблоко. Затем в понятие яблоко вводятся элемен- 1 ты, которые ему не свойственны.

Летающее яблоко — ему нужны крылья, или надуть его, как шар, яблоко внутри пустое, осталась одна кожура, оно легкое, может летать.

Бегущее яблоко ~ у него выросли ножки.

Смеющееся яблоко — у него должны быть рот и глаза.

Рассматривание картин и составление описательных рас- j сказов при помощи метода фокальных объектов можно провести следующим образом. Выставляется картяна «Собака с! щенятами» (из серии картин по развитию речи В. В. Гербо-98

1 ни'!.па детям предлагают подобрать слова-помощни-|*ц.|>|" подскажут, как рассказать о картине. Затем нужно |й<ч» 11, картину по наводящим вопросам воспитателя и, щц ий них, использовать найденные определения.

- сильный, огромный, грозный, рыжий, пушис-Нцчтций, пугающий, быстрый, ловкий, крадущийся. | „пни)) — новый, любимый, пушистый, колючий, лег-

понветный. In t питатель. Кто на картине сильный, огромный? Ні і и. Собака. И"і п и тате ль. А чем еще она похожа на льва? Ли її Она рыжая, пушистая и т.д. И " і п и т а т е л ь. А кто на картине быстрый, ловкий?

Нети отвечают, затем самостоятельно дают описание картини in пользуя найденные определения.

і п. Огромная, рыжая, пушистая собака лежала около муры на траве. Рядом с ней лежал маленький пушистый се любимый сыночек. Перед собакой и щенком сто-I ||щ мрелка с едой.

> І Ісдагогический поиск. Это основное средство работы с

I JMhi.mii Педагог не должен давать готовые знания, раскрыли, перед ними истину, он должен учить ее находить. Если

; ріігіюк о чем-то спрашивает, не надо тут же отвечать ему. и mtiopoT, следует спросить, что он сам об этом думает, lipiii насить его к рассуждению и наводящими вопросами

■ Цилиести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же им не задает вопроса, педагог должен указать на противоре-

I чиє. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно mid і и ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический Путь познания и преобразования предмета или явления. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспита-ii'iii. может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле Не было бы деревьев?» Дети предлагают варианты своих і у жде ний. Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять і пектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с гем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей, зачем человек научился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево неудобно? кічем люди выращивают лес и создают парки? Качества

99

всех деревьев одинаковые или отличаются? Чем могут ■ личаться деревья? Кажие предметы из дерева можп<> М звать?» Затем проводятся опыты, во время которых "ыЯ няются свойства деревга: тонет или не тонет в воде; гориЯ не горит; пропускает всоду или нет; окрашивается или НШ

Таким образом, заняития проводятся как поиск истищИ сути. Ребенка подводят ■ к проблеме многофункциональна использования дерева жак вещества и дают понять, что Я рево \южно заменять другими материалами, которые Л пользуются при изготовзлении посуды, мебели.

3.    «Гайна двойного»,, или выявление противоречий. І Іритиворечия ищутся в объекте, явлении.

Солнце — это хорошю, потому что светит, греет, радуя Но солнце — это и пложо, потому что сушит, жжет, иене» пеляет.

Начало интеллекта тґам, где ребенок видит противорв чиє, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побущ дать его находить противоречия в том или ином явлении. (Я противоречий не следуетг уходить, надо научиться их разрМ

4.    Разрешение противоэречий. Для этого существует целащ система игровых и сказочіньїх задач. Г.С. Альтшуллер выяви! 40 принципов разрешенная противоречий. Перечитав многиИ народные и авторские ск:азки, мы обнаружили, что сказочвные герои успешно пользовались ими при разрешении прЛтиворечій.

Сделш заранее. Заранеїе выполняется требуемое измене* 1 ние объекта. Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разма- } тывают ниточку клубка, ] разбрасывают камешки, которыв потом помогут им вернутгься.

Обратить вред в польззу. Используются отрицательные факторы для получения положительного эффекта. В сказкм братьев Гримм «Три пряхш» отрицательный фактор — урод* ства трех тетушек (отвисішая губа, длинный палец, огром J ная нога) избавили главнутю героиню от нелюбимой работой (положительный результатг).

Объединениеразъедшнение. Ивану-царевичу и СеромуИ Волку удалось найти молшдильные яблоки только потомуЛ что они іействовали вместге, т.е. успешно объединили, сош гласоваля свои усилия.

I

нем копирования. Вместо настоящего объекта исполь-I его оптическая копия. Чтобы поймать сбежавшую НЛу, Черномор превращается в Руслана и легко доби-I цели. А в «Молодильных яблоках» такой прием ис- yt і Полк, когда превращается сначала в коня, а затем иича. чнцип дробления. Состоит в разделении объекта на не-імие части. Мультфильм «Возвращение Капитошки» ю иллюстрирует его. Капитошка рассыпался на мел-ызги, чтобы спастись от злой тетки Волчихи, а затем.'ОСДИНИЛСЯ. шцип матрешки. Основан на расположении одного;та внутри другого. Кощей Бессмертный прячет свою. на кончике иглы, иглу — в яйце, яйцо — в утке, в селезне, селезня — в хрустальном ларце. Принцип изменения окраски. Состоит в изменении окраски Ник і а или внешней среды, степени прозрачности. В мульт- Htyi.Mc «Осьминожки» с помощью этого принципа малень- Ш плутишки решили массу противоречий. Например, как мм 11,ся и не мыться одновременно. Для этого они просили чистоплотного братишку поменять цвет и помыться > іько раз. А как спрятаться от папы, никуда не прячась? шиї этого достаточно перекраситься в цвет ковра.

1'ичрешение противоречий во времени. В сказке С.Я. Марша-I ненадцать месяцев» одни месяцы появляются на ново-й поляне раньше своего срока, а другие — значительно позже.

Принцип изменения агрегатного состояния. Объект перешит г в другое агрегатное состояние, и от этого меняются «и> свойства. Сердце Кая из сказки Г.Х. Андерсена «Снеж-iirni королева» превратилось в льдинку и изменило свои свой-■ і ил: вместо доброго стало злым.

Принцип посредника. Для выполнения действия исполь-ivi-1 ся промежуточный объект-переносчик. В сказке «Злато-имаска» муха-посредник помогла Иржику отыскать среди диенадцати принцесс Златовласку.

5. Метод мозгового штурма. Он также способствует развитию познавательной деятельности. Вот так происходит мозговой штурм в старшей группе.

Формирование цели занятия. Придумать новую мебель для кукол.

101

Объявление проблемы. Мебель для кукол есть, но она очоЯ большая, в группе для нее недостаточно места, необходив мебель небольшого размгра, но тогда не поместятся все куклИ Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтЩ бы в ней помещались куклы, и в то же время должна бьД маленькой, чтобы она сама помещалась в игровом уголке!

Формирование ограничений. Использовать имеющийся мЛ териал для изготовления мебели; ограниченный ее размер, 1

Сообщение воспитателя и детей о традиционном решени^к Мебель бывает складна.? (раскладушка), раздвижная (nojfl ка, кресло-кровать и т.п.).

Выявление элементов, подлежащих улучшению. Ножки Н спинки у кровати и стульев; ножки у стола; высота и ширина шкафа и т.п.

Выдвижение идей. Сделать: ножки складные, выкручивв ющиеся; кровать без ножек; столы и стулья раздвижныоЯ мебель многоярусную, складную; в шкаф можно вкладыИ вать кухонный стол, в стол — тумбочку, в тумбочку — і полку, в полку — стол и т.д.

Анатаз выдвинутых идей.

■ Отбор решений, встречающихся в художественной литераЛ туре. Гамак в «Золотом ключике», скорлупка грецкого оре- ] ха — постель для Дюймовочки, отсутствие мебели у «Бре-1 менских музыкантов».

Отбор оригинальных решений, которые можно реализо-1 вать с детьми. Каждый вариант анализируется с разных сторон, выясняются качества хорошие и плохие, лучшие для, данного момента.

Практическое выполнение. Дети решают, что каждый из них будет делать на занятии по труду. Обсуждаются этапы коллективной работы.

Итог. Из куска ткани дети сделали гамак, закрепляющийся на шкафах; стулья-лодушки; шкаф-подушка для хранения кукольных вещей; постель-мех, ковер, теплая одежда; кровать — перевернутый стол или сдвинутые стулья. Вся мебель разместилась в кузове грузовика.

Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок, творческих заданий, занятий.

J 02

■Ийиример, «Каменное занятие». Камень выполняет роль ш\   и) и знакомит детей со способами обработки и искания камней. Детям рассказывают, где и как ис-■biynoi камень. Затем предлагают пофантазировать: «ЕслиI цжруг станет каменным, как они будут жить, чем пи-^■Ы'и...». ШфСі'/нієчноє занятие». В теплой, доброжелательной обста-■Кс раскрыть природу такого нравственного качества, какНдгшость, сердечное отношение к старшим, старикам,Ніким людям; сердечные тайны; любовь двух сердец. За-■И предлагают детям как бы поговорить со своим сердцем,■И'просить, что ему нужно для хорошей работы.

Дырявая прогулка». Путешествие в дырку в земле, зна-

ііімі і но с ее обитателями: насекомыми, корнями растений.

►... мическая прогулка через дырку в небе, прогулка по

■лечпому Пути. Прогулка по дереву, вхождение в дупло.

іДмрка» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучение челове-

Н) — путешествие по его организму.

Пареная прогулка». В борщ к овощам, знакомство с ними.

Инг і ройку (кто такой сварщик, каковы свойства металла).

І Ірогулка капельки воды, которая из тучи попадает сна-

| Чи ил is реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на

linn re.

Ісдяная прогулка». На замерзшую реку (что произошлоі рекой и ее жителями). На ледяную горку, в ледяной городок Встреча с Ледяной королевой (соревнования или путе-■даствие в ее царстве).     ..  .'.. ■:.

h. Использование аналогии. Особый вид работы по техно-к>1 ии ТРИЗ — решение сказочных задач и придумывание ноных сказок с помощью специальных методов, в том чис-іг аналогий.

Например, детям предлагают спасти колобка от лисы, нмручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой и т.д. Вся эта рабо-|.| включает в себя разные виды детской Деятельности — иіровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют і ебя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем шепчутся твои листочки?» «Представь себя

103

на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто т друзья? Что ты любишь есть?»

Другим интересным методом, применяющимся в ТІ'ИІ является синектика (У.Дж. Гордон, СИГА, 1950-е гг.). Щ нектика (греч.) — объединение разнородных элементов. I Гордону, существуют два вида процессоз творчества:

—неоперативный (неуправляемый) — интуиция, шин новение;

—операционный (управляемый) — использование pflj личного вида аналогий.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить прим» нять аналогии, то можно повысить эффективность творчЯ кого мышления. Для творческого процессі важно уметь nd вращать непривычное в привычное и наоборот. ГлавноеЗ новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть неЧЯ знакомое и, следовательно, решаемое из»естными путями Аналогия бывает разных видов: прямая и рантастическая, 1 1. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявтяется их сходств с точки зрения каких-либо свойств и отношений. Для знаком» ства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи. На свете все похоже: Змея — на ремешок из кожи; Луна — на круглый глаз огромный; Журавль — на тощий кран подъемный. Различают несколько видов аналогий. Компонентная (структурная) аналогия по сходству эле ментов, составляющих объект. Выяснив примерную струк<1 туру объекта, необходимо найти объекты авдлогичной струк

Снег — одеяло, вата — облако, тополиный пух — мукШ пена — сладкая вата.

Функциональная аналогия. Надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект что он делает?! Затем в окружающем мире найти объект, который выпол- J няет аналогичные функции. Искать следует в противопо- 1 ложных областях.

Техника— природа: машина — лошадь, ослик, червяк, 1 муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ] ветру. Ветер — пылесос, вентилятор, движение.

І

Мниіо.'ия по форме, когда рассматриваемые предметы поїв и ми ннешнему виду, і см улька — карандаш, нож, ручка, нос; фонарный Мб — жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищу- III ІІІ.ІІ1ЛЯТ. [Аналогия по цвету. Солнце — одуванчик, лампа, лимон, лиса. Зеленый лист — fljcu, виноград, танк, машина, ель. Аналогия по ситуации или по различным положениям и нжииям явления или предмета. Тихий час — утро в лесу, закат, затишье перед бурей, ыилние — весенний водопад, паводок. іналогия по свойствам, требующим ответа на вопрос: Хой? Шарик (какой?) резиновый — соска, калоша, купальная мочка; упругий — мяч, зонт, ветер, жвачка, струя. Комплексная аналогия при рассматривании одного объек-I Ілпример, обсуждается объект дверь. 11о форме: плитка шоколада, картина, фантик. По функции: веки, рот, крыша, зонт, чемодан. 11о свойствам: деревянная — сундук, шкаф, ветка; крани-пая — веки, ногти, обложка; легкая — бабочка, лепес-I Ток, скрипучая — дерево, стул.

11о цвету: облако, снег, вата, мороженое.

1'пзвивая и комбинируя различные виды прямой анало-ІИИ, Г.Я. Буш предложила метод гирлянд и ассоциации. Гир-mi иды аналогий формируются в виде списка слов. Отталки-рясь от исходного слова, составляют цепочку слов. Каждая Новая ассоциация подбирается не по первому, а по последнему слову. Например, дети много шумят, бегают, листопад, капли, фонтан, лед, зеркало, лужа, прогулка, дети. Цепочка ассоциаций может быть короткой или длинной, шачения не имеет. Каждый находит ту аналогию, которая Олиже ему по характеру, настроению, темпераменту.

2. Фантастическая аналогия. При решении различных замам и закреплении знаний фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство,

105

фантастических зверей, насекомых, пришельцев из М миров для решения задачи, для выхода из создавшей туации.

Когда удается найти фантастическое решение задачИї обходимо понять, что мешает решить задачу таким же Щ зом в реальных условиях, и постараться обойти это лм ствие. Дети будут высказывать неожиданные идеи, если Л дожить им описать, как они представляют себе сказо«| детский сад, занятие, прогулку, праздник, обед, ш.ш ной, игру и т.п. В таких рассказах дети интуитивно выра ют свои потаенные мысли и желания.

Обучение новому делу или закрепление навыков iipoj дит более продуктивно, если ситуацию перенести в скц Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящ деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня м шебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест ш кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соренм вания, кто дальше прыгнет».

Помимо перечисленных методов развития творчески мышления, ТРИЗ опирается на различные виды изобр.і и тельного творчества детей: рисование, аппликации, лемм конструирование, моделирование и др., и таким образо эта технология способствует развитию воображения, фай тазии детей.

Итак, инновационные педагогические системы и тех нологии обучения и развития дошкольников характеризу ют дошкольную педагогику как развивающуюся науку направленную на изучение и познание реальных педагоги ческих явлений. Профессионально образованному и комис' тентному педагогу знание педагогических инноваций по> может эффективно организовать жизнедеятельность ребенка-дошкольника.

Вопросы

1. Что такое педагогическая инновация?

2. Какова ее классификация?

3. Каково соотношение понятий «педагогическая система» и «педагогическая технология»?

4. В чем инновационные черты современных образовательных программ?

106

Вчгм сущность личностно-ориентированного подхода к

h И чем заключается инновационность витагенного образник

f, knKoita специфика технологии ТРИЗ? Чем она опреде-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: