Проблемы и специфика экскурсионного показа

Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Это слово происходит от латинского «экурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка»[128].

Чтобы выявить особенности и специфику нашего экскурсионного тура, рассмотрим классификацию экскурсий.

В настоящее время экскурсии классифицируются: по содержанию; по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения. По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Тематические экскурсии подразделяются на: исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на: индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д. По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких). По способу передвижения –пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 минут) до 12 часов[129].

Таким образом, представленная экскурсия является тематической, городской, пешеходной. Целевая аудитория – туристы, жители города. Экскурсия рассчитана на группу до 8 человек. Продолжительность экскурсионного тура – 1 час.

Маршрут экскурсионного показа: ул. Пушкина - ул. Баумана – ул. Мусы Джалиля - ул. Кремлевская.

Целью экскурсии является рассказ истории становления фотографии в Казани, её влияние на городскую культуру города.

Отбор экскурсионных объектов: В качестве объектов выбраны места, связанные с развитием фотографии в Казани, а также её влиянием на городскую культуру. Основные объекты экскурсионного показа выстроены в тематическом порядке.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Как строился маршрут:

· показ экскурсии проводится в логической последовательности;

· имеется наличие доступа к объектам;

· переходы между объектами занимают не более 10-15 минут;

· разработка экскурсионного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута.

Как готовился контрольный текст экскурсии:

· текст обеспечен тематической направленностью рассказа;

· текст краток и четко сформулирован;

· наличие в тексте информации по экскурсии;

· в тексте содержится вступительное слово и заключение экскурсии.

Как собирался «портфель экскурсовода»:

В портфель экскурсовода были включены фотографии видоизмененных исторических зданий, фотографии людей, связанных с эти местом.

Проблемы экскурсионного показа:

1.Во время составления маршрута экскурсии возникла проблема отдаленности объектов экскурсионного показа. Многие объекты расположены в разных местах Казани, и это помешало охватить всю историю развития фотографии в Казани.

2.В связи с тем, что тема истории светописи Казани почти не разработана, про некоторые объекты - недостаточный объем информации. Например, о магазине фототоваров Ф.Х.Грахе.


 


Заключение

В наше время трудно представить современную культуру без фотографии, которая стала частью жизни общества. Не обошла она и городскую культуру.

История светописи в Казани подчинена общим тенденциям развития фотографии в Европе и США, и в силу специфики имеет свои особенности.

В общей российской истории светописи Казанская – начинается с приезда в город фотографов-иностранцев. Первыми такими мастерами являются братья Барт, Давиньон, братья Тицнер. Российские специалисты тоже достаточно быстро осваивают новую технологию и также разъезжаются по городам Российской империи.

Так как в XIX веке Казань считалась провинцией, то некоторое тенденции развития фотографии доходили сюда позже.

В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в которых стационарные фотоателье появляются уже в 1840-х гг., в Казани первое такое заведение открывается только в 1853 г. Новую профессию фотографа осваивают люди абсолютно разных родов деятельности. Складываются целые фотографические династии.

В Европе и в крупных городах России, таких как Москва и Санкт-Петербург, жанр видовой фотографии появился в 1850-х гг. В Казань он проникает только в 1860-х гг.

В 60-х гг. XIX век количество фотоателье увеличивается, и они становятся своеобразными городскими ориентирами. Светопись окончательно входит в жизнь русского общества. Появляются и укрепляются традиции, частично дошедшие и до наших дней.

Например, ведение семейных фотоальбомов, изготовление альбомов выпускников, обмен фотовизитками.

Широкое распространение в России, в том числе и в Казани, получили фотографические бланки. Это способствовало развитию типографического дела.

Удешевление и упрощение фотографического процесса в 70-х гг. XIX вв. рождает такое явление как фотолюбительство. В России же первым таким обществом считается V отдел Императорского русского технического общества (ИРТО), учрежденный в 1878 г. В Казани такое общество появляется только в 1895 г.

Большое количество изменений привнесла фотография и в татарское мусульманское общество. В исламе запрещено изображать живых существ, но после того как знаменитый просветитель Ш.Марджани сфотографировался по просьбе английского журнала, а потом его портрет появился и в мусульманских изданиях, светопись постепенно начала проникать в среду татар. Фотографии стали использоваться в официальных документах, в качестве иллюстраций к книжной и газетно-журнальной продукции, в рекламе. В частной жизни, помимо эстетических функций, значительной была роль фотография при выборе будущего супруга или супруги, так как жених и невеста не могли видеть друг друга до свадьбы.

Таким образом, практически с самого своего рождения, фотография быстро вошла в жизнь людей, и эту тенденцию мы наблюдаем и до сих пор.


 

Список использованных источников и литературы:

Литература

1. Аксельрод В.И., Лескова Г.А., Савельева О.И., Архипова Э.И.,Суханов Л.С. Введение в экскурсоведение: учеб. пособие для юных экскурсоводов ГБНОУ «СПБГДТЮ» / сост.; под общ. ред. В.И. Аксельрода и Г.А. Лесковой. – СПб.: Издательство, 2015. – 128 с.

2. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: ACT, 2003.- 160 с.

3. Беньямин В. Краткая история фотографии/ Пер. с нем. С.А. Ромашко. – Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. – 88 с.

4. Буринский В. Дагер и Ньепс. Их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии. Биографический очерк. - СПб., 1893. – 41 с.

5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М: Советский спорт, 2007. - 216 с.

6. Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.

7. Загоскин, Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книга города / Под ред. проф. Н.П. Загоскина. - Казань, 1895. - 691 с.

8. Зорин А.Н. Очерки городского быта дореволюционного Поволжья/А. Н. Зорин, Н.В.Зорин, А.П. Каплуновский, Э.Б. Каплуновская, Е.В. Клюшина, Л. Хэфнер. – Ульяновск:Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000. – 693 с.: ил.

9. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.

10. Левашов В. Лекции по истории фотографии. – М: «Тримедиа груп», 2014.- 484 с.

11. Лишаев С. А. Помнить фотографией / С. А. Лишаев — СПб: «Алетейя», 2012 – 151 с.

12. Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 годы. Из собрания Эрмитажа. - Ленинград, 1991. - 56 с.

13. Митчел Э. Фотография / Пер. с англ. Фомина М.В. – М: «Мир», 1988. - 420 с.

14. Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях / В. А. Никитин — «Издательство К.Тублина», 2016. – 241 с. 

15. Прокудин-Горский С.М. Российская Империя в цвете. Места России/Кокорев А. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2019 – 162 с.

16. Путнис Г.Сергей Лобовиков. Русский мастер художественной фотографии./Перевод с немецкого Е. и Д.Маруфовых. — Киров: Кировский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, 1996. — 238 с.

17. Ромакина М.А. Алексей Греков / М.А. Ромакина — Москва: «ИД Комсомольская правда», 2017. – 80 с.

18. Сёмова Л. В. Сергей Прокудин-Горский / Л. В. Сёмова — Москва: «ИД Комсомольская правда», 2016. – 84 с.

19. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999. – 703 с.

20. Турнерелли Э. Казань и её жители. Вишленкова Е., Малышева С., Сальникова А. Ка­занское житье. - Казань: ООО «ДОМО «Глобус», 2005. – 1200 с.

21. Яштолд-Говорко В. А. Печать фотоснимков/ Под ред. В. С. Богатовой. – Москва: «Искусство», 1967. – 214 с.

Электронные ресурсы:

1. Ангарский П. История фотографии в России/Режим доступа: https://rosphoto.com/arhiv/istoriya_fotografii_v_rossii-408 (дата обращения 8.05.2020)

2. Большой русский альбом.Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов./ Режим доступа: http://www.rusalbom.ru/photo/default/p4?date1=1847&date2=1917&order=shooted&direct=asc&location=%CA%E0%E7%E0%ED%FC&onpage=25&show=%CF%EE%EA%E0%E7%E0%F2%FC (дата обращения: 2.06. 2020 г.)

3. Габдрафикова Л. Татары и фотография: Гаспринского на мыло, женитьба по портрету и первые фотолюбители/ Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/63246-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar-prodolzhenie (дата обращения: 11.05.2020 г.)

4. Габдрафикова Л. Татары и фотография: швея без головы, портреты Марджани и Фахреддина и «харам» от Баруди/ Режим доступа:https://realnoevremya.ru/articles/62378-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar (дата обращения: 11.05.2020 г.)

5. Горленко Н. Фотография - ловушка для живописца. К вопросу о живописи и фотографии в России во второй половине XIX века / Режим доступа: https://www.tg-m.ru/articles/3-2010-28/fotografiya-lovushka-dlya-zhivopistsa-k-voprosu-zhivopisi-fotografii-v-rossii (дата обращения: 1.05.2020 г.)

6. Идрисова Р.Р. “Желающие иметь дагерротипные портреты благоволят адресоваться…” (К 170-летию казанской фотографии)/Режим доступа: http://www.forum.antique-photos.com/topic/3927-история-казанских-фотоателье/ (дата обращения 11.05.2020 г.)

7. История колоризации фотографий/Режим доступа: https://www.photorepair.ru/istoriya-kolorizatsii-fotografiy (дата обращения: 10.05.2020 г.)

8. История фотографии в России/ Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/ertata/post109368236/ (дата обращения: 30.04.2020 г.)

9. История фотографии в России. Первые фотографии и фотоаппараты/ Режим доступа: https://fb.ru/article/285283/istoriya-fotografii-v-rossii-pervyie-fotografii-i-fotoapparatyi (дата обращения: 30.04.2020 г.)

10. История фотографии: Начало #1/ Режим доступа: https://photo-monster.ru/books/read/istoriya-fotografii-chast-1-nachalo.html (дата обращения: 30.04.2020 г.)

11. Краткая история цветной фотографии/Режим доступа: https://oldcolor.livejournal.com/98141.html (дата обращения: 10.05.2020 г.)

12. Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? / Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539 (дата обращения 16.04.2020 г.)

13. Локке Г.Ф. Часовня-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году: [Электронный ресурс] // Московский журнал. 2014. №6. Электрон. версия печат. публ. URL: https://pastvu.com/p/949665 (дата обращения: 1.05.2020 г.)

14. Первые российские фотографы / Режим доступа: http://www.fafa.su/367-pervye-rossiyskie-fotografy.html (дата обращения: 1.05.2020 г

15. Первые цветные фотографии/Режим доступа: http://interesnyjfakt.ru/pervye-cvetnye-fotografii/ (дата обращения: 10.05. 2020 г.))

16. Попов А. Фотографические общества России/Режим доступа: http://www.mtechnic.ru/index.php?page=history_fotoclub (дата обращения 9.05.2020 г.)

17. Скобелев Д. История фотографии/ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=n1fFRj9KL_A (дата обращения 1.03.2020 г.)

18. Уйманен О.Ф. Фотография второй половины XIX - начала XX в. в культурном наследии России: [Электронный ресурс]  // Вестник СПбГУКИ. 2015. №1. Электрон. версия печат. публ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografiya-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-veka-v-kulturnom-nasledii-rossii (дата обращения: 1.05.2020 г.)

19. Фотоискусство в России: истоки и развитие/Режим доступа: https://www.quartagallery.ru/articles-ru/fotoiskusstvo-v-rossii-istoki-i-razvitie/(дата обращения: 30.04.2020 г.)

20. Retro photos of mankind’s habitat/ Режим доступа: https://pastvu.com/ (дата обращения: 2.06. 2020 г.)


 



Приложение A

 

 


Рис. A.1. Аделаида Александровна Бутлерова.1860 г. Фотоателье Ахмаметьева. Казань.


 

 

 

 


Рис. A. 2. Семья Бутлеровых. 1860 г. Фотоателье Бебина. Казань


 

 

Рис. A. 3. Фотографический бланк фотоателье Г.Ф.Локке-В.А.Гисси. На фотографии Юрий Ильич Бутлеров. 1879 г. Казань.

 

 

 

 

Рис. A.4. Фотографический бланк фотоателье Дубровина. На фотографии неизвестный. 1898 г. Казань.

 

 

 


Рис. A. 5. А.А. Рончевский. Начало правой Черно-озерской улицы. 1870-1880 гг. Казань.


 

 


Рис. A. 6. Герман Фёдорович Локке. Часовня-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. 1870-1880 гг. Казань.

 

 


 

 

 

 


Рис. A.7. Герман Федорович Локке. Воскресенская улица. 1870 г. Казань.

 

 


 

 

 


Рис. A.8. С.А. Лобиков. Вдовья думушка. 1907-1908гг. Вятская губерния.

 

 


Рис. A.9. С.А. Лобиков. Из наших лесов, 1907−1908гг. Вятская губерния.

 


 

 


Рис. A.10. С.М. Прокудин – Горский. Сязьские Рядки. Рыбачье поселение. Санкт – Петербургская губерния. 1909 г.


 

 


Рис. A.11. С.М. Прокудин – Горский. Мельница и плотина на реке Полоте. Полоцк. Витебская губерния. 1912 г.

 

 





















Приложение B


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: