Ссылки и литература для углубленного изучения темы

Blatner, А. (1985). The dynamics of catharsis. Journal of Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 37(4), 157—166.

*Blatner, A. (1988). Foundations of psychodrama: History, theory, and practice. New York: Springer.

Blatner, A. (1991). Role dynamics: A comprehensive theory of psychology. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 44 (1), 33—40.

 

 

 

 

Г Л А В А 9

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ГРУППЕ

 

 

Введение

Экзистенциальную терапию лучше рассматривать как подход или философию, которой оперирует терапевт. Это не отдельная школа или ясно определенная, систематическая модель, обладающая особыми терапевтическими техниками. Групповой консультант не считает, что он единственный знает о целях группы, скорее он стимулирует каждого участника к тому, чтобы он вырабатывал собственные цели и задачи. В этой главе я изложу основные темы и универсальные человеческие понятия, составляющие этот подход.

Психоаналитики считают, что свобода ограничена бессознатель- ными силами, иррациональными влечениями и событиями прошлого. Бихевиористы считают, что свобода ограничена социокультурными условиями. Экзистенциальный подход отвергает детерминистский взгляд на человеческую природу и подчеркивает нашу свободу выбирать способ действия в наличных, объективных обстоятельствах. Это динамический подход, который основывается на четырех предельных понятиях, лежащих в основе человеческого существования (экзистенции): смерть, свобода, изоляция и бессмысленность (Yalom, 1980). Экзистенциальная терапия основывается на предположении о том, что мы свободны и ответственны за свои действия и осуществляемые выборы. Мы являемся творцами наших жизней и сами строим свое будущее. Базовая предпосылка экзистенциализма состоит в том, что мы не являемся жертвами обстоятельств, поскольку мы можем выбирать, кем мы хотим быть. Таким образом, одной из целей терапевтического процесса является открытие альтернатив и выбор из них. Как писала ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1988), экзистенциальная терапия — это процесс исследования ценностей и смыслов, которые мы можем отыскать в жизни. Основной терапевтической задачей является поощрение клиента к принятию мысли о том, что он может менять направление своей жизни. Экзистенциальный подход предполагает наличие у человека индивидуальной способности делать продуманные выборы в течение жизни.

Экзистенциальное групповое консультирование включает в себя исследование права выбора, которое создает наполненную смыслом жизнь. Для многих из нас осознание способов, благодаря которым мы удерживаем себя в состоянии беспомощных жертв, отмечает собой начало изменений. Группа может помочь нам осознать, что мы больше не можем оставаться пассивными жертвами обстоятельств, и, таким образом, мы можем сознательно превратиться в авторов собственных жизней.

 

СФЕРА ВНИМАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Экзистенциализм — это ответвление философской мысли, которое началось в

Европе. В числе ключевых фигур этого направления можно назвать Мартина Хайдеггера (1889—1976) и Жана-Поля Сартра (1905—1980), хотя их нельзя прямо отнести к теоретикам психотерапии. Экзистенциальная традиция подчеркивает ограниченность и трагичность человеческого существования. Она выросла из желания помочь людям разрешить основные дилеммы современности, такие как изоляция, отчужденность и бессмысленность. В центре внимания оказалось индивидуальное переживание бытия в мире, переживание своего одиночества и способность встретиться лицом к лицу со своей тревогой, вызванной изоляцией. Целью подхода является понимание универсальных человеческих переживаний такого рода.

Одной из ключевых фигур, которые принесли экзистенциализм из Европы и перевели основные понятия в психотерапевтическую практику, является Ролло Мэй. Его работы оказали значительное влияние на экзистенциально ориентированных практиков. Согласно Мэю, становление личности — это не автоматический процесс, поскольку люди желают наиболее полноценно реализовать свой потенциал. Личность имеет смелость быть, и именно наш выбор определяет, кем мы станем. Эта внутренняя борьба не прекращается ни на минуту. Несмотря на то, что хотим расти и двигаться по направлению к зрелости и независимости, мы осознаем, что экспансия является болезненным процессом. Поэтому борьба идет между безопасностью зависимости и радостью и болью роста. В числе других значимых нам современных источников экзистенциальной терапии в Соединенных Штатах хотелось бы назвать имена Джеймса Бьюдженталя (J. Bugental, 1987) и Ирвина Ялома (I. Yalom, 1980).

Экзистенциализм сосредоточен на понимании личностного, субъективного взгляда на мир. Это феноменологический подход. Терапия — это путешествие, предпринимаемое терапевтом и клиентом в мир, который воспринимается и переживается клиентом. Но это путешествие требует, чтобы терапевт был в контакте со своим собственным феноменологическим миром. Бьюдженталь (Bugental, 1987) пишет о психотерапии, изменяющей жизнь, которая пытается помочь клиенту исследовать и оценить, как он ответил на экзистенциальные вопросы, пронизывающие нашу жизнь, а также предлагает изменить свои ответы и начать жить аутентичной жизнью.

Этот подход не заинтересован в простом предложении техник, разрешающих конкретные задачи для перехода к аутентичной жизни. Экзистенциальное консультирование не ставит себе целью лечение людей в традиционном медицинском смысле этого слова. Люди не рассматриваются как больные, скорее они играют нездоровые роли или «неуклюже» живут. Клиент нуждается в помощи, чтобы осмотреться и решить, какой путь выбрать. Проходя через экзистенциальную терапию, клиент получает расширенное видение себя как человека, свободного порождать действия, ведущие к изменениям, поддерживаемого мудростью знания о том, что мы (пользуясь словами Хайдеггера) «вброшены» в мир, который не мы создали. Клиент постепенно обучается тому, как принимать жизнь со всеми ее сложностями и парадоксами, и этот процесс включает в себя умение сталкиваться лицом к лицу с неразрешенными проблемами, трудностями, разочарованиями и кризисами, которые являются частью нашей жизни. Клиент приходит к пониманию того, что он не ограничен строго определенным комплексом реакций, а значит, может развивать свою гибкость. Он лучше принимает то, что есть, и обретает смелость соприкасаться с неизвестным, неопределенным. Терапия обеспечивает его возможностью размышлять о жизни, за которую стоит бороться (van Deurzen-Smith, 1988, 1990а).

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Экзистенциальные группы представляют собой микрокосм мира, в котором участники живут и функционируют. Они встречаются с целью раскрытия себя такими, какие они есть, через раскрытие экзистенциального содержания. Экзистенциальные группы могут быть описаны как группы людей, которые приняли на себя обязательство о путешествии в самоисследование длиною в жизнь, предпринимаемое с тремя целями: (1) стать честным по отношению к себе; (2) расширить свое видение личных перспектив и окружающего мира в целом; (3) прояснить, что придает смысл настоящей и будущей жизни (van Deurzen-Smith, 1990а). Группа помогает своим участникам начать прислушиваться к себе и обращать внимание на свой субъективный, личный опыт. Это феноменологическое самоисследование расставляет акценты в том, что члены группы открывают в потоке осознания, не управляемом терапевтом. Открыто делясь с другими и исследуя универсальное личностное содержание, члены группы развивают в себе ощущение зрелости. Тесная связь, которую они ощущают по отношению друг к другу, дает им множество возможностей использовать группу иначе, опираясь на другие аспекты их культуры. Группа становится местом, где люди могут быть вместе, объединенные глубокой смысловой связью.

 

Ключевые понятия

В этой главе мы рассмотрим некоторые ключевые понятия экзистенциального подхода и их приложение к групповой практике. Это самосознание, самоопределение и ответственность, экзистенциальная тревога, смерть и небытие, поиск смысла, поиск аутентичности, одиночество/взаимосвязь с другими. Вместо того чтобы сконцентрироваться на групповых техниках, я буду подчеркивать то, как эти ключевые понятия могут быть приложены к группе. Наконец, некоторые темы, красной нитью проходящие через различные труды экзистенциалистов, будут кратко изложены в контексте их применения к групповой работе.

 

САМООСОЗНАНИЕ

Способность к самоосознанию отличает нас от других животных и делает доступным свободным выбор. Увеличивая самоосознание, мы увеличиваем наши возможности в достижении свободы. Мы все подвержены влиянию детерминистских сил, социокультурных условий и ограничений, наложенных нашей генетикой, но мы все, же остаемся-способными выбирать, основываясь на нашем осознании ограничивающих факторов. Как пишет Мэй (May, 1961): «Неважно, насколько велики силы, превращающие человека в жертву, человек обладает способностью знать, что он стал жертвой, и таким образом в некоторой степени влиять на то, что он связываете судьбой» (pp. 41—42). Более того, поскольку мы обладаем самоосознанием, мы осознаем ответственность, связанную со свободой делать выбор и действовать. Бьюд-женталь (Bugental, 1997) видит главную задачу экзистенциальной терапии в усилении широты и глубины осознания клиента: «Осознание основных элементов чьей-либо системы, конструирующей себя и мир, чрезвычайно важно для полноценной жизни и силы» (р. 192).

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Как уже отмечалось ранее, основная цель экзистенциальной терапии заключается в расширении самоосознания и таким образом увеличении потенциала для выбора. В группе эта цель преследуется посредством помощи членам группы в раскрытии их уникального «бытия в мире». Задавая себе ключевые вопросы, члены группы ищут определение своего «я», и осознают центральные измерения своего существования: «В какой степе-' ни я осознаю, кто я есть и куда я иду? Как я воспринимаю мой мир? Какие смыслы делают меня сопричастным событиям, которые я переживаю? Как я могу расширить самоосознание? Каким способом расширенное сознание увеличит спектр доступных альтернатив?»

Согласно Мэю (May, 1983), задача терапии состоит в освещении и прояснении существования. Клиент пытается осознать свое существование настолько полно, насколько это возможно, что включает в себя реализацию своего потенциала и умение действовать, опираясь на него..Центральной темой экзистенциального подхода является серьезное принятие существования.

В групповой ситуации участники имеют возможность выразить свои уникальные чувства и субъективный взгляд на мир.. Они также открыто вступают в конфронтацию с другими и учатся справляться с тревогой, которая появляется в связи с выбором, осуществляемым без прикрытия безопасных, привычных ролей. Как мы увидим позже, экзистенциалисты рассматривают тревогу в позитивных терминах. Тревога помогает нам «индивидуализироваться»: тревога пробуждает в нас понимание того, что жизнь не аутентична, если мы пытаемся быть такими, какими нас хотят видеть другие, и отражает понимание нашей уникальности. Я убежден, что групповой консультант должен предупредить членов группы о той цене, которую они должны будут заплатить за достижение нового уровня самоосознания. По мере того как люди осознают себя, они обнаруживают все больше трудностей при попытке «вернуться домой», вернуться к прошлому состоянию. Если жизнь сопровождается игнорированием качества собственного существования и приводит к застою, она может все же обеспечивать некоторую степень довольства или, по крайней мере, безопасности. Как только мы открываем закрытые двери, мы должны ожидать встречи с большими трудностями и более упорной борьбой за то, чтобы реализовать свой потенциал и изменить качество своей жизни. Переживания могут быть восхитительными и приносить удовольствие, но они также могут пугать и иногда вводить в депрессию. Эта проблема должна быть подробно рассмотрена уже на первых стадиях существования группы.

Что же нам позволяет достигнуть более высокого уровня самоосознания?

• Мы можем выбирать, хотим ли мы расширять наше осознание или ограничить свое видение себя.

• Мы можем сами определять течение своей жизни или позволять другим людям или объективным средовым силам определять его вместо нас.

• Мы можем использовать наш потенциал или выбрать бездействие.

• Мы можем выбирать, устанавливать ли значимые отношения с другими, либо изолировать себя.

• Мы можем отправиться на поиски нашей уникальности или позволить нашей идентичности раствориться в конформизме.

• Мы можем создавать и искать смысл нашей жизни либо вести пустое и бессмысленное существование.

• Мы можем принять на себя определенный риск и переживать тревогу, которая сопровождает изменения, или выбрать безопасность зависимости.

• Мы можем сделать все, чтобы принять неизбежность нашей смерти, или мы можем отгородиться от этого знания, поскольку оно порождает тревогу.

ПРИМЕР. Здесь приводится пример, который иллюстрирует, как участники группы могут постепенно достигнуть более высокого уровня осознания. Этот и другие примеры, иллюстрирующие ключевые понятия, изложенные в этой главе, взяты из моего опыта работы с группами, которые я вел. В целях защиты своих клиентов я изменил имена и некоторые конкретные обстоятельства, а также отобрал примеры, носящие универсальный характер, то есть те ситуации, которые наиболее часто встречаются в групповой работе.

Когда Кристал впервые пришла в группу, она не видела ценности в переживании интенсивных эмоций и считала, что всегда должна быть рациональной. Она отчаянно пыталась держать свои чувства под постоянным контролем, поскольку боялась, что «сойдет с ума», если позволит проявиться интенсивным переживаниям. Потребность в тотальном контроле над чувствами проявляла себя несколькими способами. Например, когда другой член группы переживал болезненные эмоциональные события, Кристал начинала паниковать и пыталась покинуть комнату, она часто пыталась прервать выражение интенсивных эмоций другими членами группы. В ходе одной из сессий работа с одним из членов группы вызвала в Кристал болезненные воспоминания, которые были связаны с детскими воспоминаниями о разводе родителей. Вдруг она снова превратилась в напуганного ребенка, желающего, чтобы ее родители остались вместе, и позволила своим чувствам вырваться наружу и выйти из-под жесткого контроля.

Этот неожиданный опыт позволил Кристал осознать, что она скрывала в себе очень сильные чувства и что ее защита от того, что «ранит слишком сильно», в результате привела к трудностям в сближении с людьми, в выражении злости и проявлении любви к своей семье, которую она чувствовала. Она также поняла, что она не «сходит с ума», позволяя себе переживать глубокие чувства. После этого опыта Кристал решила открыться своим чувствам и не выбегать из комнаты, когда она вновь испугается принятия интенсивных эмоций других членов группы.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Мы — самоопределяющиеся существа, свободные выбирать между различными альтернативами, несущие ответственность за то, как проходит наша жизнь, и самостоятельно формирующие собственную судьбу. Экзистенциалисты считают, что, хотя мы вброшены в этот мир, то, как мы живем, и то, чем мы становимся, определяется нашим выбором. Как об этом писал Сартр (Sartre, 1971), наше существование дано, но мы не имеем и не можем иметь фиксированной, строго определенной «природы» или «сути». Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью делать выбор, определяя, кем мы станем, и, пока мы живем, мы должны продолжать выбирать. Сартр замечает: «Человек, осужденный на свободу, принимает на свои плечи тяжесть целого мира; он несет ответственность за мир и за себя как способ бытия» (р. 553). По Сартру, мы свободны, поскольку мы есть не что иное, как то, что мы делаем, и то, что мы делаем, не является результатом нашего прошлого. Но мы можем придумывать себе оправдания и поступать «вероломно» по отношению к себе.

Рассел (Russell, 1978) отмечает, что, согласно взглядам Сартра, ничто в мире не является независимым от нас и мы ответственны за мир. Рассел добавляет: «Каждый раз, когда мы действуем, мы выбираем и создаем себя такими, какими мы хотим быть, и этот процесс никогда не заканчивается (то, чем мы являемся, никогда не завершается), но он создает поступки, которые составляют нас» (р. 262). Мы ответственны за обстоятельства наших действий и любые неудачи: «Я автор осмысленности моего мира, поскольку придаю значимость каждой ситуации. Когда я вижу себя как творца своих действий и их смысла, я обретаю еще большее ощущение своей ответственности за этот мир» (р. 261).

Виктор Франкл, экзистенциальный психиатр, подчеркивал связь между свободой и ответственностью и считал, что.свобода ни при каких условиях не может быть отнята у нас, поскольку у нас всегда остается возможность выбирать наше отношение к сложившимся обстоятельствам. В поддержку этого утверждения Франкл (Frankl, 1963) приводит примеры из своего опыта пребывания в немецком концентрационном лагере, где заключенные лишались любого подобия видимой свободы. Он утверждает, что даже в ситуации крайней беспомощности, подобной этой, люди могли оставаться хозяевами своей жизни, поскольку выбирали отношением, переносимым страданиям: «Жизнь означает принятие ответственности, необходимое, чтобы найти верный ответ и полноценно реализовать основные задачи, которые стоят перед каждым человеком» (р. 122). Франкл верил, что человеческая свобода — это не свобода от условий, а способность лицом к лицу встречать настоящее.

Разновидность экзистенциальной терапии, логотерапия (logos = смысл), разработанная Франклом, учит, что смысл жизни не может быть продиктован или придуман, а только открыт в результате исследования нашей собственной экзистенциальной ситуации. В действительности мы несем в себе стремление к смыслу, волю к смыслу, мы обладаем свободой обнаружения смысла в том, как мы думаем и что мы делаем. Франкл верил, что цель не в том, чтобы достигнуть покоя в сознании, а в том, чтобы пережить смысл в здоровой борьбе. Поиск смысла, который является основой нашего путешествия, помогает нам ощущать свое существование вопреки чувству вины, страданиям и неизбежности смерти (Gould, 1993). Мы ответственны за те симптомы, которые препятствуют нашей способности жить свободно и полно. Важно, чтобы мы осознали это и приняли участие в формировании качества нашего существования — жизнь не просто «происходит с нами». Мы способны активно влиять на наши мысли, чувства и действия. Пока мы не примем нашу способность быть свободными, мы не изменимся. Если мы ждем изменений от других или надеемся, что изменится что-то вокруг нас, мы можем с успехом развивать свое несчастье и безнадежность, вместо хого чтобы предпринимать действия для изменения ситуации.

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Члены экзистенциально ориентированной группы снова и снова сталкиваются с тем фактом, что они не могут уйти от свободы и что они ответственны за свое существование. Принятие этой свободы означает принятие ответственности, порождающей тревогу, поэтому осуществление выбора тесно связано с риском. Другая цель экзистенциальной группы состоит в том, чтобы помочь участникам группы встретиться с этой тревогой и справиться с ней. Основная задача группового консультанта, учитывая трудности самоопределения, — это столкновение членов группы с реальностью их свободы и способами, с помощью которых они отвергают ее. Участники группы иногда предстают в роли жертв, рассказывая о своем чувстве бессилия и беспомощности, обвиняя в своих несчастьях других людей и внешние обстоятельства. Чтобы клиент начал свое движение по дороге к самоосознанию, он должен осознать те роли, на исполнение которых он запрограммирован. Когда люди приходят к убеждению, что они могут управлять собственной судьбой, они обретают реальный контроль над своей жизнью.

Ланц (Lantz, 1993) убежден, что некоторые клиенты так сильно сосредоточены на требованиях социальной жизни, что очень ограниченно воспринимают свои чувства, цели, мысли, ответственность, фантазии и убеждения. Он добавляет, что эти клиенты обычно получают пользу от терапевтического подхода, который обращает их лицом к собственным силам и потенциалу. Поскольку групповая логотерапия обеспечивает внутреннюю рефлексию и развитие внутреннего самоосознания, Ланц рекомендует этот подход «для эмансипации взрослых, которые нуждаются в смене старых внутриличностных паттернов, которые были полезны для жизни в родительской семье, но сейчас создают проблемы клиенту, уже вышедшему из нее» (р. 67). Он также утверждает, что групповая логотерапия — это лечение детей, подростков и взрослых, которые не живут в естественной семейной группе или живут в группе, которая не способна поддержать внутренние изменения.

Ялом (Yalom, 1980) считает, что группа обеспечивает оптимальные условия для терапевтической работы над личной ответственностью. Если группа сосредоточена на здесь-и-сейчас, то ее членов можно поощрить к наблюдению за тем, как они сами ставят себя в позицию жертвы. С точки зрения Ялома, члены группы ответственны за ту позицию, которую они принимают в группе, группа также показывает, как они действуют в ситуациях повседневной жизни. Члены группы, которые описывают себя как жертву внешних обстоятельств, могут получить шанс для изменения. Благодаря обратной связи члены группы узнают, как их видят другие, и понимают, как их поведение воздействует на других. Более того. Они узнают, как групповая ситуация отражает ситуации их обыденной жизни. Сделав подобные открытия, члены группы могут принять на себя ответственность за осуществление изменений.

С точки зрения Ялома (Yalom, 1980), экзистенциально ориентированный терапевт подталкивает членов группы к принятию ответственности за функционирование группы. Таким образом, члены группы узнают, как полнее принять ответственность за свою жизнь:

Групповая терапия выдвигает предположение о необходимости принятия ответственности, выражающееся не только в том, что члены группы осознают свой собственный вклад в создание неудовлетворительной жизненной ситуации, но и в акценте роли каждого участника в развитии группы. Основной принцип заключается в том, что, если члены группы примут ответственность за функционирование группы, они осознают, что они способны (и обязаны) принять на себя ответственность во всех сферах своей жизни (р. 240).

Важно осознать, что экзистенциализм предлагает особый способ мышления, который воздействует на членов группы. Со временем члены группы, вероятно, осознают свою свободу и ответственность, которые являются значимыми составляющими инсайта. Но нельзя вести группу, руководствуясь поверхностной целью изменения словаря членов группы. Групповой консультант, который проповедует язык свободы и выбора и преждевременно обучает членов группы просто говорить о том, как они «выбирают» то или это, будет только поощрять людей пройти через принятие этих идей (Майкл Рассел, личная беседа, 22 марта 1992).

ПРИМЕР. Эдвард неохотно посещал одну из моих групп. Я сказал «неохотно», потому что он серьезно сомневался в ценности своего участия в собраниях группы. В 62 года Эдвард погряз в монотонной и предсказуемой, однако комфортабельной и безопасной жизни, будучи руководителем довольно успешного бизнеса. Когда он присутствовал в группе, он ставил себя в отстраненную позицию: «Я не знаю, сделает ли эта группа что-нибудь хорошее для меня или нет. Честно говоря, я думаю, что слишком стар, для того чтобы меняться, я получил от жизни гораздо больше, чем желал. Я верю, что все останется так, как есть». В духе собственных утверждений и в полном соответствии с тем, что его жизнь стала упорядоченной и безопасной, он чувствовал, что он «высох» и жизнь потеряла свою силу и интерес. Он был готов к изменениям, хотя не был уверен, будут ли они позитивными.

Благодаря своему участию в группе Эдвард начал осознавать, что он имеет множество возможностей, гораздо больше, чем он думал вначале. Совершенно одинокий, он обвинял свою жену, троих сыновей и дочь в том, что он мог сменить работу и зажить так, как ему хотелось бы. Он, конечно, избегал принятия ответственности за свои проблемы, сосредоточив свою жизнь на том, чего от него ожидала семья, и не размышляя, соотносится ли это с его желаниями.

Другие члены группы и я подвели Эдварда к тому, чтобы он поразмыслил о тех изменениях, которые он хотел бы произвести в своей жизни. Я задавал ему вопросы вроде таких: «Если бы вы продолжали жить так же, как и сейчас, без каких-либо изменений, что бы вы почувствовали? Представьте, что ваша семья захотела бы изменить свой жизненный стиль в соответствии с вашими желаниями. Чем бы ваша жизнь отличалась от теперешней спустя год? Спустя пять лет? Какие шаги вы можете предпринять сегодня, чтобы добиться некоторых изменений, которых вам хотелось бы? Что не позволяет вам сделать эти шаги?»

Другое измерение экзистенциального подхода состоит в том, чтобы помочь людям встретиться лицом к лицу с их жизненной ситуацией и отношением к жизни. Например, Эдвард может осознать, что он чувствует себя комфортно благодаря тому, что выбирает рутину и убеждает себя в том, что это все, что есть в жизни или, по крайней мере, все, что он способен от нее получить. Находясь на позициях экзистенциальной философии, групповой консультант и Эдвард могут вместе поработать над его проблемой и увидеть, как он избегает своей свободы, определяя себя в статичных терминах (Russell, 1979). Ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1990а), напоминает нам о нашей уверенности в том, что наша жизнь настолько определяется ситуацией, что у нас не остается места для реального выбора. Однако, как только наступает кризис, он обеспечивает нас прямо противоположными доказательствами. Безопасность внутри группы позволяет ее членам, подобным Эдварду, исследовать смысл кризиса как источника новых возможностей и открытия старых, которые были забыты. Экзистенциально ориентированный групповой консультант может помочь Эдварду встретиться с реальным процессом распада, который, собственно, и происходит. Если он однажды осознает используемые им способы самообмана и увидит, что он выбирает почивание на лаврах, он может принять соответствующее решение и изменить ситуацию.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА

С экзистенциальной точки зрения тревога — это переживание свободы, а не нечто, что должно быть преодолено или вылечено. Тревога — это результат выбора, который осуществляется без четкого руководства, без знания того, каков будет исход, и понимания той ответственности, которую мы несем за обстоятельства наших действий. По словам датского философа Серена Кьеркегора (1813—1855), экзистенциальная тревога — это «головокружение от свободы». В контексте группы мы будем и желаем чувствовать тревогу! На каком-то уровне мы знаем, что открытие в себе новых измерений нередко требует смерти старых частей нашей личности. Знание о том, что для начала роста мы должны сменить привычные и безопасные способы на нечто новое и неизвестное, уже само по себе является источником тревоги.

С точки зрения ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1988, 1990а, 1991), экзистенциальная тревога основывается на жизни с полным осознанием. Смелость жить полно требует принятия реальности смерти и тревоги, связанной с неопределенностью. Несмотря на то что мы можем не приветствовать эту тревогу, это цена, которую мы должны заплатить за то, чтобы стать теми, кем мы можем и должны стать. Некоторые люди притупляют свою чувствительность, пытаясь избежать тех вызовов, которые бросает им жизнь, другие ищут различные способы уменьшения своей тревоги. И все же под маской, которая порождается попытками приспособиться, под спокойной и гладкой поверхностью своей жизни, люди переживают тревогу, которая продолжает ужасать их. Парадоксально, но именно это является источником трансформации.

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Бьюдженталь (Bugen-tal, 1978) описывал терапевтическую работу с экзистенциальной тревогой как удаление защит, подобное чистке лука. Ядром терапии является приход клиента к тем глубинным, основополагающим условиям человеческого бытия, которые прямо связаны с переживаемой им тревогой. Этот источник экзистенциальной тревоги можно обнаружить и проработать в ходе терапии, что включает в себя осознание нашей отдалѐнности и нашей потребности быть с другими, нашей вины за неаутентичную жизнь, враждебности вселенной и отсутствие смысла жизни, тяжесть ответственности, связанной с выбором,"и наш страх смерти и небытия. По мере прогресса в терапии и уменьшения сопротивления клиенты часто болезненно осознают, как много энергии они положили на утверждение и поддержание идеализированного образа себя, который в принципе недостижим. Они также видят, что должны оставить эти статичные представления о себе, ведущие их к ограниченному существованию. Как только клиент отказывается отложных ролей, он может привнести в жизнь новое качество, Смерть устаревшего и нефункционального в нас открывает пространства для новых переживаний, нового опыта. И все же этот процесс обычно провоцирует возникновение тревоги, и клиент нередко скатывается на старые способы существования, которые более привычны.

В экзистенциальной групповой терапии членам группы помогают прийти к пониманию парадоксальности существования: жизнь не может существовать без смерти, успех преходящ и непрочен, мы обречены на свободу, мы ответственны за мир, который не выбирали, мы должны делать выбор, и эти выборы принимаются перед лицом сомнений и неопределенности. По мере того как члены группы осознают реальность рождения и смерти, они будут вступать в соприкосновение с болью и страданием, потребностью бороться за выживание и со своими ошибками и тревогой. Таким образом, тревога — это индикатор того, что происходит в группе, особенно когда ее члены исследуют способы, благодаря которым они погружаются в чрезмерный комфорт и строят свою жизнь таким образом, чтобы замаскировать и спрятать от себя свою незащищенность и тревогу. Ван Дерзен-Смит (van Deursen-Smith, 1991) утверждает, что основной целью экзистенциальной терапии является не создание иллюзии о легкости и простоте жизни, а вселение смелости в клиента, чтобы он мог стать более восприимчивым к осознанию источника своей тревоги и беззащитности и научился жить с ней. Встреча с экзистенциальной тревогой требует формирования нового взгляда на жизнь как на приключение, а не как на существование в безопасности стен, которые дают мнимую защиту. Она пишет об этом так: «Мы должны задать себе вопросы и отмести легкие, привычные ответы, открыв себя тревоге, которая вернет нас к жизни на более реальном и глубоком уровне» (р. 46).

Для группового консультанта важно осознавать экзистенциальную тревогу как нечто, обеспечивающее рост, и найти в себе смелость встретиться лицом к лицу с собственной тревогой и глубоко исследовать ее. Следующий шаг заключается в получении согласия членов группы на действие. Благодаря поддержке консультанта и других участников группы индивид может начать исследование неизвестных путей и открытие в себе новых измерений. Этот поиск может привести к усилению тревоги, но, если человек находится в процессе роста, он знает, что от тревоги не следует избавляться, что это та цена, которую мы должны заплатить, чтобы разрушить застывшие представления о мире и нашем существовании. Бьюдженталь (Bugental, 1997) считает, что основная функция терапевта заключается в устранении тех способов, с помощью которых клиент ограничивает свое осознание, и в обучении обходиться без этих ограничений.

ПРИМЕР. Большую часть своей жизни Знн позволяла другим принимать решения за себя. Она некритично принимала религиозные ценности своих родителей и стала зависимой от церкви, которая также принимала решения вместо нее. В этот момент ее жизни в ней началась борьба между этими ценностями и стремлением к внутреннему росту. Благодаря своей работе в группе она стала все более явно осознавать", что, если она хочет расти, она должна принять на себя ответственность за осуществляемый выбор. Энн решила обратиться к себе, чтобы получить силу и руководство. Это решение поставило ее лицом к лицу с сильной тревогой. Она постоянно спрашивала себя: «Правильно ли я поступаю? А что, если то решение, которое я принимаю сама, окажется неправильным, ошибочным?»

Энн потребовалось некоторое время, чтобы начать доверять себе, и еще больше, чтобы отказаться от потребности во всем полагаться на чей-то авторитет, чтобы чувствовать себя в безопасности. Ее система ценностей немного изменилась, хотя некоторые остались теми же. Сейчас Энн чувствует, что это ее ценности. Она осталась в своей религии, но на новом основании — она приняла эту религию, она стала ее религией. Иногда к Энн приходило новое чувство — чувство собственной силы, восхитительное чувство того, что она определяет течение своей жизни, даже несмотря на то что она по-прежнему сталкивается с проблемами и конфликтами. Конечно, она чувствовала бы себя более комфортно, если бы продолжала жить под внешним руководством. И все же,-когда Энн осознала, что позволяет другим принимать большую часть решений вместо себя, она увидела, каким способом теряет контроль над своей жизнью. Выбрав себя, она не перестала ощущать тревогу, связанную с полным отсутствием гарантий, что поступает правильно.

Задача экзистенциальной терапии заключалась в том, чтобы научить Энн правильно понимать свою тревогу, с которой она столкнулась, как только осознала, что ответственна за принятие решений о том, какой ей быть. Когда Энн осознала, что уже не может жить по-старому, она поняла, что новый путь труден, потому что в нем отсутствует комфортное и ясное представление о том, как надо действовать.

 

СМЕРТЬ И НЕБЫТИЕ

Экзистенциалисты рассматривают смерть как важнейшую составляющую понимания смысла и цели жизни (Heidegger, 1962). Жизнь имеет смысл, прежде всего, потому, что она должна закончиться, настоящее драгоценно, потому что это все, что мы имеем (May, 1983). Наша природа такова, что мы чувствуем необходимость сделать что-то в своей жизни, сделать выбор между тем, чтобы постараться стать человеком, которым мы можем стать, или позволить своей жизни усыпить нас и запоздало осознать, что мы никогда по-настоящему не жили. Ялом (Yalom, 1980) так пишет об этом:

Смерть и жизнь взаимозависимы: несмотря на физическую смерть, разрушающую нас, идея смерти спасает нас. Осознание смерти помогает ощутить остроту жизни, радикально изменяет жизненную перспективу и переводит человека от жизни, сопровождающейся озабоченностью, спокойствием и мелочной тревогой, к более аутентичным способам существования (р. 40).

Человек, как единственное творение с сильным переживанием будущего, нуждается в осознании конечности своей жизни, которую Хайдеггер (Heidegger, 1962) назвал «чувством возможного». Поскольку многие из нас боятся встретиться с реальностью собственной смерти и тревогой, сопровождающей это знание, мы должны попытаться вывести осознание на новый уровень реальности. Но ценой за эту попытку вступить в противостояние с небытием будет страх. По словам Мэя (May, 1961): «Ценой, которую мы платим за отрицание смерти, становятся неопределенная тревога и самоотчуждение. Для полного понимания себя человек должен встретиться со смертью, осознав личную смерть» (р.65). Франкл (Frankl, 1963) соглашается с ним и добавляет, что важно не как долго мы живем, а как мы живем, поскольку именно это определяет смысловую насыщенность и качество нашей жизни. Вонтресс (Vontress, 1996) предполагает, что консультант должен донести до клиента тот факт, что мы смертны: «Консультирование — это встреча людей, когда консультант принимает клиента как попутчика, подверженного, как и он, неизбежной смерти» (р. 161). Вонтресс подчеркивает, что люди всего мира отправляются в долгое путешествие, чтоб ощутить жизнь и найти смысл. Смертность человека — это катализатор, который придает жизни смысл.

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Осознание смерти и тревоги имеет большое значение для группового консультирования. Полноценная жизнь вместо простого существования — это тема, чрезвычайно популярная во многих группах. Я ввожу эту тему, чтобы поощрить членов группы к тому, чтобы они честно задали себе вопрос о том, что они думают о своей жизни. Я прошу их ответить на этот же вопрос так, как если бы они знали о том, что вот-вот умрут. Различаются ли эти ответы? Принимали ли они решения, которые так и не были выполнены? Пропустили ли они возможности для изменения, которые предоставляла им жизнь? Вспоминая о незавершенных делах, участники группы могут прийти к осознанию того, что они жили совсем не так, как хотели жить, и они могут определить причины, которые привели их к столь неудовлетворительному существованию. Некоторые говорят о том, что символическая смерть позволяет им войти в соприкосновение со своей жизнью, испытать интерес к работе и отношениям с людьми.

Я обнаружил, что очень полезно распространять и расширять понятие физической смерти на другие виды смерти. Хотя мы живы физически, мы можем быть мертвы или умирать в некоторых важных областях своей жизни. Возможно, мы окаменели и больше ничего не чувствуем или играем мертвые роли. Мы можем потерять интерес, интеллектуальное любопытство и умение удивляться жизни. Возможно, наши отношения со значимыми для нас людьми характеризуются рутиной и безжизненностью. Мы можем потерять смысл. В действительности окончание работы группы тоже является «мягкой» разновидностью смерти. Группе полезно осознать те области жизни, которые истощились, утратили свою новизну, и попытаться понять, что можно сделать, чтобы изменить это и оживить их.

Процесс изменений всегда предполагает маленькую смерть, предвосхищающую рождение нового. Процесс роста требует того, чтобы мы отказались от привычных способов существования. Мы должны пережить период умирания, момент потери, чтобы двигаться вперед и устанавливать новые способы существования. Группа предлагает безопасное место, где можно выразить эту грусть, исследовать амбивалентные чувства, которые сопровождают любые изменения, и поэкспериментировать с новыми способами существования. ПРИМЕР. В книге «Я никогда не знал, что у меня есть выбор» (G. Corey & М. Corey, 1997) я обсуждаю понятие свободы в смерти, которое подразумевает, что, даже умирая, мы все же обладаем выбо->. ром — мы можем выбрать, как мы хотим встретить смерть, как мы справимся с тем, что ожидает нас. Мой друг и бывший член группы Джим Морлок умирал. Он позволил мне использовать его настоящее имя и поделился некоторыми значимыми моментами.

Джиму было 25 лет. Он был полон жизни, и казалось, что его ждет блестящее будущее, когда он обнаружил, что у него редкая форма рака. В группе Джим рассказывал о своем страхе перед смертью и выражал свою злость по поводу того, что случилось, ведь он не мог сделать всего того, что хотел, потому что ему осталось жить совсем немного. Он выразил это так: «Я наконец понял, что я многое могу дать, что способен любить. Я хочу, чтобы все было как раньше, и я смог наслаждаться общением с теми людьми, которые меня любят».

Его собственный дар и активный интерес к жизни, его участие в консультировании и опыт участия в группе помогли Джиму смело встретить свою смерть и придать ей смысл. Даже после того как он узнал, что болезнь перешла на терминальную стадию, он»,продолжал посещать курсы в университете, поскольку ему нравилось общаться с этими людьми. Он решил не оставаться в больнице и не проходить химиотерапию, прежде всего потому, что он не хотел продлевать свою жизнь, если не сможет прожить ее полноценно. Джим сделал выбор и впустил в свою жизнь бога, что помогло ему обрести покой. Он сделал многие вещи, которые хотел сделать в своей жизни, он всем своим поведением утверждал активный интерес к жизни и миру вокруг него.

Больше чем все, кого я когда-либо знал, Джим заботился о незавершенных делах. Он сказал все, что он хотел сказать своей семье и своим близким друзьям, и сделал все приготовления к собственным похоронам и заупокойной службе, даже попросив мою жену сказать на ней несколько слов.

Джим показал мне, что способ умирания не отличается от способа жизни, и благодаря ему я узнал много нового не только о смерти, но и о жизни. Незадолго до смерти Джим сказал мне, что он не сожалеет о том, что прожил такую короткую жизнь, потому что свои 25 лет он прожил гораздо полнее и насыщеннее, чем многие люди, дожившие до пожилого возраста. Он также сказал, что, даже когда мы не можем выбирать смерть, мы можем выбирать свое отношение к ней.

 

ПОИСК СМЫСЛА

Борьба за чувство значимости и цель в жизни — это отличительная черта человечества. Мы ище'м смысл и идентичность, мы задаем экзистенциальные вопросы: «Кто я? Куда я иду и зачем? Почему я здесь? Что придает моей жизни цель и смысл?» Для экзистенциалистов жизнь не имеет позитивного смысла сама по себе, создание смысла — это наша задача. Вонтресс (Vontress, 1996) убеждена, что люди пытаются понять жизнь. Мы отправляемся в путешествие, чтобы обрести смысл нашего существования в этом мире. Вступая в борьбу с миром, который часто кажется бессмысленным и даже абсурдным, мы обращаемся к предельным ценностям, открываем в себе новые грани, пытаемся уладить конфликты и примирить противоречия. Поступая так, мы создаем смысл.

Франкл посвятил свою карьеру развитию экзистенциального подхода к терапии, основанного на роли смысла жизни. Он считает, что главная забота человека — это открытие смысла, который придает направление его жизни. На основе своей клинической работы и исследований Франкл заключил, что отсутствие смысла является основным источником экзистенциального стресса и тревоги в наше время. Он рассматривал экзистенциальный невроз как переживание бессмысленности. Многие люди приходят на терапию, поскольку ощущают экзистенциальный вакуум, чувство внутренней пустоты, которая появляется в результате неразрешенности проблемы смысла. Таким образом, согласно Франклу, терапия должна помочь клиенту открыть смысл своей жизни.

Существует много способов открытия смысла — через работу, любовь, страдание, через действия для других. Согласно Франклу (Frankl, 1963), терапевтическая функция заключается не в том, чтобы сказать клиенту, какой конкретный смысл должен быть им принят, а в том, чтобы помочь пациенту найти свой смысл. Он убежден, что даже страдание может быть источником роста, и, если мы найдем в себе смелость пережить наше страдание, мы обнаружим, что оно имеет смысл. Страдание может быть превращено в достижение, если мы сможем встретить его лицом к лицу. Сталкиваясь с болью, отчаянием и смертью и пытаясь понять, какой смысл они несут, мы превращаем негативные стороны в триумф жизни, победу смысла.

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Для группы весьма обычным является исследование проблемы смысла и тех ценностей, которые потеряли свой смысл для нас. Многие участники группы беспокоятся, поскольку они потеряли старые ценности, но не обрели новые. Некоторые люди живут, руководствуясь системой ценностей, которую они никогда не пытались осмыслить: Ее просто вложили в них, а они приняли ее в себя. Другие теряют свою идентичность, подчиняясь социальной морали. Эти проблемы всегда проявляются в группе, когда возникает давление, вынуждающее соответствовать ожиданиям Других.

Одной из задач терапевтического процесса является столкновение клиента с тем фактом, что он живет, руководствуясь чуждыми ему ценностями, которые не вносят смысл в его существование. Мы можем не нести ответственности за приобретение ценностей, которые не помогают нам в нашем движении к смыслу, но мы, безусловно, несем ответственность за то, что мы цепляемся за них и не пытаемся найти им замену. Ниже представлены некоторые полезные вопросы, которые могут быть исследованы в ходе сессии.

• Нравится ли вам, как течет ваша жизнь? Если нет, что вы делаете с этим? • Какие аспекты вашей жизни удовлетворяют вас больше всего?"

• Что препятствует вам в осуществлении того, чего вы хотите?

Благодаря поддержке группы участники могут найти в себе силу для создания собственной системы ценностей, которая соответствует их способу бытия. Этот процесс скорее всего породит тревогу, по крайней мере временную, которая будет касаться отсутствия ясных, безусловных ценностей. Работа консультанта заключается в том, чтобы напомнить членам группы о развитии доверия к себе, которое необходимо, чтобы заглядывать в себя, открывать свои собственные ценности и жить в согласии с ними. Это трудный и долгий процесс, который требует терпения и настойчивости.

ПРИМЕР. Присцилла обладала мощной традиционной системой ценностей и никогда не пыталась критично переосмыслить их. Она хотела быть «настоящей леди» все время, как если бы ее родители стояли позади нее. Когда Присцилла делала то, что, по ее мнению, не одобрили бы ее родители, ей казалось, что она «слышит голос матери и голос отца», которые говорят ей, что она должна делать и что она должна чувствовать. Участвуя в различных групповых упражнениях, Присцилла «становилась» своими родителями и читала нам лекции о том, как мы должны изменить свой образ жизни.

Я убедил ее действовать так, как если бы она не имела выбора и должна была оставаться приятной и настоящей леди (точно такой, какой ожидали видеть ее родители), и попросил ее сохранять такую манеру поведения в течение нескольких сессий. После этого она сказала, что это «делало ее больной», ей не нравилось быть постоянно готовой к согласию, ей не нравился подобный конформизм. Она решила, что должна измениться, и неважно, насколько сложной окажется эта задача. Несмотря на то что Присцилла продолжала испытывать уважение к некоторым из тех ценностей, которые она переняла дома, она хотела обрести свободу в общении с другими людьми и не испытывать чувство вины. Ее работа в группе и за ее пределами позволили ей выработать собственную систему ценностей — ценностей, которые были значимы для нее и позволяли ей жить, согласно собственным ожиданиям, а не под влиянием других людей.

 

ПОИСК АУТЕНТИЧНОСТИ

Теолог Пол Тилич (Tillich, 1952) использовал фразу «смелость быть», чтобы выразить дух утверждения себя и своей жизни. Открытие, творчество и самоутверждение лежат в основе нашего бытия, и наше стремление к ним никогда не угасает.

Ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1988) предполагает, что аутентичное существование — это скорее процесс, чем результат. Жить аутентично — значит делать то, что кажется нам стоящим. Если выразить эту мысль коротко, это значит, что мы честны с собой. Этот тип существования порождает глубокое чувство внутреннего мира, и все же аутентичность не так проста. Только когда мы прекращаем попытки удалить из своей жизни все парадоксы, мы действительно можем жить, напоминает нам ван Дерзен-Смит.

Она считает, что «земля — это место, находящееся между небесами и адом, где есть и большая боль, и большая радость и где немного мудрости может изменить все» (р. 238).

Когда мы ведем аутентичное существование, мы находимся в процессе становления той личности, которой мы можем стать. Жить аутентично означает знать и принимать свою ограниченность. Одна хорошо известная молитва предлагает превосходный пример такого знания и его принятия: «Боже, дай мне безмятежности, чтобы принять вещи, которые я не могу изменить, смелости, чтобы изменить то, что я могу, и мудрости, чтобы отличать одно от другого».

Интересна цитата из Гете, которую часто использует Франкл: «Если мы принимаем человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже, но если мы принимаем его таким, каким он должен быть, мы помогаем ему стать тем, кем он может быть». Франкл видит задачу терапевта именно в этом: умение бросить вызов клиенту, чтобы он открыл свою аутентичность и полноту жизни. Его логотерапия, работающая с высшими измерениями человеческого духа, обеспечивает вдохновением для продолжительного поиска смысла, необходимого для аутентичного существования. Суть подобного определения себя была превосходно отражена в изречении, которое я прочел в одной церкви на Гавайях: «То, что ты есть, — это дар господа; то, что ты сделаешь из себя, — это твой дар ему».

Те люди, которые обычно игнорируют свой внутренний мир, погружаются в конформизм и теряют себя, растворяясь в ценностях и стандартах, установленных другими. Одним из страхов, которые наиболее часто выражаются в группе, это страх людей перед тем, что если они честно посмотрят на себя, то обнаружат, что они пусты. Поэтому они боятся снять маски, ведь если сделать это, дороги назад не будет.

С отсутствием аутентичности в жизни тесно связано понятие вины. Экзистенциальная вина появляется из чувства незавершенности и понимания того, что мы смотрим на мир чужими глазами. Потеря чувства бытия превращается в психологическое заболевание. Мы ощущаем пустоту своей жизни в той степени, в какой мы позволяем другим людям строить нашу жизнь вместо нас.

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Группа обеспечивает мощный кон-

текст, для того чтобы посмотреть на себя, определить, в какой степени человек является полноценно живущей личностью или всего лишь отражает ожидания других, и рассмотреть те выборы, которые могут быть сделаны, чтобы восстановить потерянную аутентичность. Члены группы могут открыто делиться своими страхами, связанными с неполнокровной жизнью, и приходить к пониманию того, каким способом они нарушают свою целостность. Группа предлагает множество возможностей, для того чтобы начать изменения. Члены группы могут постепенно раскрывать способы, с помощью которых они потеряли управление своей жизнью, и стать более откровенными с собой. Они понимают, что никто другой не сможет дать им простых ответов, которые помогли бы решить все проблемы. Естественно, консультант не должен предлагать простых и готовых решений, поскольку они не помогут человеку восстановить свою аутентичность.

ПРИМЕР. Марта (ей 45) посвятила большую часть своей жизни семье, что характерно для многих женщин, посещавших мои группы и мастерские личностного роста. Большую часть своей жизни Марта была зависима от роли матери, жены и домохозяйки, которые и были источником ее идентичности. Когда ее дочь и сын закончили школу, колледж и наконец покинули дом, она все чаще стала задавать себе вопрос: «На что я потратила большую часть своей жизни? Кто я, если не считать тех ролей, за которые я всегда чувствовала свою ответственность. Что я хочу сделать за то время, которое мне осталось?»

Марта вернулась в университет и получила ученую степень, она критически пересмотрела свою жизнь, и перед ней открылось множество дверей. Она участвовала в нескольких проектах, которые помогли обогатить ее жизнь, включая работу с престарелыми. В ходе своей программы обучения Марта посетила несколько интенсивных курсов личного роста, которые дали ей возможность заявить и обсудить такие вопросы, как «Имею ли я смелость, для того чтобы создать новую идентичность? Смогу ли я противостоять давлению семьи, которая хочет видеть меня такой, какой я была? Могу ли я давать любовь, заботу и знания не только другим, но и себе?». Эти вопросы показывают рост сознания Марты. Она хотела соответствовать своим представлениям о себе, она хотела вести аутентичное существование. Вопросы, которые задавала себе Марта, показывают, что она знала о тех сомнениях и трудностях, которые несет в себе выбор, и знала, что должна принимать решения сама.

 

ОДИНОЧЕСТВО И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

Экзистенциалисты считают, что мы абсолютно одиноки, что только мы можем придать смысл своей жизни, задавать вопросы и находить ответы и решать, как нам жить. Поскольку осознание нашего одиночества может пугать, некоторые из нас пытаются избежать этого знания, вступая в отношения с другими людьми и развивая беспорядочную активность, надеясь, что это избавит от страхов и отчаяния.

Но мы можем выбрать переживание нашего одиночества и попытку обнаружить смысл и направление внутри себя. Только если мы сделаем этот выбор и утвердимся в нашей идентичности, мы сможем искренне и прямо взаимодействовать с другими. Прежде чем встретиться с другими, мы должны остаться наедине с собой и принять свое одиночество.

Мы, все наше существование построено на парадоксе: мы одиноки и в то же время тесно связаны с другими людьми. Мы социальны, и наша человечность реализуется в межличностных отношениях, в которые мы вступаем. Мы стремимся к близости, надеемся стать значимыми фигурами в мире другого человека и хотим, чтобы в нашем мире был кто-то важный и нужный. Но в конечном итоге мы остаемся одинокими и должны черпать силы в себе, а наши отношения с другими чаще основаны на депривации, а не на полноценном взаимодействии.

ПРИМЕНЕНИЕ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Участники группы получают возможность взаимодействовать на новом уровне, учась быть собой с другими людьми и обнаруживая в этих отношениях силу и смысл. Они также понимают, что только в себе они могут найти ответы о смысле своей жизни.

Дружба, которая нередко завязывается между участниками группы, тоже ценна, поскольку учит людей тому, как относиться к другим людям за пределами группы. В группе клиенты узнают, что у других нередко возникают те же трудности, что и у них, и это объединяет. Несмотря на то что они принимают свое экзистенциальное одиночество, они осознают, что не одиноки в своей борьбе, в своих стремлениях и трудностях, что другие тоже отваживаются заглянуть внутрь себя и утвердить собственную идентичность.

ПРИМЕР. Случай Зейка показывает, что человек может находиться с другими и в то же время быть чрезвычайно одиноким. В ходе групповой сессии Зейк сказал, что он чувствует стену между собой и другими членами группы,.и описал себя как «наблюдателя, который видит происходящее из другого места». Я спросил его, готов ли он провести эксперимент и действительно отделиться от группы, понаблюдав за нами со стороны. Он согласился покинуть комнату, сесть на балконе и наблюдать, что происходит в комнате через окно. Я попросил его отмечать, что он думает и чувствует, когда сидит там и наблюдает. Он вернулся в группу, когда был готов говорить о том, что пережил, сидя по ту сторону окна.

Когда он вернулся, Зейк сказал, что впервые осознал, насколько безопасно он чувствовал себя в роли наблюдателя, но ему не понравилась эта роль, и он захотел изменить что-нибудь. Я спросил его, мог бы он повернуться к каждому человеку, сидящему в группе, и завершить два предложения: «Я могу отгородиться от тебя, сделав (поступив) так-то» и «Я могу стать ближе к тебе, если сделаю (поступлю) так-то». После того как он сделал полный круг, Зейк описал обстоятельства и условия, при которых он чувствует себя одиноким, даже если вокруг множество людей. Он сказал о своем желании достигнуть близости и о своем страхе сближения с людьми. Его работа в группе усилила его попытки отделиться от других, что в результате привело к желанию измениться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: