Задание для подготовки выпускной квалификационной работы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

44.03.01, Педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки / специальности)
Профиль «История»
(наименование направленности образовательной программы (профиля / специальности / название магистерской программы))
Формирование у школьников толерантного отношения к представителям другой расы (на примере положения афроамериканцев в армии США в период крупных военных конфликтов в XIX – ХХ вв.)
(тема ВКР)

Утверждена приказом от «03» декабря 2019 г. № 2730-А

 

Руководитель ВКР         К.и.н., доц., каф. всеобщей истории САФУ Фельдт А.Е.
Консультанты          
Рецензенты          
Нормоконтроль         К.и.н., доц., каф. всеобщей истории САФУ Фельдт А.Е.
Руководитель ОПОП         Тетеревлева Т. П., доцент кафедры отечественной истории, к.и.н., доцент
  (дата) (подпись) (ФИО, должность / степень / звание)

Постановление ГЭК от «25» июня 2020 г.

Признать, что обучающийся (-аяся) Р. Д.Демидов

  (инициалы, фамилия)

выполнил(-а) и защитил(-а) ВКР с отметкой     
  (отметка прописью)

 

Председатель ГЭК ___________________   А. Н. Чистиков
             (подпись)      (инициалы, фамилия)
Секретарь ГЭК _____________________________        Е. Е. Шурупова
                             (подпись) (инициалы, фамилия)

 

                                           Архангельск 2020


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

ВШСГНИМК

(наименование высшей школы / филиала / института)

 


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

44.03.01 Педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Тема ВКР:  Формирование у школьников толерантного отношения к представителям

другой расы (на примере положения афроамериканцев в армии США в период крупных

военных конфликтов в XIX – ХХ вв.)

 

Утверждена протоколом заседания кафедры от «26» ноября 2019 г. № № 3

 

 

Обучающемуся:

Демидову Роману Дмитриевичу

 

(Ф.И.О.)

  Курс: 4 Группа: 381618

 

Срок сдачи выпускником законченной работы: «21» июня 2020 г.

 

Исходные данные к работе Курсовые работы: Участие афроамериканского населения в Гражданской войне в США, 1861-1865 гг.,_Участие афроамериканского населения США во Второй мировой войне, Участие афроамериканцев в военных конфликтах США в первые десятилетия Холодной войны ________________________________________________________

Основные разделы работы с указанием вопросов, подлежащих рассмотрению Проанализировать участие афроамериканцев в войнах второй половины XIX в., определить особенность службы афроамериканских полков в первую мировую войну, исследовать отношение афроамериканского общества к росту расистских и нацистских настроений в Европе в 30-е гг. XX в., оценить вклад цветных подразделений в победе США во второй мировой войне, изучить процесс отмены расовой сегрегации и ее последствия для армии США, охарактеризовать расовые отношение в вооруженных силах США в период Вьетнамской войны, сформировать толерантное отношение детей к представителям другой расы

База проведения исследований Библиотека

Перечень обязательных приложений к работе Нет________________________________________

Перечень графического материала Нет_________________________________________________

Консультанты по работе

по разделу ____________ ____________ ____________________________________
по разделу ____________ ____________ ____________________________________
по разделу ____________ (дата) ____________(подпись) ____________________________________ (ФИО, должность)

 

Дата выдачи задания «____» ________________20 ___ г.

 

Руководитель ВКР     Фельдт А. Е.
  (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Задание принял к исполнению «____» ________________20 ___ г.

 

Обучающийся      
  (подпись) (инициалы, фамилия)

 


                                                        АННОТАЦИЯ

Автор – Демидов Р. Д.

Научный руководитель – Фельдт А. Е.

В данной дипломной работе проанализировано положение афроамериканцев в армии США в период крупных военных конфликтов XIX–XX вв. и выработаны способы формирования толерантного отношение к представителям другой расы. Актуальность данной работы обосновывается тем, что проблема расовой нетерпимости является главной проблемой для современного общества. Также она наносила колоссальный урон боевому духу американским вооруженным силам США.

В работе дана общая характеристика положению афроамериканцев в армии США и их участия в военных конфликтах XIX–XX вв. На протяжении данного периода времени прослеживается постепенная интеграция цветных в вооруженные сила американского государства. Также показано отношение политических и военных деятелей к афроамериканским подразделениям.

Исследование показало, что процесс интеграции афроамериканцев в армии США шел медленно, так как американское военное командование постепенно осознавало какой урон, наносит расовая сегрегация. Тем не менее, после второй мировой войны в 1948 г. была принята поправка № 9981, которая ликвидировала данную проблему.
К 70-м гг. после перевода вооруженных сил на контрактную основу проблема расизма в армии США сведена на минимум.

 

 

                                                    


 

 

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………......................6

1 Афроамериканцы и войны США XIX – начала XX вв.………………...………………..18

1.1 Роль цветного населения в гражданской войне США 1861–1865 гг…………........18

1.2 Судьба афроамериканских подразделений после 1865 г. до начала XX в….……..25

1.3 Участие афроамериканских полков в Первой мировой войне……………………..32

2 Расовая сегрегация в армии США в период Второй мировой войны….……………….37

2.1 Отношение афроамериканцев к росту фашистским и нацистским экспансиям  

в 30-е гг….……………………………………………………………………………........37

2.2 Участие афроамериканских подразделений во Второй мировой войне…………...42

3 Положение афроамериканцев в вооруженных силах США в начальный период  

холодной войны………………………………………………………………...…………….51

3.1 Отмена расовой сегрегации в армии, ее ход и значение …………………………...51

3.2 Активная роль афроамериканцев во Вьетнамской войне 1965–1973 гг…..….........57

4 Формирование у школьников толерантного отношения к представителям другой  

расы……………………………………………………………………………………………61

Заключение……………………………………………………………………………………71

Список использованных источников………………………………………………………..74

 

 


                                        ВВЕДЕНИЕ

Армия США является важным инструментом в ведении внешней и внутренней политики государства. Именно за счет него США добились важнейших стратегических успехов. На протяжении большего времени главной проблемой военной сферы была расовая сегрегация, которая пронизывала все сферы общества. Изначально афроамериканцы играли не большую роль в вооруженных силах США. Однако после прокламации 1863 г. их стали вербовать в армию. Именно с этого момента они играли важную роль в реализации внешне стратегических замыслов США. Процесс интеграции афроамериканцев  армию был длительным. Американское руководство изначально, вплоть до 1947 г. поддерживала расовую сегрегацию в вооруженных силах США. Первым поворотным моментом в интеграции стало осознание американским правительством того, что цветные полки можно использовать в военных операциях. Вторым важным успехом афроамериканцев в армии, было то, что их стали брать в военные академии (первые офицеры стали появляться в 70-гг. XIX века). После Второй мировой войны  администрация президента Гарри Трумэна окончательно осознало, какой масштабный ущерб наносит расовая сегрегация по боеспособности армии США, так как из-за нее происходили бунты в цветных частях на линии фронта. В итоге большинство офицерского состава выступили за полную интеграцию афроамериканцев в вооруженные силы, которая шла вплоть до 1953 г. Несмотря на ее отмену, конфликты на расовой почве являются одной из главных проблем в современном американском обществе в настоящее время.

Особенностью данной темы является то, что специальных работ в российской историографии нет. К тому же в работе вводятся новые источники личного характера, официальные документы, периодическая печать, художественная литература, аудио и видео источники. Необходимо отметить, что источниковедческая литература опубликована только на английском языке.

Педагогическое актуальность состоит в том, чтобы сформировать у детей школьного возраста правильное отношения к представителям другой расы, так как межнациональный вопрос также является большой проблемой в современном обществе.

Объектом данного исследования является афроамериканское население в военных конфликтах XIX – XX вв. Предметом исследования: положение афроамериканцев в армии США в период крупных военных конфликтов XIX – XX вв.

Цель  данного исследования: выявить  особенности положения афроамериканцев в армии в период крупных военных конфликтов XIX – XX вв. и  предложить формы и методы использования данной темы для формирования у школьников толерантного отношения к представителям другой расы.

В соответствии с поставленной целью были определены конкретные исследовательские задачи:

- проанализировать участие афроамериканцев в войнах второй половины XIX в.

- определить особенность службы афроамериканских полков в первую мировую войну

- исследовать отношение афроамериканского общества к росту расистских и нацистских настроений в Европе в 30-е гг. XX в.

- оценить вклад цветных подразделений в победе США во второй мировой войне

-  изучить процесс отмены расовой сегрегации, и ее последствия для армии США

- охарактеризовать расовые отношение в вооруженных силах США в период Вьетнамской войны

- сформировать толерантное отношение детей к представителям другой расы

Хронологические рамки работы определяются серединой XIX – XX вв. При этом нижней временной границы в широком понимании является 1863 г., когда вышла прокламация Авраама Линкольна и стали формироваться первые цветные подразделения, которые стали играть важную роль во внешней политики США.  Верхняя временная граница это 1973 г., когда США окончательно вывели свои войска из Вьетнама и таким образом потерпели политическое и военное поражение. Данная датировка объясняется тем, что после 1973 г. началась военная реформа, в ходе которой правительство США создало профессиональную армию на контрактной основе. После этого расовые предрассудки были практически полностью ликвидированы.

Методологическая база исследования базируется на позитивистском подходе, который используется во многих работах. Основным предметом исследований являются афроамериканские подразделения, герои войн.

Методы научного исследования:

- Историко-сравнительный метод. Необходим для научного разбора данной темы. Позволяет оценить, как проходил процесс интеграции афроамериканцев в ВС США.

- Метод исторической периодизации. Используется при делении исторического процесса на определенные хронологические периоды.

- Описательный метод. Позволяет установить причины расовых предрассудков в армии в отношении афроамериканцев. Также он нужен для того чтобы закономерности, которые привели к отмене расовой сегрегации в военной сфере.

- Типологизация. Применяется для того чтобы установить в каких войсках служили афроамериканцы во время военных конфликтов XIX-XX вв.

Степень изученности темы: Советская историография рассматривала США как капиталистическое, буржуазное государство. Такие историки, как Р.С. Овинникова, П. Хлебникова рассматривали историю Америки через империалистическую призму. Советские исследователи Г.Н. Севостьянов, Н. Н. Болхвитинов, Л. Ю. Слезкин, Р. Ф. Иванов, Б. М. Шпотов уделяли большое внимание истории афроамериканского народа. Они считали, что афроамериканцы сыграли большую роль в гражданской войне. Советская историография рассматривала использование цветных полков в гражданскую войну как революционный элемент в войне против рабовладельцев. Они делали сильный акцент на расовую сегрегацию[1].

Представители советской историографии: историки Г. Н. Севостьянов Н. Н. Болхвитинов, Л. Ю. Слезкин, Р. Ф. Иванов, Б. М. Шпотов, то они уделяли в основном гражданской жизни афроамериканцев. Сами же индейскую, испано-американскую и филиппинскую войны они рассматривали с идеологической точки зрения, где они осуждали действия США.

Советская историография в лице таких знаменитых историков как Г. Н. Севостьянов Н. Н. Болхвитинов, Л. Ю. Слезкин, Р. Ф. Иванов, Б. М. Шпотов не рассматривали историю афроамериканских подразделений в Первой мировой войне. Они делали акцент на гражданскую войну, вторую мировую сферы жизни.

Советская историография в лице таких историков П. И. Батов, И. Н. Гоффе, Н. А. Ковальский, Д. П. Прицкер, И. Н. Нестеренко, Ю. Н. Панков, И. С. Кремер[2], отмечали тот факт, что в США про участие американских добровольцев в гражданской войне в Испании писали мало. Также они акцентировали свое внимание на то, что члены интернациональной бригады «Авраам Линкольн» придерживались в основном левых взглядах и состояли в профсоюзах и Коммунистической партией США. Советские историки соглашались с тезисами американской историографией о том, что среди американских добровольцев не было расовой сегрегации и некоторые из них примут участие во Второй мировой войне. Однако, накануне, американское правительство настороженно относилось к гражданам США воевавших в гражданской войне в Испании 1936-1939 гг. Многие члены ветераны бригады Авраам Линкольн, столкнулись с политическими нападками во время эпохи Маккартизма. Таким образом, советская историография положительно оценивает деятельность американских (афроамериканских) антифашистов, но считает, что их деятельность не оценили в США по достоинству.

Второй мировой войне советская историография уделяла большое внимание. Советские историки Н. Н. Болхвитинов, Л. Ю. Слезкин, Р. Ф. Иванов, Б. М. Шпотов  рассматривали участие США в ней комплексно, не вдаваясь в частные случаи (такие как расовая дискриминация в армии). Во многом их тезисы сходятся на том, что тихоокеанский театр боевых действий носил второстепенный характер, так как судьба Европы, на момент вступления США в войну, решалась на Восточном фронте. Также советская историография делает акцент на то, что союзники поздно открыли Второй фронт.

Холодная война имела большое значение для советской исторической науки. Уже с 1945 г. шло противостояние между СССР и США. Советские исследователи Р. С. Овинников[3], С. Л. Выгодский[4], П. Хлебников[5] описывали внешнюю и внутреннюю политику США. В своих трудах они делали акцент на расовую сегрегацию в гражданской жизни. Разоблачали систему законов «Джима Кроу». Внешнюю политику США они оценивали как империалистическую угрозу для всех стран. Особенное место занимаю тематика Корейской и Вьетнамской войн. В них США оценивались как агрессоры, угнетающие вьетнамские и корейские народы. Военную историю афроамериканцев они не рассматривали.

Современная российская историография дает другую оценку афроамериканским полкам. Известный историк Э. А. Иванян опровергал тезис о том, что благодаря афроамериканцам рабовладельцы были разгромлены в гражданской войне США (1861-1865 гг.). Афроамериканцы составляли 25% от армии Союза[6]. Историк Н. В. Лукьянов в своей статье рассказывает про военную службу афроамериканцев во время Второй мировой войне. Эдвард Нитобург Львович в своих работах описывал настроение афроамериканского общества в довоенное время. Также дана краткая характеристика деятельности цветных подразделений во время Второй мировой войны. В целом современная историография пытается рассматривать историю афроамериканцев с нейтральной стороны. Упор делается на гражданское общество (В.В. Согрин, Т.Б. Уварова). Про историю военных афроамериканских подразделений пишет подробно американская историография.

Современная российская историография не уделяет внимание участию афроамериканцев в войнах США второй половины XIX в. Есть лишь небольшие упоминания про афроамериканские подразделения. Исторические деятели Э.А. Иванян[7], О. Ю. Панова[8], В. В. Согрин[9], Л. В. Байбакова[10], В. О. Печатнов[11] в основном комплексно рассматривают историю США в XIX-XX вв.

Современная российская историография не уделяет внимание афроамериканским подразделениям. Российские исследователи: Э. А Иванян[12], В. В. Согрин[13], В. А. Космач[14], рассматривают причины, ход и последствия участи США в Первой мировой войне. При этом делается акцент на то, что она играла важную роль после войны на международной арене.

Современная российская историография не затрагивает тему участия афроамериканцев в гражданской войне в Испании, однако, она исследует саму войну и участие в ней интернациональных бригад. Такие историки, как В. В. Гагин,[15] С. Ю. Данилов[16], М. В. Новиков[17] рассматривали хронологию войны, участие Коминтерна, противостояние ВВС и деятельность Германии и Италии по оказанию помощи генералу Франко. В целом российская историография придерживается позитивистского подхода.

У представителей российской историографии есть большое количество трудов про участие США во второй мировой войне. В ней подробно рассматривается действия американской армии на Тихоокеанском, Итальянском, Африканском и Западном театрах боевых действий. Однако участию афроамериканцев во второй мировой войне уделяется крайне мало. Есть лишь отдельные работы постсоветского историка Эдварда Нитобурга[18] про военную историю афроамериканцев. Другие исторические деятели, такие как Э. А. Иванян[19], В. В. Согрин[20], А. А. Никифоров[21], Т. Б. Уварова[22], Н.В. Лукьянов[23].

Современная российская историография рассматривает Корейскую войну в контексте холодной войны. Это противостояние между социалистическим и капиталистическими блоками. При этом российская историография подчеркивает, данный конфликт мог спровоцировать третью мировую войну. Однако в связи со сложившейся геополитической обстановкой, стороны заключили мирное соглашение.  Данный тезис подтверждают такие исследователи, как Э. А. Иванян,[24] В. О. Печатнов, А. С. Манькин[25], В. В. Согрин[26].

Российскими  историки В. В. Согрин[27], В. О. Печатнов, А. С. Манькин[28], Э. А. Иванян[29], как военное и психологическое поражение США. В ней стало ясно, что успех достигается не только за счет сильной армии. Стало ясно, что американская общественность не понимала: зачем нужна война и для чего. Во Вьетнаме, вооруженные силы США, несмотря на ряд громких побед не смогла сломить сопротивление северовьетнамской армии и партизан НФОЮВ.

В Американской историографии про участие афроамериканцев в гражданской войне  есть разные данные. Исследователи Уильям Фостер[30],  Х. К. Вествуд[31],  Л. С. Майкл[32], П. Х. Кларк[33], Х. Д. Исаак[34], К. Гарфман[35],  К. Дэйл[36], А. В. Бержерон[37], есть большое количество информации по истории афроамериканских полков. Американские исследователи поднимают проблемы расовой сегрегации в самой армии США, выплат жалования, некомпетентность высшего командования, в результате действий которых афроамериканцы несли большие потери. Также описываются военные заслуги полков, их быт, отношения генералов к афроамериканцам. Делается акцент на то, что многие части были расформированы, а проблема самой расовой сегрегации не была решена. Тем не менее, в американской историографии произошло переосмысление событий гражданской войны. В честь афроамериканских полков возведено большое количество памятников. Впоследствии афроамериканские подразделения примут участие в других военных конфликтах.  

После 1865 г. многие афроамериканские подразделения примут участие в военных операциях США внутри страны и за ее пределами. В первую очередь американскому правительству нужно было подавить сопротивление индейских племен и загнать их в резервации. Во внешней политике к 1898 г. главным врагом для США будет Испания. 23 апреля 1898 г. между этими странами начнутся боевые действия, которые будут происходить на Кубе, Филиппинах и Гуаме. После победы США над Испанией она получает ряд территорий. Однако на Филиппинах начнутся новые боевые действия с местными повстанцами. Во всех этих военных операциях афроамериканцы примут непосредственное участие.

Американские исследователи Е. Л. Н. Гласс[38], В. Л. Хаскин[39], Ф. Н. Шуберт[40], В. Г. Мюллер[41], М. Робинсон[42] подробно описывают историю участия афроамериканских подразделений в военных конфликтах второй половины XIX в. Также, они отмечают проблемы, которые касались афроамериканцев по службе в армии США. В первую очередь необходимо отметить, что большинство афроамериканских солдат были безграмотными, так из-за расовой сегрегации у них не было доступа к образованию. Это приводило к тому, что всю армейскую документацию (список личного состава, журнал боевой подготовки, список нарядов и караулов) заполняли белые офицеры.

Американская историография отмечает, что правительство стало набирать абитуриентов среди афроамериканцев в военную академию в Вест-Поинт. Несмотря на то, что количество афроамериканцев обучающихся в военном учреждении было небольшим, это был прорыв для афроамериканцев. Первым цветным генералом станет Бенджамин Оливер Франклин в 1940 г.

Уровень организации подготовки афроамериканских войск (и американской армии в целом), то здесь американские исследователи выявляют ряд недостатков. В принципе в данный период времени не было сильной регулярной армии (она была устроена на волонтерской милицейской системе). В столкновениях с индейцами эта армейская система работала. Однако с началом испано-американской войны армия США столкнулась с рядом проблем, из-за которых она несла большие потери.

Тыл не справлялся со своей работой. Войска не были снабжены экипировкой необходимой в данных природных условий, частичное отсутствие нужного вооружения, некоторые командирам пришлось за свои деньги покупать форму и оружие для своих солдат, отсутствие нужных медикаментов. Все выше перечисленные факторы привели к большим потерям американских войск в битве за высоту Сан-Хуан.

Американская историография отмечает то факт, что среди афроамериканских подразделений были случаи дезертирства и переход на сторону врага. Ярким примером может послужить рядовой Дэвид Фаген, который предал США и воевал против своих бывших товарищей. Его судьба остается неизвестной. Существует популярная версия, что его убил «охотник за головами» Анастасио Бартоломе. По другим сведениям он выжил и умер своей смертью.

Несмотря на данные проблемы, афроамериканские подразделения успешно выполняли свои задачи. Они получили доступ к высшему военному образованию, что является главным достижением афроамериканцев. В дальнейшем они примут участие в Первой мировой войне и Второй мировой войне.

В первую мировую войну США вступила  в 1917 г. Причиной послужило ведение Германией неограниченной подводной войны. Летом 1917 г. армия США во главе с генералом Першингом была уже во Франции.

Изначально афроамериканское общество не было заинтересовано в участии в этой войне. Многие афроамериканские правозащитные деятели открыто высказывали свое негативное отношение к вступлению США в Первой мировой войну. Однако президент Вудро Вильсон дал обещание, что их участие в этой войне будет вознаграждено. 200 тысяч афроамериканцев проходили службу на западном фронте Первой мировой войне. Самые известные подразделения – это 92-я, 93-я дивизии и вспомогательные соединения.

Представители марксистской историографии США: Г. Аптекер[43], У. З. Фостер[44] делали акцент на то, что некоторые афроамериканские части в ПМВ войну воевали в составе французской армии. Ярким примером может послужить 93-я пехотная дивизия (369-й, 370-й, 371-й, 372-й полки). Также известно то, что в некоторых полках большинство офицеров были афроамериканского происхождения. У. Ф. Фостер в своем труде «Негритянский народ в истории Америки» писал, что генеральный штаб генерала Першинга относились с презрением к афроамериканским частям. Таким образом, они опровергали тезис американской позитивистской историографии о положительном отношении генерала Першинга к афроамериканским солдатам. Еще одним фактом, которым апеллируют американские историки марксистского направления, это то, что французские командиры относились к афроамериканским солдатам более благосклонно. Многие цветные солдаты и офицеры получили французские военные кресты.

В заключении Г. Аптекер, У. З. Фостер делают вывод, что афроамериканские солдаты и офицеры не получили никаких привилегий, что обещал им президент Вудро Вильсон за участие в Первой мировой. Вместо этого они столкнулись с расовыми преследованиями со стороны белого гражданского населения и представителей армии США.

Американская позитивистская историография во многом отличается от маркситской. Если рассмотреть мнения таких исследователей как, С. У. Эллисон[45], С. У. Джей[46], С. Лутц[47], Б. У. Кэллоуэй и Э. Н Смит[48], то в целом они подробно описывают военный путь полков 92-й и 93-й дивизии, историю о том, как формировали. Во многом они соглашаются с тезисами историков маркистского направления. Делают акцент на то, что после Первой мировой войне афроамериканцы столкнулись с массовыми преследованиям на расовой почве. В отличие от историков марксистского направления, американские исследователи считают, что генерал Першинг не был подвержен расовыми предрассудками, а его решения отправить полки 93-й дивизии в распоряжении французов объясняется политическими мотивами, так как все союзники отказались воевать вместе с афроамериканцами.

В ходе Первой мировой войне войска союзников смогли разгромить немецкую армию на западном фронте. Афроамериканские подразделения принимали участие в войне. Однако после Первой мировой войны жизнь афроамериканских солдат и офицером и в целом афроамериканского общества не поменялась.

После возникновения очагов нестабильности в Европе (Третий Рейх, Фашистская Италия) афроамериканское общество было одним из первых, кто обратил на нарастающую угрозу. В конце в 1935-1936 гг. они помогали Эфиопии гуманитарными грузами. Позже Афроамериканцы воевали в Бригаде «Авраам Линкольн» во время Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг.

Американская марксистская историография (Уильям Фостер[49], Герберт Аптекер[50]) делает акцент на то, что афроамериканцы первыми кто отреагировали на рост нацизма и фашизма в Европе. Поэтому они принимали участие в гражданской войне в Испании (1936-1939 г.), а еще раньше правозащитные афроамериканские организации отправляли гуманитарные грузы в Эфиопии во время итальянского вторжения 1935-1936 гг. После начала нападения Японской империи на морскую базу  США многие афроамериканцы пойдут добровольцами в американскую армию.

Американская позитивистская историография уделяет большое внимание участию афроамериканцев гражданской войне. Такие историки, как П. Кэролл[51], У. Кац, М. Кроуфорд[52], М. Саммерс[53], Э. Миккельсен[54], К. Франксон[55] рассматривают истории отдельных афроамериканских бойцов (Оливер Лоу, Эдвард Картер), так и общую историю интернациональной бригады «Авраам Линкольн». Американские исследователи подчеркивают, что среди американских добровольцев не было расовой сегрегации. Среди афроамериканцев были бойцы, которые занимали важные посты в бригаде «Авраам Линкольн», такие как Оливер Лоу, Роберт Томпсон. Несмотря на это, в отличие, от марксистской историографии, американские историки подчеркивают, что не все американцы, которые воевали в Испании, были членами Коммунистической партии. Был небольшой процент, который был аполитичен. Ярким примером является медсестра Салария Ки. Однако американские исследователи подчеркивают тот, факт, что после возвращения домой афроамериканские бойцы бригады «Авраам Линкольн» столкнулись с непониманием в обществе.

Несмотря на различные оценки историографии про участия афроамериканцев в войне в Эфиопии и Испании. Многие сходятся на том, что они мотивировали себя идеологией антифашизма, так как понимали как ультраправые силы в лице Германии, Италии и др. сателлиты относились к людям африканской расы. После вступления США 7 декабря 1941 г. во ВМВ, многие афроамериканцы примут в ней участия.

Представители американской историографии, такие как У. Фостер[56], М. Уитакер[57], Б. С. Летли[58], Р. Ф. Джефферсон[59], Д. Х. Даугерти[60], Т. Мой[61] считали, что именно в ходе войны американское правительство стало рассматривать вопрос об отмене расовой сегрегации. 25 июня 1941 г. вышел знаменитый указ 8802, который запрещал расовую сегрегацию в оборонной промышленности. Однако он не затрагивал вооруженных сил, где расовая сегрегация процветала. Тем не менее, афроамериканцы получили доступ к новым родам войск, такие как ВВС и морская пехота. Представители американской историографии отмечают факт жесткого обращения солдат СС к афроамериканским пленным, так как с точки зрения национал-социализма выходцы с Африки приравнены к евреям и подлежали к уничтожению. Засвидетельствовано недобросовестное отношение некоторых американских офицеров к афроамериканским подразделениям (ярким примером является деятельность командира 92-й дивизии генерала Алмонда в битве при Гарфаньяно, в которой немцы смогли одержать победу над афроамериканцами), что в свою очередь приводило к неудачам на линии фронта. Тем не менее, большинство американских офицеров стало осознавать, какой урон наносит расовая сегрегация вооруженным силам США.

После Второй мировой войны правительство Гарри Трумэна 26 июля 1948 г.  приняла поправку 9981, которая запрещала расовую сегрегацию в армии США. Представители американской историографии Е. Партин[62], Р. В. Римини[63], Б. С. Налти[64] отмечали, что, несмотря на принятие данного законопроекта, на начало войны в Корее по-прежнему оставались афроамериканские подразделения. Именно в этих условиях США вступили войну. Во время войны в Корее были конфликты на линии фронта между афроамериканцами и белыми офицерами (яркий пример это дело лейтенанта Гилберта). Однако, несмотря на данные трудности, десегрегация была завершена в 1954 г.

Во время войны во Вьетнаме афроамериканцы служили на равных условиях. Они участвовали во всех военных операциях. Исследователи: С. Канон[65], М. Гринлоу[66], С. Момоду[67] отмечали то факт, что среди афроамериканцев были большие потери. Многие правозащитные цветные организации выступали против этой войны. Правительство разработало программа проект «100 000», который должен был увеличить военную силу. Для этого призывались все бедные слои населения у которых низкие физические, медицинские и умственные показатели. Во многом под эти категории попадили афроамериканцы. В связи с военными протестными настроениями в США, правительство к 1971 г. стало постепенно отходить от данной программы. Несмотря на это, афроамериканцы стали занимать важные посты, многие были награждены боевыми наградами. После завершения Вьетнамской войны, правительство США в 1973 г. решило провести военную реформу, в ходе которой армия будет полностью переведена на контрактную основу.

Источниковедческая база исследования состоит из четырех групп: официальные документы, периодическая печать, источники личного характера, видеоисточники

К первой группе относятся документы, которые касаются положения афроамериканцев в армии. Как правило, это документы, официальные речи, указы, поправки. Например, самый известный из них исполнительный указ 9981 от 26 июля 1948 г., который отменял расовую сегрегацию[68]. Еще один известный документ общий приказ Департамента США - номер 143 от 22 мая 1863 г., о призыве афроамериканцев армию[69]. Есть также документы, которые носят расово-сегрегационный характер (приказ №40 от 1917 г., который запрещал афроамериканцам во время Первой мировой войны посещать места развлечения во Франции)[70]. Необходимо анализировать официальные речи президентов при вручении медалей  афроамериканцам на протяжении всех военных конфликтов. Также важную часть группы источников составляют обращения отдельных политиков и генералов (обращение генерала Джорджа Патона к солдатам 761-го танкового батальона 7 ноября 1944 г.)[71].

Ко второй группе относятся редакции, которые лоббировали интересы афроамериканцев (Civil War Times, 1861 – 1865, «Black-interest The Pittsburgh Courier, New York Daily Tribune. 1861-1865; «The Crisis» 1910 – наст. Время; «Political affairs» 1944 - 2016 гг. и др.). Их статьи делились на две разновидности. Первая группа писали о расовой сегрегации внутри страны (обсуждение законов Джима Кроу, информация про забастовки, и их участников, про конфликты с белым населением).  Ярким примером может послужить выпуск газеты от 4 июля 1919 г. газеты «Bisbee Daily Review», в котором описан конфликт между афроамериканскими и бело-американскими военнослужащими в городе Бисби. Вторая группа писала про участия афроамериканцев во внешнеполитических событиях, происходящих в мире (собрания НАЦПН, военные конфликты, гуманитарная помощь Эфиопии во время войны с Италией 1935-1936 гг.).

К третьей группе относятся источники личного характера. Важную часть составляют мемуары участников боевых действий. В эту группу входят Мемуары капитана Луиса Эмилио. 1891 г. про деятельность 54-й кавалерийского полка в гражданскую войне 1861-1865 гг., майора Брэддона Уильяма, в которых он описывает боевой путь 370-го полка на западном фронте Первой мировой войны и другие. В них поднимаются проблемы расовой сегрегации. Необходимо также отметить письма политических и военных деятелей. Ярким примером может послужить Послание Авраама Линкольна редактору газеты «Трибюн» Хорасу Грилю, в котором он объясняет причины отмены расовой сегрегации.

Последней составляющей личных источников являются письма солдат и офицеров, воевавших на линии фронта (Письмо сержанта Джона Симонса. 23 декабря 1863 г., Первое письмо Полковника Роберта Шоу матери. 28 июня 1863 год. Остров Святой Елены и др.). В них участники боевых действий описывают свой быт, переживания и частично поднимают проблему расовой сегрегации.

К четвертой группе источников относится видео источники, которые раскрывают образ афроамериканского солдата. Сюда в первую очередь относятся фильмы («Чудо святой Анны» 2008 г., «Слава» 1989 г., «Взвод» 1986 г. и др.). В них поднимается вопрос расовой сегрегации в армии, так как вплоть до 1948 г. афроамериканцы служили отдельно. Даже после ее отмены, расовый вопрос стоял остро в армии США.


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: