Они могут много дать учащимся с вялыми, неактивными, вязнущими в клавишах пальцами и страдающим неточным звукоизвлечением.
· Играем гамму в пунктирном ритме:
· Играем дуолями с акцентом на первом звуке, затем на втором:
Наша Таня громко плачет… Идёт бычок, качается …
_____________________________________________________________
*«Путь к совершенству». Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург, 2016, стр.360.
· Играем, чередуя 2 звука быстро-2 звука медленно и наоборот:
Акценты берутся все время различными пальцами, что развивает их активность и координацию движений. Акцент делается не рукой, а только пальцем.
· Играем триолями на слог «му-зы-ка»;
· Играем квартолями на слог «я иг-ра-ю»;
· Играем секстолями на 3 октавы на слог «я си-жу иг-ра-ю»;
· Играем гамму с остановками на тонике. Гамму исполняем быстро и легко, останавливаясь на тонике в каждой октаве. (упр. «Ветерок» (№16 «Лёгкий и быстрый ветерок чуть приклонил к земле цветок»*)
|
|
Целесообразно предложить учащемуся поиграть гаммы в данных характерах.
В этом случае сам ученик выберет штрихи, темп, динамику.
Итальянские термины | Их значение | Итальянские термины | Их значение |
Amoroso Animato Appassionato Brillante Burlesco Con dolore Con brio Dolce | С любовью Воодушевленно Страстно Блестяще Насмешливо С грустью С жаром Нежно | Con anima Deciso Grazioso Misterioso Sherzoso Morendo Semplice Capriccioso | Душевно Решительно Грациозно Таинственно Шутливо Замирая Просто Капризно |
_____________________________________________________________
*В. Золотницкая «Упражнения для начинающих пианистов». Издательство «Союз художников» Санкт- Петербург, 2004.
Игра гамм в ансамбле
Играть гаммы можно и в ансамбле с педагогом или с другим учеником, тем самым развивать ансамблевый слух. Задача ученика сводится здесь к тому, чтобы вслушиваться в синхронность звучания и учиться вступать вовремя.
1. Играем гаммы в ансамбле с разнообразной динамикой.
Ученик играет вверх сгеscendo - вниз diminuendo, преподаватель наоборот вверх diminuendo-вниз сгеscendo.
Задача ученика состоит в том, чтобы услышать динамику звучания свою и партнера.
2. Играем гаммы в ансамбле противоположными с партнером штрихами. Например: педагог legato-ученик staccato.
3.Очень увлекательно у пражнение «Поймай меня». Педагог начинает играть гамму, ученик вслушивается и вступает со второй октавы («ловит» педагога), 2-я октава играется в ансамбле, 3-ю педагог играет один. Ученик вступает на 4 и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.
4. Игра гамм в интервалах. Педагог начинает гамму с тоники. Ученик ждет наступление терцового звука и вступает в игру с тоники. Звучит гамма в терцию. Таким способом можно играть гамму в любом интервальном соотношении.
|
|