Использование и неправильное применение групповых техник

Для консультанта весьма важно уметь четко обосновывать адекватность каждой техники, которую он использует в групповой работе. И это как раз та область, в которой теория может оказаться крайне важной для практики. Как вы увидите ниже, десять теорий, которые легли в основу этой книги, предлагают множество разнообразных стратегий и техник воздействия. Эти техники направлены на достижение изменений, а также обеспечение и исследование взаимодействия. Их можно использовать этично и достигать отличного терапевтического эффекта, но всегда существует возможность неправильного применения этих техник.

Консультанты работают непрофессионально, если используют техники, с которыми они плохо знакомы, преследуют собственные цели, пытаются за счет конкретных техник увеличить свою власть над группой или оказывать давление на группу. Лакин (Lakin, 1985) усматривает суть этической проблемы в том, чтобы консультант использовал методы эмоциональной стимуляции, не эксплуатируя членов группы. Многие техники, используемые в группе, облегчают проявление интенсивных эмоций и направлены на это. Например, направленная фантазия может погрузить человека в то время, когда он был ребенком и очень остро переживал свое одиночество, и привести к сильному психологическому переживанию. Если консультант использует эту технику, он должен быть готов к работе с высвобождаемыми эмоциями. Важно, чтобы подобные техники соответствовали типу группы и в конечном счете позволяли участникам группы получить пользу от подобных переживаний. Консультант должен избегать того, чтобы слишком настойчиво подталкивать членов группы к выражению эмоций, особенно сильных. Некоторые групповые консультанты измеряют эффективность группы уровнем интенсивности катарсиса, и члены группы эксплуатируются консультантом, стремящимся вызвать интенсивные эмоциональные переживания. Подобное выражение эмоций играет на руку консультанту, но никак не связано с потребностями членов группы.

Вы сможете эффективно и правильно использовать техники, если научитесь рационально обосновывать для себя употребление каждой из них. Техники должны поощрять самоисследование и самопонимание клиента. В идеальном варианте они должны подходить к уникальной ситуации клиента и помогать ему в эксперименте с новыми формами поведения. Важно, чтобы техники вводились в процесс вовремя и с уважением к клиенту и чтобы вы отказывались от них, если они не дают желаемого (или предполагаемого) эффекта.

В работе с культурно разнообразной популяцией клиентов консультант должен модифицировать свое воздействие в соответствии с культурными и этическими убеждениями и ценностями клиента. Например, если клиент рос в семье (или культуре), где не поощрялось открытое выражение чувств, то совершенно очевидно, что техники, предполагающие публичное раскрытие интенсивных чувств, оказываются неприемлемыми для него. Поэтому его можно ориентировать на исследование того, как культура, представителем которой он является, повлияла на его представления об адекватном и неадекватном выражении чувств. Вот другой пример. Женщину воспитали в беспрекословном подчинении родителям. Соответственно, ей не подойдет ролевая игра, в ходе которой ей придется открыто выражать свое несогласие с родителями. Важно понять, что консультант может сохранять уважение к культурным ценностям клиента и в то же время поощрять его к размышлениям о том, как эти ценности влияют на его поведение.

В некоторых случаях члены группы принимают решение об изменении конкретных форм поведения, поскольку цена, которую они платят за их поддержание, слишком велика. В других случаях они могут решить, что они не заинтересованы в изменении системы ценностей или собственного поведения, но это решение нельзя рассматривать как неудачу консультанта, ведь ценности, которые были приняты некритично, были осмыслены и приняты на сознательном уровне. Для более подробного изучения этичного использования групповых техник см.: G. Corey, М. Corey, Callanan & Russell (1992).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: