Вторая группа – мажорные арпеджио с чёрными клавишами

 (в тональностях Ре, Ля, Ми, Си, Фа-диез; Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль)

Правая рука 3-4-4

Левая рука  3-4-3

Третья группа – минорные арпеджио чёрными клавишами:                         

  (в тональностях си, фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез, соль, до, фа, си-бемоль)

Правая рука 3-4-3

Левая рука   4-4-3

При игре коротких арпеджио двумя руками в параллельном движении ученику бывает нелегко следить за аппликатурой, трудно сразу сообразить, где предпочесть 3-й палец, а где -4-й. Здесь может пригодиться образная ассоциация. «Начиная играть короткие арпеджио, надо, как при переходе улицы, посмотреть сначала налево, на левую руку, где находится «опасный аккорд» - тоническое трезвучие, которое по аналогии с трезвучием в правой руке хочется сыграть 3-им пальцем. Затем, в середине пути, на секстаккорде, можно передохнуть (здесь, как известно, в обеих руках берется 4-й палец). И, наконец, на следующем обращении посмотреть направо, на правую руку, в которой появляется ещё одно «опасное» (какой палец – третий? четвертый?) место – арпеджио квартсекстаккорда.»*

  «Одна из самых больших практических ценностей гамм заключается в том, что они приучают руку к определенной аппликатуре, так что в любой тональности автоматически становится наилучшая аппликатура… Этим сильно облегчается чтение с листа, ибо рука как бы инстинктивно, не размышляя, выбирает наиболее логичную аппликатуру».** (И. Левин).

III Типичные недостатки в исполнении гамм на начальном этапе.

 «Большинство детей не в состоянии добиться совершенного исполнения гаммы или арпеджио…Однако определенные, пусть ограниченные, задачи качества исполнения должны ставиться с самого начала».*** (Е.Либерман).

Каждый педагог, работая с учеником над гаммой, естественно обращает внимание на качество звучания гаммы. И здесь могут возникнуть недостатки, некоторые из которых мы предлагаем рассмотреть.

Один из распространенных недостатков – это неровная в ритмическом отношении игра.

 Во-первых, неровность проявляется в неравных временных интервалах между звуками. Помочь здесь может тщательное вслушивание, а также игра дуолями, триолями, квартолями с легким акцентом (только с помощью пальца) на первой доле каждого ритмического рисунка.

Во-вторых, ритмическая неровность проявляется в несинхронности звучания левой и правой рук, отчего получается характерное «кваканье». Причиной этого чаще всего является левая рука, которая будучи развита менее правой, немного отстает. Чтобы добиться звуковой синхронности,

 

_________________________________________________________________

* Н. Корыхалова «Играем гаммы». Учебное пособие. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург,2003, стр.72.

**«Путь к совершенству». Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург, 2016, стр. 81

*** Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой» Издание третье.

полезно играть партию левой руки громче, то есть представить, что левая рука – ведущая. Полезно также поиграть гаммы скрещенными руками, поменять их местами так, чтобы левая рука играла на октаву выше над правой.

  Другой недостаток при игре гаммы – неровность звучания, когда одни ступени гаммы как бы «проваливаются», а другие «вылезают». Часто это происходит из-за того, что пальцы не равны по силе: особенно часто проваливается слабый четвертый палец, вылезают первый и третий. Звуковая неровность может возникать также из-за непродуманной траектории движения, особенно при переходе с белой клавиши на черную, если белая клавиша берется у края. При взятии черной клавиши рука делает рывок, что приводит к ненужному акценту. Огромную роль в выравнивании звучания играет умелое подкладывание первого пальца, о котором уже шла речь. Необходимо направлять внимание ученика на выбор целесообразных движений руки и тщательное вслушивание в качество звучания.

 На что еще приходится обращать внимание при игре гаммы с начинающими? Часто начинающие обучение не умеют вести звук. Гамма или арпеджио как будто состоят из отдельных ничем не связанных звуков, как бусы, у которых порвана нить, хотя формально звуки играются на легато. При этом ученики трясут рукой на каждый звук. Этот недостаток прежде всего связан с недостаточным слуховым контролем.

Чтобы преодолеть это, необходимо услышать гамму внутренним слухом, как единую цельную мелодическую линию, играть как мелодию. Нужно ощутить направленность звука сначала к верхней тонике, а затем стремиться играть всю гамму как единое целое, на одном дыхании. В выработке ощущения движения, ведения звука может помочь игра отрезков гаммы (начиная с терцового хода) с остановкой на последнем звуке, затем в пределах кварты, квинты и т.д.

Еще один недостаток - «вязнущие» пальцы, когда происходит передерживание пальцев на клавишах.Это может быть связано с вялостью и недостаточной разработанностью пальцев и неумением слушать себя. Н.Корыхалова рекомендует: «Вслушайтесь в свою игру. Не образуются ли у вас звуковые «кляксы»? Не получается ли так, что на ровной линии звуков-бусинок образуются уродливые узелки?»*  При вязнущих пальцах полезно бывает упражняться non legato или staccato.

_______________________________________________________________

* Н. Корыхалова «Играем гаммы». Учебное пособие. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург,2003, стр. 75.                                        

 

Необходимо добиваться не только активного взятия, но и активного снятия пальца, который уже отыграл.

Главная причина большинства недостатков, погрешностей в исполнении гаммы, особенно на начальном этапе – это слабый слуховой контроль за качеством звучания. Необходимо приучать учеников тщательно вслушиваться в каждый звук. При игре гамм нужно стремиться к ровному и певучему звучанию, к пальцевому legato, основанному на плавных, координированных движениях.

Немного о темпе.

 В работе над гаммами основной задачей является улучшение качества исполнения, а не стремление к быстрому темпу. Темп должен браться тот, в котором все прослушивается и получается. В процессе работы постепенно темп надо увеличивать, стремясь к более быстрому. Однако, ученикам надо объяснить, что быстрый темп – это не предельный, а тот, в котором всё качественно получается. Быстрая игра ни в коем случае не должна допускаться в ущерб ровности, хорошему качеству звука и правильности движений. Важнейшей задачей педагога является установление пределов скорости исполнения гаммы индивидуально для каждого ученика.




double arrow
Сейчас читают про: