Роль и функции группового консультанта

В отличие от многих других групповых подходов, экзистенциальная модель делает больший акцент на переживаниях клиента в настоящий момент, чем на использовании конкретного набора техник. Мэй (May, 1983) подчеркивает, что техники идут вслед за пониманием. Это означает, что первичная забота терапевта — быть с клиентом и понять его субъективный мир. Терапевтические техники подчиняются логике путешествия в понимание. В этом подходе нет «правильных» техник, поскольку задача состоит в достижении встречи между терапевтом и клиентом. Благодаря тому что экзистенциальный групповой консультант свободен в выборе техник из других подходов, он не связан необходимостью использовать конкретные техники.

С точки зрения экзистенциализма терапия — это партнерство и риск, разделенный между терапевтом и клиентом. Развивая партнерские отношения, терапевт сосредоточивает свое внимание на человеческой стороне отношений, на встрече двух личностей. С точки зрения экзистенциалистов, терапевт должен привнести в работу свою субъективность, и важно, чтобы он демонстрировал свое присутствие, если хочет развить эффективные рабочие отношения со своим клиентом. Основная роль экзистенциального терапевта заключается в создании терапевтического альянса, поскольку предполагается, что такие отношения сами по себе породят изменения. Бьюдженталь (Bugental, 1997) утверждал: «Главная функция психотерапевта — обнаружить те способы, посредством которых клиент ограничивает свое осознание (сопротивление), и цену подобных ограничений» (р. 191). Атмосфера, подходящая для изменений, не сложится, если консультант придерживается ограничивающих объективных интерпретаций, психологически отстраняется от группы, как бы отсутствует в ней, и является просто умелым, квалифицированным, но «внеличностным» техником. Бьюдженталь (Bugental, 1987) прекрасно выразил эту мысль:

 

Терапевтический процесс — это могучая сила, которая наполняет энергией и поддерживает в ходе долгой, сложной и зачастую болезненной работы по изменению жизни. Терапевт в этом случае выступает не в роли незаинтересованного техника-наблюдателя, но в качестве полноправного компаньона клиента. Очевидно, что мои взгляды противоречат традиционному представлению о терапевте как об умелом, но объективном руководителе терапевтического процесса (р. 49).

 

Экзистенциально ориентированный групповой консультант может свободно извлекать техники из любого другого подхода. Вонтресс (Vontress, 1996) использует выражение «сократический диалог», чтобы описать целостную стратегию воздействия, которая одновременно затрагивает психологическое, социологическое, физическое и духовное измерения человеческого существования. Отвергая термин «эклектика», Вонтресс иногда использует в ходе одной сессии феноменологические, когнитивные, поведенческие и психоаналитические инсайты.

Ван Дерзен-Смит (van Deursen-Smith, 1990а) отмечает, что экзистенциальный подход хорошо известен благодаря своей антитехнической ориентации. Она подчеркивает важность усиления открытости и глубины в жизни самого терапевта, что позволит ему погрузиться в темные воды знания вместе с клиентом и не отстать от него. Она пишет, что терапевт, который полностью психологически доступен для своих клиентов в то время, когда они исследуют свои глубинные проблемы, рассматривает свое бытие как объект для изменений. И члены группы, и консультант погрузятся в терапию, если позволят себе прикоснуться к жизни. Изменения начинаются не только благодаря отношениям с терапевтом, но и благодаря отношениям с другими членами группы. Таким образом, основная роль консультанта заключается в развитии значимых отношений между участниками группы. Это можно сделать, позволив им сосредоточиться на экзистенциальном содержании и обеспечив обстановку, в которой это содержание можно полноценно исследовать. Терапевтическая общность, представленная таким образом, основывается на взаимно разделяемых стремлениях. Члены группы договариваются вступать в конфронтацию друг с другом в том, что касается их неиспользованного потенциала и неаутентичного поведения, и поддерживать друг друга в общем стремлении открыть дверь в себя.

Консультант задает тон группе, но не предлагая техники и делая что-то, а благодаря бытию и становлению другого. Муллан (Mullan,.1978) описывает, как вызов, который бросает групповой консультант, стимулирует личностные изменения в членах группы (включая изменения в мышлении, чувствах и поведении). Групповая сессия старается избегать тех традиционных путей, посредством которых клиент видит и трактует мир. Когда его статус-кво пошатнется, он сможет получить шанс встретиться с собой и измениться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: