IV Постановка и решение художественных задач в работе над гаммами – залог их успешного освоения

Основным условием плодотворной работы над гаммами является тесная взаимосвязь между художественными и техническими задачами, идти от слуха - к движению, а не наоборот – вот девиз, проверенный временем.     Очень важно, чтобы гамма, которая достаточно часто встречается в фактуре разучиваемых произведений, стала для ученика материалом для художественной работы.

    Чтобы исключить скуку и формализм в работе над гаммами, необходимо постоянно будить слуховую активность ученика, направляя её на достижение конкретного звукового результата, целесообразно ставить перед учеником различные задачи, позволяющие ему быть всё время в работе, слушать себя, думать, так как «когда дремлет голова, дремлют и пальцы»* (Либерман Е.).

Вот здесь на первое место выступают:

Звуковые (артикуляционные), динамические, ритмические, тембровые задачи.

__________________________________________________________________

* Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой» Издание третье, стр. 41

     Выполнение этих задач повышает у обучающихся интерес к игре гамм, стимулирует к их изучению.

Задача педагога состоит в том, чтобы научить ученика любить играть гаммы. «...Не просто сыграть гамму правильными пальцами, а сыграть ее так, чтобы она вызывала эстетическое удовольствие».* (Либерман Е.).

 

Звуковые (артикуляционные)

                              способы работы над гаммой.

Вот некоторые способы, которые целесообразно использовать в работе с учениками младших классов:

1. Проиграть гамму в умеренном темпе, приёмом non legato. Задача - добиться глубокого, сочного, мягкого, благородного звука.

2. Проиграть - «пропеть» гамму так, как если бы её играли скрипач или виолончелист, штрихом l egato.

     3. Проиграть гамму кистевым staccato, в это время ученики могут представить, как, например, град стучит по крыше. (На дворе переполох: с

неба сыплется горох).

Воспроизвести этот образ на инструменте поможет верное движение: отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши.

4. Проиграть гамму пальцевым staccato. Движение: цепким кончиком пальца мы как бы "царапаем» клавиши, делая активное, резкое движение пальца под ладонь, рисуя, например, образ весенней капели (Апрель, апрель!   На дворе звенит капель). Тембр звучания «светлый», «мягкий», «прозрачный».

5. Можно проучить гаммы различными штрихами: правая lеgato, левая staccato и наоборот.

Играя гаммы такими способами, мы можем рассматривать партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые могут не совпадать. И это будет уже решением задач развития полифонического слуха и координации.

Динамические способы работы над гаммой.

        1. Играть гамму f, в это время маленький ученик может представлять, как шагает огромный слон, но надев мягкие тапочки. Звук получится сильным, но не грубым, глубоким, но не резким. Особенно это будет слышно в низком регистре, в начале движения гаммы.

 

_____________________________________________________________

*Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой» Изд. Третье., стр. 41

 

2. Сыграть гамму р. Играя гамму piano, важно не «шептать», не «прятаться». Возрастает роль цепких, активных, точных, собранных пальцев с упругими, прокалывающими клавиши кончиками. Играем легко, прозрачно, с точным «прицелом» пальцев. Мы предлагаем ученику представить, например, образ росинок на лепестках или капелек дождя.

3.  Играть гамму со звуковысотной динамикой: вверх сгеscendo - вниз diminuendo.

 В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление звучания.

Помогаем ученику придумать образное сравнение.

Например:

«восходим к вершине горы» или «катаем снежный ком». При подходе к «вершине» гаммы играть становится труднее, ученик затрачивает большие силы и энергии, пальцы более глубоко погружаются в клавиши, прибавляется вес руки.

 4. Проиграть гамму вверх diminuendo, вниз сгеscendo.

 5. Проиграть гамму левой рукой на piano, правой рукой на forte инаоборот.

  Интересно высказывание М. Лонг о значении левой руки: «... Исполняя гаммы, не забывайте – левая рука должна быть ведущей. Именно левая рука должна увлекать за собой правую руку: в противном случае левая рука будет отставать» .*   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: