Построение предметно-развивающей среды в ДОУ

| Н лошкольной педагогике на первый план выдвигают-

■ Млачи гуманизации процесса воспитания и обучения,

Кипы и укрепления психического и физического здоро-

і ей, их полноценного развития. Решение этих задач

■цо іможно без создания современной предметно-разви- Врми'й среды. Само это понятие предметно-развивающая РЦичи было введено в лексикон педагогов и дизайнеров

и     с 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного вос-

гЦмі.іния, исследования же в этой области были начаты

in пи ісльно раньше. С выходом типового проекта постро-НИПІ детских садов (1932 г.) ставится вопрос о группо-кюрудовании, об организации жизненного простран-I пи детей, которое называлось уголками, зонами. Науч-и їй разработка предметно-игрового оборудования началась 101 крытием НИИ дошкольного воспитания в 1960 г. Больший вклад внесли в создание системы развивающих игру-Щск и дидактических пособий С.Л. Новоселова и Н.Н. Под-ш.чков (1968 г.). К середине 1970-х гг. были разработаны принципы формирования предметной среды: предложена іншая педагогическая классификация игрушек, созданы р.| тивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста (ГГ. Локуциевская, Н.Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, (II. Новоселова, Н.Т. Гринявичине, Е.В. Зворыгина и др.). Но второй половине 1980-х гг. была разработана концепция и действующая система «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьяко-ва, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой. В 1990-х гг. ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина,

107

Л.П. Стрелкова). Особое внимание организации пред!

но-развивающей среды уделяется в программах «Рм

тие», «Радуга», «Истоки» и др.

Концепция построения развивающей среды с п теоретической основой [116]. В этой работе получили щ нейшее развитие основные идеи общей Концепции] школьного воспитания применительно к организации у| вий жизни детей в детском саду, сформулированы прим

ПЫ ПОСТроеНИЯ ПреДМеТНОЙ СреДЫ. Непременным ус J'.nil

построения развивающей среды в ДОУ является опорі личностно-ориентированную модель взаимодействия мМ людьми. Стратегия и тактика построения жилой среды! ределяется особенностями личностно-ориентированпоп м дели воспитания, отношений взрослого и ребенка.

Цель взрослого — содействовать развитию ребенка как ЛИ

ности. Это предполагает решение следующих задач: обесліі

ниє чувства психической защищенности, доверия ребеня

миру, радости существования; формирование культурній

начал личности, индивидуальности. Личностно-ориентирошм

ный способ взаимодействия — предоставление ребенку с 14

боды, независимости, большого поля для самостоятельны

действий, общения на равных. В этом аспекте особое мест

занимает развивающая среда (мир природы и людей, пред

метно-пространственное окружение).

Таким образом, по мнению авторов Концепции, преДі метно-развивающая среда — организованное жизненное про странство, способное обеспечить социально-культурное елР новление дошкольника, удовлетворить потребности актуї ального и ближайшего творческого развития ребенка.

Обогащение предметных и социальных условий деятель» ности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности [102]. Ребенок становится способнее, если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде, С.Л. Новоселова дает следующее определение: предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

108

І

щнчмо.'ііческие основы построения развивающей преД-■Й среды детства зиждятся на деятельностно-возрастном ■Мном подходе и современных представлениях о пред-нпм характере деятельности, ее развитии и значении для шип кого и личностного развития ребенка. С.Л. Новосе-м \ і перждает, что деятельность в своем развитии постоян-I nil психологическое содержание в зависимости от обобщи і v* пактом своего опыта. Деятельность строит психику, іьность, отсутствие возможности чем-то заняться I ► ограничению возможностей, а в дальнейшем — к Ьмции личности. Предметный мир детства — среда разим тех специфических видов деятельности. Развивающая Вия предметной среды требует для реализации сочета-| ір.ідиционньїх и новых, необычных компонентов, что мешнает преемственность развития деятельности от про-ч ее форм к более сложным.

11с нхологические требования к построению развивающей 11,1

- среда должна быть современной, отвечающей основ-Нм положениям эргономики, удобной для детской дея-

»ли;

должна обеспечивать достижение нового, перспектив-I Нот уровня в развитии детской деятельности;

Оазисные компоненты среды должны быть сомасштаб-■М и соотносимы с макро- и микропространством деятель-Кос і и детей и взрослых;

должна удовлетворять потребностям актуального, бли-■wmiuero и перспективного развития ребенка, развития твор-1.1 міх способностей на основе амплификации предметной ты конкретных видов деятельности;

- должна учитывать возрастные особенности детей дет-• і ню сада.

11о мнению С.Л. Новоселовой, предметная среда включа-п ряд базисных компонентов, необходимых для физическою, эстетического, познавательного и социального разви-! ти я детей. К ним относятся природная среда и объекты, кумьтурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игро-Ш.ІС и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-ступня, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Данные компоненты обеспечивают разнообразие детской де-

109

ятельности по интересам, что создает возможность не тоЯ ко коллективной, но и индивидуальной деятельности (СН да уединения).

Социализирующую роль среды отмечает в своей кошцН ции социального развития С.А. Козлова: «социальный паН рет окружения» (библиотека, школа, кинотеатр и др.) об^Ш печивает условие социально-нравственного развития ре^Н ка дошкольного возраста [60]. Важнейшим психологичесі^И требошнием является учет особенностей развития видов ЯШ ятельшсти. Необходимо помнить, что каждая ведущая ДіВ тельнссть возникает в жизни ребенка до того, как она стане ведущей. Подбор предметов, пособий должен способетвощИ формированию новых видов деятельности. Предметная cpqfl должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворяв потребность ребенка в новизне, преобразовании, эксперЛ ментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Развивающая предметная среда раскрів вает свои возможности ребенку благодаря общению со взрош лым в ней. Освоение среды ребенком, ее активное познв ние, изучение зависит от подготовленности, компетентное ти взрослого, его доброжелательности и заинтересованно/Я отношения к детям. Ребенок и взрослый действуют вмесПИ и им должно быть удобно в их предметной среде. ФункциоИ нальный комфорт предметной среды обеспечивает их пем хофизитеское благополучие.

Педагогические характеристики построения предметно» I развивающей среды [103]:

—комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

—соэтветствие развивающей среды той образовательноЯ программе, по которой работает детский сад;

—учет всех направлений развития ребенка;

—разнообразие сред, их рациональное расположение;

—обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

—обеспечение самостоятельной индивидуальной деятель-1 ности;

—обеспечение возможности для исследования, поиско-1 вой деятельности, экспериментирования;

—доступное расположение предметов и пособий в соот-1 ветствик с возрастом детей;

—создание условий для изменения, дизайна окружаю- I щей среды.

ПО

 

І

ІІі.ілеляются «сколько принципов построения развиваю-Й среды вДОУ [116]. I. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Пер-

І

Очередным условием осуществления личностно-ориенти-ишіной модеіи взаимодействия взрослых и детей являет-установленш контакта между ними. Отсутствие контакта |1 позволяет решить какие бы то ни было образовательные Нрвчи. В то же время установлению контакта препятствуют I (цишципиальнье разные позиции, которые преимущественно ■(м и мают воспятатель и ребенок: даже физически воспита-Піль, как правило, находится «сверху», а ребенок — «сниму» Этому соответствует и психологическая разница в их им шциях: взро;лый диктует свою волю, управляет, команде і ребенком. При этом подчиняется ли ребенок или про- ш гует, контакт между ними вряд ли возможен. В то же кремя самое задушевное общение взрослого с ребенком, щнк-рительныебеседы ведутся на основе пространственного принципа «глаіа в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение |олее легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее ш.ісота должна быть такой, чтобы не только взрослый без їм іруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции взросло-ИІ, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подой-|ут высокие стэлы, в том числе подковообразной формы, и -шшветствуюшие стулья, которые позволяют взрослому, сво-бодно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют по от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском Саду должна легко меняться.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения с каждым ребенком и с группой детей. Сложность здесь в том, что у каждого человека особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой дистанции, другие — на более далекой. Кроме того, эти представления меняются и зависимости от разных причин: состояния человека, вида его деятельности и т.д.

111

В связи с этим планировка помещений должна быш коза, чтобы каждый мог найти место, удобное для | тий и комфортное с точки зрения его змоциомллін состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, Щ наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ня или же предусматривающее и контакт и свободу олмоЛ менно.

2.    Принцип активности. В игровом пространстве доЯбыть заложена возможность формирования активно^Идетей и проявления активности взрослыми. Ребенок и нЛлый как бы становятся творцами своего предметного О^Ш жения, а в процессе ллчностно-развиванощего взаимауИствия — творцами своих личности и здорового тела.

По сравнению с обычной семейной обстановкой срсШ ДОУдолжна быть более интенсивно развивающей, проасН рующей возникновение и развитие познавательных инпВ сов ребенка, его волевых качеств и чувств. Так, например, 1 стенах могут быть развешены рамки на доступной для дН высоте, в которые могут быть легко вставлены различим|| репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менмЦ офорліление стен в зависимости от своего настроения иЯ новых эстетических вкусов. Звуковой дизайн может иснолм зоваться в детских играх как активный фон и дополнение.!

В игровом пространстве должны быть созданы реальны! условия для воссоздания ребенком взрослых форм деятелЯ ности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в ШіЯ цессе настоящей и результативной деятельности (от нача ы до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения см мым естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способно сти ребенка.

3.    Принцип стабильности — динамичности развивающейсреды. При проектировании игровой детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка егожизненную среду невозможно. Это лишь одна из утопий,характерных для дизайнеров, художников, гиедагогов. Фактически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде,которую подразумевали те. кто ее творил.

Ребенок не пребывает в среде, а преодолевает ее, перерастает ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется и его окру-

112

піп Для того чтобы оно все же оставалось приемлемым

і |" інчіка, удобным, надо дать ему возможность менять

to♦.іннцую среду, вновь и вновь созидать ее в соответ-

■Ии і" своими вкусами и настроениями.

И щитовом и объемно-пространственном построении ин-

■t,i 1<.1 должны выделяться определенные многофункцио-

Ml.Mi.ir, легко трансформируемые элементы при сохране-

^Вбінсй смысловой целостности.

ГІ її и ■ і оянство и неизменность элементов жилой среды со-

нниіогся в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и

nut ному надежность и защищенность от нежелательных

^Ькспий внешнего мира, и в то же время не делают эту

^Квму закрытой, отгороженной от общества.

Мо/кио менять фоны и изменять обстановку до неузнавае-Штп, например, в комнате, где находится спортивный комп- ЩКі, В ней крепятся веревочные лесенки, кольца, имитирую- Щц$ цветок или какие-нибудь невиданные предметы, всевоз-Hriimc канаты, трапеции-качели. Все эти элементы комплекса | |»и v■ і і іреобразовьшаться самыми разными способами. Комната В| желанию играющих может быть преобразована в «театр», ■Имжнеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д. И<> іможность трансформации пространства, в том числе исполняемой детьми (что особенно важно), может быть perm ювана с помощью раздвижных и раскручивающихся руюнных перегородок.

Таким образом, в элементах среды, в самом ее характе--р. чутком к различного рода переменам, которые мотиви-роианы внутренними и внешними человеческими побужде-нними, закладывается тенденция к формированию любимых одушевленных вещей, которые только и могут составлять нищее понятие «Наш дом». Любимые вещи не могут быть списаны и складированы, они могут быть либо сохранены, либо преобразованы, либо отданы. Так, одна из возможностей — передача любимых вещей в собственный дом детям после выпуска из детского сада. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. При рассмотрении этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную примыкает к предыдущему, но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность развивающей среды.

5-5818                                                 113

Жизненное просранство должно быть таким, что|Н ^вало возможность тостроения непересекающихся СфИ твности. Это позвошт детям в соответствии со своими тресами и желанияни свободно заниматься одновр^Н рЗными видами деятельности, не мешая друг другу,'И ^льтурой, музыкой рисованием, конструированием, 1 сатриванием иллю;траций и диапозитивов, матеМНІ сями играми, наблодениями и т.д.

Для реализации датного принципа необходима трапов мдия помещений, которая может быть обеспечена раздв нми легкими перегеродками. Определенные возможной в гом плане предстазляют шкафные перегородки, коЛ

д^ОЩЬЮ ПереСТаНОЖИ МебеЛИ МОЖНО ИЗМеНИТЬ ПЛОІІІІЦ

П[»порции и планировку помещений, расположение npfl M(s, ниш, перегородок.

5. Принцип эмоцшгенности среды (индивидуальной нШ ф^тности и эмоционального благополучия каждого peflfl каі взрослого). Одні из задач организации среды мим дьь сформулирован; следующим образом: для того чтов опзделить структуру оптимальной окружающей среды, | ко>рой может развитться и комфортно себя чувстве iimif зд/овый и гармонично развитый человек, необходимо прі ВЄ(и оптимальный 0"бор стимулов по количеству и k.iu стг Недостаток импугьсов обедняет и ограничивает р;і і мм тиребенка по всем соерам, а перенасыщенная среда с хм ОТ)еской организацией стимулов дезориентирует его.

реда должна быть организована так, чтобы она побуж* да,детей взаимодейсівовать с ее различными элементами, пслшая тем самым ф/нкциональную активность ребенка, Qj^ceHne должно дазать детям разнообразные и меняющая впечатления. Пэи этом надо учитывать и интересы ВЗрХлых, взаимодействующих с детьми.

эеда должна учитывать у детей двигательную актин-н0(з, давать им возможность осуществлять разнообрач-ньдвижения, испытывая радость от них. В то же времи ок,кающая обстановка должна иметь свойства и при не-1 о^имости тормозить эту активность.

і повышение актизности людей, находящихся постояле одном помещении, влияет не столько определенная цвевая среда, сколько сам факт смены конкретного цве-

114

4

1 решения. К стимулирующему материалу можно отне-| игровое оборудование. ■ СО ідания индивидуальной комфортности ребенка мимо так организовать пространство, чтобы, напри-ишнмные моменты его жизни проходили вне поля и Цругих. Очевидно, ребенку нужно предоставить возій 11, стереться изнутри: взрослый же — в случае не-Имости — имеет возможность открыть кабину. І І Ірипцип сочетания привычных и неожиданных элемен- ш | Іік жжение детьми категории эстетического начинается Н|М(°|| гарных кирпичиков своеобразного языка искусства:

ы   .1 шуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остро-

«ill трактовки образа лаконичными графическими сред-

1

7.1 Ipituiufli открытости — закрытости. Новый проект среды иметь характер открытой, не замкнутой системы, к» пі.ной к изменению, корректировке и, самое главное, |м житию. Иначе говоря, такая система должна быть не j)i.K" развивающей, но и развивающейся. К Принцип учета половых и возрастных различий детей. роная среда должна быть построена так, чтобы у мальчи-| и девочек была возможность проявлять свои склонно-I м соответствии с принятыми в обществе эталонами му-11 ценности и женственности. І Іринцип открытости применительно к возрасту означает, > по мере взросления ребенка изменение окружающего тре-•I нее более целенаправленных действий, связанных с пла-роианием и преодолением препятствий: у малышей связь жду собственной активностью и изменениями среды более іосредственная. І Іредоставляется возможным создать такую среду (на уровне архитектурных, дизайнерских и решений), когда мечты и фантазии ребенка вдруг осуществляются, переставая быть для lino условностью. Например, рисунок превращается в реальную потайную дверь, ведущую куда-то в потайную комнату, мерцающую огнями, или потайные переходы, связывающие ра (личные помещения здания, что позволяет неожиданно ис-Чсзать и столь же неожиданно появляться; или однажды, открыв шторку, закрывающую часть стены с изображением зо-потой рыбки, ребенок вдруг обнаруживает замаскированный аквариум, где действительно плавает золотая рыбка.

115

ее ^алтатя принципов построения среды предполJ

ній ^ЄЛИРОВаНИЄ' КОТорое представляет собой мыслД

ныи процесс создания (воссоздания) аналога (модели) Э

Дьіліри моделировании за основу берутся научные полД

ния исследователей, учет базовых компонентов, парамЛ

окру^ениГ' ПрОСТраНСТВО' время- предметное, социЛ

Построение пространства предполагает учет следуЛ

особенностей: многофункциональность всех базовых*

понеытов; лабиринтность расположения мебели; гибкЛ

мобю,ьность обстановки; сочетание в себе целого из ч Л

1<центгров», «лабораторий», «кабинетов» и т п)

™™ ?Ш ~ важнейший параметр моделирования среды. Л

этого параметра характерны: строгая последовательность Я

І/ад0^ЖИЗНЄДЄЯТелшости^ оптимальное сочетание Я

самог? обРазовательного процесса (занятия, совмес Л

самост:оятельная деятельность); достаточное количество 3

мени шля общения в различных схемах: «Я - Я» «Я <

воспитатель», «Я - другие». «Я - все дети» и т д '

РактерїсТиГ' °КРУЖЄНте ДОЛЖН° ВКЛЮЧаТЬ сле™ие J — соответствие программе;

впемеш°°ТВеТСТВИе Предметов' игрушек, пособий уровню oj временного мира;

лио^яї°СОбНОСТЬ предметов нес™ информацию и cthnJ лироватгь поиск.

ния^^^15"06 OKp^eHHe как параметр моделироа! бьгг пеп ДаЄТ В°ЗМОЖНОСТЬ «нести предметы, отражаюцЯ го леког1И0На' ОСобенноста тРУДа людей, предметы народні го декоративно-прикладного искусства

спелые °бразом' моделирование предметно-развивающе! ланноггГГ° С М0ДЄЛЬЮ обРазовательного процесса (за] тьютех? °бразовательн°й программой) и с продуманное среды   Л°ГИИ Использования предметно-развивающей

чес^?Л°ГИЯ включает: наивную преобразовательно-тво Jтей7с^,Р°ЛЬ В0СПИтателя в создании среды; включение деіпооектиг И Украшение сРеды; обучение детей навыкаЛ

вместо РОВШИЯ СРСДЫ; обога1пение среды воспитателем совместно с родителями и детьми.

І

оннім образом, построение предметно-развивающей сре-Н|м і полагает опору на личностно-ориентированную мо- ш ніаимодействия между взрослыми и детьми. Предмет- ш шикающая среда должна быть системой, т.е. отвечать Меленному возрасту и содержанию деятельности детей, ■И іюспитания и обучения детей, а также основным прин-іііім ироектно-дизайнерской культуры. Вопросы |: Что такое предметно-развивающая среда?, Каковы психологические основы построения предмет-ри'шивающей среды? j Каковы педагогические основы построения предмет-рнишвающей среды? і 4 Раскройте значение и содержание принципов постро-В|я предметно-развивающей среды..

ї Каковы параметры построения предметно-развиваю-■й среды?

| 11 чем сущность технологии построения предметно-раз-нишощей среды?

Глава IV


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: