Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых (приложение №2).
Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).
Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению.
Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.
Перед проведением «Рефлексивного круга» прежде всего, ставится цель.
Подбирая темы и упражнения для проведения рефлексивных кругов, педагогу важно:
ü грамотно адаптировать все упражнения для своей группы в соответствующей обстановке;
ü владеть определенным набором средств, которые способствуют снятию психологических барьеров и скованности, создадут доброжелательную обстановку;
|
|
ü создать такие условия, в которых каждый будет иметь возможность высказаться и быть услышанным, где из мнений каждого складывается общее мнение группы. Это является одним из условий развития творческого мышления, раскрепощенности в своих оценках.
При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» (приложение №3) педагоги должны исходить из возрастных особенностей детей, содержания типовой программы, по которой работает детский сад, проблем конкретного детского сада.
Методические рекомендации проведения
«Проблемной педагогической ситуации»
Цель проведения - самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Этапы:
1. подготовительный (планирование ситуации, определение целей, разработка сценария);
2. создание ситуации, максимально приближенной к жизни.
Проведение «Проблемной педагогической ситуации»
• предварительный опрос детей и родителей (как они видят заданную проблему, как решают);
• ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённого возраста;
• может проводиться без присутствия воспитателя (он наблюдает или слушает из укромного места);
• чтобы дети усвоили «урок» ситуацию повторяют 3-4 раза, но моделируя сюжет.
«Развивающее общение»
• позволяет ребёнку самому решать свои проблемы, найти решение в конфликтных ситуациях;
Шаги:
• опишите, что вы видите или попросите детей рассказать, что происходит;
|
|
• опишите чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок;
• примите чувства ребёнка (посочувствуйте одному и другому);
• попросите детей озвучить свои позиции друг другу;
• если этого недостаточно, напомните правила в группе;
• оставьте детей одних, пусть обсудят проблему друг с другом. Ключевые слова «вместе» и «устроит обоих».
«Рефлексивный круг» с использованием «Развивающего общения»
Если в группе произошла ситуация с нарушением правил, то на ближайшем рефлексивном кругу:
• спросить, что дети, не участвовавшие в нарушении, думают об этом;
• обратить внимание нарушителя на реакцию и чувства других детей;
• предложить детям правило и сделать его правилом недели (напоминать, рисовать его, повесить в группе);
• спросить детей, что делать в следующий раз, если кто-то нарушит правило (стул размышлений).
В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет, иногда несколько занятий объединяются общим сюжетом. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу, проблеме.
Блок «Утро радостных встреч»