Проблемы содержания и периодизации истории стран Азии и Африки

При изучении первой части новейшей истории зарубежных стран Азии и Африки следует уделить внимание следующим проблемам.

Содержание изучаемого периода для стран Востока составляют процессы модернизации, синтеза традиционного и современного в социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни, развития национально-освободительного движения. Конечно, история стран Востока, в том числе и в новейшее время, развивается под влиянием и во взаимодействии с историей стран Западной Европы и США, российской историей. Однако следует помнить и об исторических особенностях цивилизационного и социокультурного порядка, наложивших отпечаток на ход восточной истории и в новейшее время. Это, прежде всего – сильное воздействие природно-климатических факторов, повлиявших на занятия жителей Востока, разделение труда, демографические процессы и обусловивших определенный циклизм в развитии афро-азиатских обществ. Данные обстоятельства привели к сохранению даже в новейшее время сильного государственного начала (особенно в китайской истории). Это обусловило государственный контроль над всеми важнейшими сферами развития восточных обществ и подчиненное положение частнособственнического сектора экономики. Последний, не имевший официально-правовых гарантий для своего нормального существования и развития, был заинтересован в крепкой власти центра, ибо только она могла гарантировать защиту от местных властей, а также от социальных потрясений внутреннего характера и внешних вторжений.

Специфичной была на Востоке новейшего периода и социальная структура, носившая отпечаток традиции и колониального синтеза. Отметим ряд ее важнейших черт. Это невычлененность индивида из коллектива, слабость отдельных собственников. Заметную роль играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при слабой классовой дифференцированности и второстепенной роли классовых антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентальные связи были закреплены традициями и освящены религией, сохранили большую устойчивость, несмотря на кризисы государственной власти и иностранные вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внутри восточных обществ не вели к их структурному обновлению, к выходу за рамки традиционной (докапиталистической) системы. Религия сохраняла свое значение и служила важным элементом социально- политической жизни стран Азии и Африки.

Однако начатые на рубеже ХIХ – ХХ вв. мощной экспансией индустриальных капиталистических государств на Востоке процессы колониального синтеза стали оказывать противоречивое воздействие на развитие афро-азиатского мира. Это особенно ярко проявилось в изучаемый период новейшей истории.

В 1918-1945 гг. лишь Япония смогла закрепить заложенные эпохой «Мейдзийских преобразований» основы капиталистического уклада и превратиться в индустриально-аграрную державу, вставшую на путь активной колониальной политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В других странах Востока продолжался сложный процесс ломки старого социально-экономического уклада, трансформации традиционного общества в переходное. Первая мировая война, временно ослабившая позиции западных держав в экономике колониальных и зависимых стран, стимулировала процессы роста национального предпринимательства («золотое время» в Китае, формирование первых монополий в текстильной сфере в Индии и т.д.). В странах Востока постепенно развивались основы капитализма, характерные для так называемого «третьего эшелона» мирового развития. Их чертами являются: значительная роль внешнего импульса в лице индустриальных держав Европы и США, неорганичность капиталистической эволюции, сосуществование буржуазных и докапиталистических структур, экономические диспропорции, жесткая привязанность к мировому капиталистическому хозяйству, а также громадный разрыв в уровнях развития между центрами метрополиями и отсталой восточной «периферией». Следует отметить и диспропорции социально-экономического развития внутреннего порядка: неравномерность роста определенных районов, сосуществование наряду с элементами капиталистического хозяйства архаичных феодальных и патриархальных аграрных структур. Быстрее шла модернизация тех стран Востока, которые уже ранее были втянуты в капиталистические мирохозяйственные связи (Китай, Индия, Турция, Египет и др.). Однако колониальное и полуколониальное положение стран Азии и Африки постепенно выявляло пределы роста новых явлений (технико-технологическая отсталость, протекционизм великих держав, неравноправное политико-юридическое положение в международных политических и экономических отношениях). Это приводило в дальнейшем к обострению противоречий между объективными потребностями стран Востока в модернизации и стремлением колониальных держав сохранить свои колониальные владения и сферы влияния.

Наблюдаются и серьезные изменения в социально-классовой структуре. Прежде всего – это рост национальной буржуазии и рабочего класса, перемещение центра новых явлений в городскую среду, резкое увеличение роли национальной интеллигенции, представленной в основном выходцами из традиционных слоев, но объективно выражающей буржуазные националистические идеи.

В изучаемый период идут процессы становления наиболее крупных наций – ханьцев, бенгальцев, гуджаратцев, персов, турок, арабов стран Ближнего Востока и Северной Африки. Несмотря на наличие сильных религиозных различий, кланово-корпоративных связей, преобладают тенденции консолидации крупнейших этносов Востока, что, прежде всего, объясняется необходимостью решения самой главной задачи, в которой было заинтересовано большинство населения Азии и Африки – достижения национальной независимости как первого шага к созданию политически независимой государственности. Поэтому на Востоке, несмотря на уже обозначившиеся социально-классовые проблемы, национально-освободительные тенденции в 1918-1945 гг. преобладали.

Сильное влияние на страны Востока оказала не только Первая мировая война, но и мировой революционный кризис 1918-1923 гг., особенно события в России, связанные с революциями 1917 г., реально обозначившими альтернативность движения общества.

Громадное влияние на национально-освободительные движения народов Востока оказал также отказ советской России от неравноправных договоров, курс на установление равноправных отношений со странами Востока, разносторонняя поддержка народов Востока (морально-политическая, дипломатическая, военно-финансовая) от Монголии до Турции. Освободительными движениями Монголии, Китая, Турции, других стран был использован опыт строительства государственности и создания партийно-политических структур, а также армии. Коминтерн пытался укрепить влияние и оказать помощь политическим течениям радикально-социалистического движения на Востоке.

Мировой революционный кризис 1918-1923 гг. ознаменовался и мощной волной восстаний, освободительных движений в Азии и Африке. Это – «рисовые бунты» в Японии, мартовское восстание в Корее 1919 г., «движение 4 мая» 1919 г. в Китае, англо-афганская война 1919 г., революционный подъем в Индии, Иране в 1918-1922 гг., национально-освободительная революция в Турции 1919-1923 гг., восстания в Египте, Сирии и Ираке в 1919-1920 гг. и др. Эти выступления были продолжением эпохи «пробуждения Азии» и сопровождались ростом влияния человеческого фактора, вовлечением широких народных масс в борьбу за национальное освобождение. Параллельно происходил процесс формирования новых политических партий, преимущественно буржуазно-национального толка, хотя еще сохраняли влияние и традиции «феодального национализма».

В годы частичной стабилизации капитализма, сохранившиеся противоречия народов Востока и великих держав-метрополий, отношения зависимости и неравноправия стимулировали продолжение освободительных движений, крупнейшим из которых стала революция 1925-1927 гг. в Китае. Углубили противоречия индустриального капиталистического центра и восточной окраины и попытки Запада использовать колонии и полуколонии как важный фактор ослабления влияния мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Это привело к резкому усилению национально-освободительной борьбы, в ряде стран она приняла преимущественно вооруженный характер.

Начало кризиса колониальной системы заставило ведущие капиталистические державы маневрировать, искать возможности укрепления и расширения своего влияния в афро-азиатском мире. Тому пример – созданная в Версале система «мандатов», «договоры независимости» и сохранявшие фактическое господство Англии и Франции, но делавшие политические уступки местной традиционной и буржуазно-националистической элите (англо-иракский договор 1930 г., франко-ливанский договор 1933 г., англо-египетский договор 1934 г. и «рабская конституция» 1935 г. Индии).

Обострение противоречий с империалистическими державами, рост национально-освободительного движения на Востоке, развитие капиталистических отношений, постепенное формирование переходных многоукладных обществ вызвали к жизни общественно-политические движения буржуазно-национального характера. Эти движения были направлены на достижение в качестве конечной цели политической независимости и создание суверенных государств. Их лидеры – Сунь Ятсен, Ганди, Сукарно и др. – пытались в теории и практике соединить традиции и опыт западных стран, России, расширить социальную базу местной элиты за счет опоры в массах крестьянства и городских низов.

Ряд лидеров буржуазно-национальных движений на Востоке в 20-30-е гг. попытались, опираясь на местные националистические движения и используя опыт развитых стран, противоречия между ними, осуществить своеобразный вариант «революции сверху». Реформы, проводимые Чан Кайши в Китае, Реза-ханом в Иране, М. Кемалем (Ататюрком) в Турции, Х. Чойбалсаном в Монголии, способствовали устранению наиболее уродливых пережитков феодализма (или способа производства, по мнению ряда авторов) в политической и некоторых экономических областях жизни этих стран и вели к их дальнейшей модернизации. Причем данный процесс сопровождался не только серьезными внешнеэкономическими (внешнеполитическими) проблемами, но и борьбой внутри восточных обществ традиционных и религиозных сил и сторонников обновления на основе синтеза традиции и новых мировых явлений в экономической и политической жизни.

Вторая мировая война прямо или косвенно втянула афро-азиатский мир в свою орбиту. На территории Северной, Восточной Африки, обширных районов Китая, Юго-Восточной Азии идут бои между силами стран Оси и антифашистской коалиции. В ряде районов (наиболее ярко – в Китае и Юго-Восточной Азии), несмотря на серьезные противоречия, различные политические силы – от буржуазных националистов, местной традиционной верхушки, до коммунистов – создают единые антиимпериалистические фронты. Применяются различные формы борьбы против японского агрессора: военные действия, создание освобожденных районов, использование легальных прояпонских организаций, помощь великих держав (в основном, США и СССР). Война вновь обострила противоречия между старыми колониальными державами и народами Востока. Разгром фашизма и милитаризма создал благоприятные условия для вступления национально-освободительного движения в фазу политической деколонизации, приведшей к краху колониальной системы прямого контроля и господства в большинстве стран афро-азиатского мира.

 

История стран Азии и Африки в эпоху крушения колониальной системы и становления государственной независимости 1945 г. по настоящее время

При изучении данной части курса следует, прежде всего, выделить основные положения общие для большинства стран Азии и Африки.

Содержание изучаемого курса новейшей истории стран Азии и Африки охватывает период от окончания Второй мировой войны по настоящее время. Разгром фашизма и милитаризма создал благоприятные условия для вступления национально-освободительного движения в фазу политической деколонизации, приведшей к краху колониальной системы прямого контроля в большинстве стран афро-азиатского мира. Резко увеличилось участие народов Востока в мировых международных, экономических и политических отношениях, создались условия для альтернативного выбора ими пути развития с учетом опыта западных стран Европы, Японии, США, а также СССР и стран социализма. Изменение соотношения сил в мире после Второй мировой войны, напор освободительного движения на Востоке, сложные социально-экономические и общественно-политические процессы в западном мире способствовали в конечном счете тому, что в целом к середине 70-х гг. XX века классические страны-метрополии были вынуждены предоставить политическую независимость своим бывшим колониям в Азии и Африке. На этом же этапе бывшие страны-колонизаторы переходят к более гибким методам взаимодействия с бывшими колониями, используя экономические факторы, двусторонние договоры, механизмы так называемых «содружеств наций» и др. Японии удалось, проведя глубокие структурные реформы, используя достижения НТР, умело сочетая традиции с мировым опытом, постепенно восстановить свой международный статус и войти в число экономических лидеров мира Часть стран Востока попыталась реализовать социалистическую альтернативу (Китай, КНДР, Монголия, Вьетнам), некоторые – взять опыт мирового социализма в качестве важного рычага преодоления отсталости (Бирма. Египет и др.). Остальные государства Востока развивались в сторону закрепления заложенных на рубеже XIX-XX вв. в ходе колониального синтеза капитализма. Усилились попытки стран Азии и Африки к координации своих действий на уровне ООН, в рамках Движения неприсоединения, в процессе создания региональных экономических и политических объединений. По-прежнему великие державы активно продолжали втягивать бывшие колонии и зависимые страны в процесс глобального противоборства, что дополнило внутренний аспект ряда региональных конфликтов в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, на Юге Африки.

В середине 70-х-80-е гг. важнейшим аспектом развития стран Востока становится социально-экономический фактор, что усиливает дифференциацию развивающихся стран (PC), где преобладающими становятся попытки реализации либо капиталистического варианта (от так называемой группы «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии до стран с переходной многоукладной структурой), либо социалистической ориентации – появляется так называемое «второе поколение» стран этой группы. Увеличивается роль и значение PC в мировом хозяйстве, частично осуществляется попытка восточных стран установить более справедливый «новый международный экономический порядок» во взаимоотношениях в ТНК. Однако в ряде стран все четче усиливается необходимость смены экономических моделей, выявляется неэффективность жесткого государственного регулирования авторитарно-бюрократических диктатур (Китай, страны соцориентации – как пример). По-прежнему сохраняют свое значение традиционные религиозные, этноконфессиональные проблемы, переходящие в гражданские войны, межгосударственные конфликты, усиливающиеся вмешательством великих держав. Все это заставляет лидеров ряда стран Востока в конце 70-80-х гг. обращаться к мировому опыту урегулирования внутренних социально-экономических и политических проблем. На путь реформ становится (в том числе и под влиянием усиления кризиса мировой системы социализма) большая часть бывших соцориенированных стран Азии и Африки.

Окончание «холодной войны», в которую активно вовлекался и восточный мир, распад СССР, крах мирового социализма открыли новый этап в развитии стран Востока. Окончательно об этом периоде говорить еще рано. Однако следует отметить, что 90-е годы еще сильнее обозначили продолжающую углубляться дифференциацию стран афро-азиатского мира и неравномерность их развития. Несколько стран, преимущественно новоиндустриальных, стали капиталистическими; по основным параметрам они в целом немногим отличаются от развитых стран середины XX века. В большинстве стран Востока капиталистический уклад превратился в системообразующий, направляющий и формирующий другие уклады в своих интересах. А в наименее развитых странах капитализм выступает лишь одним из укладов многоукладной экономики, пока будучи не способным преобразовать ее в целостную систему. Разумеется, на развитие капитализма на Востоке продолжают оказывать противоречивое воздействие и национальные цивилизационные особенности. Наметилась мучительная эволюция ряда стран Востока от авторитарных режимов к основам гражданского общества. По-прежнему сохраняют свое гражданское значение в Азии и Африке глобальные проблемы (экологическая, демографическая и др.), региональные конфликты, решение которых, видимо, невозможно без привлечения усилий мирового сообщества. Дальнейшие пути развития афро-азиатского мира будут зависеть и от того, насколько в странах Востока сумеют сочетать мировой опыт экономического, социально-политического развития с собственной социокультурной традицией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: