Поведенческие расстройства

Адлер рассматривает эмоциональные расстройства как «жизненные неполадки». Психологические и поведенческие расстройства можно понимать как ошибочный способ существования или ошибочные представления о нем. Они включают в себя ошибочный жизненный стиль, искаженное стремление к успеху или неразвитый социальный интерес. Поскольку адлерианцы утверждают, что клиент страдает не от болезни, а от неспособности разрешить те проблемы и задачи, которые ставит перед ним жизнь, терапия основывается на образовательной модели, а не на медицинской (Adler, 1996а, 19966). Применительно к групповому консультированию это означает, что большая часть того, что происходит в группе, — это процесс поддержки клиента и обучения его тому, как преуспеть.

Роль и функции консультанта

Понятие анонимного консультанта не входит в концепцию Адлера. Анонимный консультант поддерживает дистанцию в общении с клиентом и препятствует личностному общению с ним, построенному по принципу «человек — человек», на котором основывается адлерианский подход. Консультант-адлерианец имеет чувства и собственную позицию и свободен в их выражении (Mosak, 1995).

Групповой консультант служит для членов группы моделью, и они нередко научаются большему, благодаря тому, что консультант делает в группе, а не тому, что он говорит. С точки зрения Адлера, существует ряд особых свойств личности, которые необходимы для группового консультанта и полноценной реализации его роли и функций в группе. (Sonstegard, 1998b). Некоторые из этих характеристик таковы: психологическое присутствие, самоуважение, отвага, мужество быть несовершенным, готовность принять риск, чувство юмора, принятие, забота, дух сотрудничества, внимание к мотивам и целям людей, вера в пользу группового процесса. Для оптимального результата консультант нуждается в ясном понимании собственной идентичности, своих убеждений и чувств. Он также должен осознать базовые условия, необходимые для роста членов группы.

Адлерианский групповой консультант продвигает групповой процесс. Он делает это, проводя каждую групповую сессию так, как если бы она была последней. Перед групповым консультантом стоит задача создания структуры, которая обеспечит вовлеченность и взаимодействие внутри группы. Групповой консультант использует моделирование и открытые вопросы как ключевые процедуры для руководства и воплощения структуры в группе.

Другие авторы-адлерианцы подчеркивают активную роль консультанта как участника совместных терапевтических усилий. Ряд авторов (Dinkmeyer, Dinkmeyer & Sperry, 1987) видят роль группового консультанта в том, чтобы утверждать и устанавливать групповой процесс. Они утверждают, что члены группы ожидают от консультанта принятия ответственности за продвижение группового процесса. Консультант является фисилитатором, который одновременно создает и поддерживает развитие терапевтических условий, таких, как универсальность, поддержка, возможность экспериментировать с новым поведением и обратная связь. Эти процессы обеспечивают межличностное научение, индивидуальный рост и чувство групповой сплоченности. Групповой консультант может использовать техники, ориентированные на действие, которые стимулируют изменения в клиентах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: