Оценка экзистенциального подхода

ВКЛАД И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПОДХОДА

С концептуальной точки зрения я ценю многие черты экзистенциального подхода и встраиваю его в свою практику. Я работаю на основе предположения о том, что люди обладают способностью увеличивать свое осознание и в результате получать большую свободу выбора. Я разделяю взгляды экзистенциалистов в том, что нами не управляют инстинкты, мы не просто продукт условий. Я основываю свою работу с группой на предпосылке, что люди не остаются жертвами прошлого или жертвами внешнего мира и что они обладают силой принимать решения и действовать. Ваша жизнь — это ваша собственная жизнь, а не отражение ожиданий других. Для меня это предположение имеет применение для широкого спектра различных жертв — насилия, избиений, преступлений и других форм насилия. Несмотря на то что согласен с тем, что люди могут быть жертвами внешних сил и обстоятельств, я также верю, что экзистенциальный подход может помочь таким людям восстановить себя и достичь чувства силы и больше не оставаться жертвами.

Я ценю экзистенциальный подход, поскольку он возвращает внимание людей к главному и обращается к центральному вопросу о том, что значит быть человеком. Этот подход гуманизирует терапию, снижая вероятность того, что она превратится в механистический процесс в руках техника. Я особенно ценю внимание к терапевту, к тому, что он должен быть полностью (личностно, человечески) представлен в терапевтической встрече. Это полноценное присутствие подразумевает доступ к собственным чувствам и способность выражать их соответствующим образом и вовремя. Бьюдженталь (Bugental, 1987) утверждает, что приближение клиента к самой сути жизненных проблем, с которыми мы боремся, возможно через заботу, сензитивность и психологическое присутствие терапевта. Если терапевт по-человечески не вовлечен в свою работу, его клиенты не получат поддержку в болезненной и страшной конфронтации с собой, которая необходима, для того чтобы достичь изменений.

Этот подход подтолкнул меня как терапевта к тому, чтобы внести в терапию свои переживания и себя как человека. Я не могу помочь клиенту встретиться с его собственным содержанием без того, чтобы сделать то же самое в своей жизни. Моя готовность оставаться открытым для своих стремлений, своей борьбы определяет ту степень, в которой я могу оказывать значимое и позитивное влияние на клиентов.

Важным вкладом экзистенциального подхода является представление о том, что техника должна следовать за пониманием. С моей точки зрения, это положение снимает опасность злоупотребления техникой. Слишком часто консультант использует техники просто для того, чтобы в группе что-нибудь происходило. Когда мы сосредоточиваемся на понимании мира участников, консультант в первую очередь должен быть озабочен раскрытием той борьбы, которая идет в других членах группы, и лишь затем обращаться к техникам, которые помогут им успешнее справляться со своими трудностями. Экзистенциально ориентированный групповой консультант может заимствовать большую часть техник из тех подходов, которые описаны в этой книге. Ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1990а) согласна с тем, что экзистенциальную работу можно сочетать с психоаналитической, психодраматической, клиент-центрированной и гештальттерапией. Вонтресс (Vontress, 1996) также отмечает, что все основные психологические модели можно интегрировать в рамках экзистенциального подхода.

Несмотря на то что я имею серьезную экзистенциальную подготовку, я применяю широкий спектр техник, заимствованных из других подходов. Я думаю, что не только подходы, ориентированные на отношения и переживания, могут быть совместимы с экзистенциальной ориентацией, но также что когнитивно-поведенческая терапия, адлерианцы, транзактный анализ, поведенческая терапия и терапия реальностью могут Продуктивно использоваться наряду с экзистенциальными основаниями.

 Ван Дерзен-Смит (van Durzen-Smith, 1990а) расценивает клиентов и их проблемы в русле экзистенциальной ориентации, рассматривая их как тех, кто заинтересован в проработке своих жизненных проблем. Этот подход, безусловно, подходит людям, которые чувствуют, что от-чуждены от ожиданий, которые диктует общество, или ищут смысл в своей жизни. В рамках этого подхода обычно работают с людьми, которые находятся на перепутье, помогая им приспособиться к изменению обстоятельств, таких, как тяжелая утрата или потеря работы. Ван Дер-зен-Смит убеждена, что экзистенциальная терапия наилучшим образом подходит к работе с теми, кто готов к изменению своего статус-кво в этом мире. Она полезна для тех людей, которые испытывают предельные переживания: для тех, кто умирает, для тех, кто проходит через ситуационный кризис или кризис развития, для тех, кто начинает в жизни новую фазу.

Бьюдженталь и Брак (Bugental & Bracke, 1992) пишут, что ценность и жизненная сила подхода зависят от его способности помочь клиенту справиться с источником боли и неудовлетворенности в своей жизни. Они утверждают, что экзистенциальная ориентация отлично подходит для того, чтобы предложить значимую помощь человеку, который переживает утрату понимания основополагающих моментов своего бытия. Кушман (Cushman, 1990) писал о пустом «я», о тех, чья внутренняя пустота появилась вследствие неумения слушать свой внутренний голос или доверять своему внутреннему чувству. Эта пустота проявляется несколькими способами: посредством депрессии, отсутствием цели в жизни, отсутствием ясных приоритетов, через пристрастие к еде или наркотикам и т.д. Многие члены группы признаются, что они чувствуют дыру в своей жизни, и, даже если они пытаются заполнить образовавшуюся пустоту, их попытки оказываются безуспешными. Пока они не столкнутся со своими страхами и источником, который блокирует их способность к полноценной жизни, они, вероятнее, всего, будут предпринимать тщетные усилия для подавления и ограничения той боли, которую порождает внутренний голос. Экзистенциальная группа может стать инструментом для поощрения членов группы к встрече с неаутентичными аспектами своей жизни.

Существуют некоторые заметные преимущества у работы в группе, в отличие от диадического экзистенциально ориентированного консультирования. Во-первых, экзистенциальное групповое консультирование более полно и обширно, оно включает в себя рассмотрение «мира», в котором живет человек. Одним из наиболее важных миров является Mitwelt, окружение, в контексте которого мы взаимодействуем с другими людьми. От младенчества до старости мы нуждаемся в других и развиваем чувство эмпатии. Мы многое получаем от дружбы с другими людьми и подвергаемся серьезному влиянию продолжительных контактов с ними. Люди, которые научились вступать в отношения с другими, обычно не испытывают трудностей в отношениях с собой. Но прежде чем люди смогут вступать в значимые отношения с другими, они должны узнать себя и находиться в хорошихЪтношеНиях с собой. Межличностная перспектива экзистенциального подхода отлично подходит к этому процессу раскрытия себя (Vontress, 1996).

Экзистенциальная группа может быть либо долговременной, либо краткосрочной. Исследование глубинных уровней человеческого существования — это длительный процесс, но основные концепты экзистенциального подхода могут сформировать основание для создания краткосрочной, структурированной группы. В действительности, если члены группы не чувствуют, что они поняты консультантом и другими, они не почувствуют свободу, необходимую для проработки тех специфических проблем, с которыми они пришли в группу.

Экзистенциальные темы смерти и умирания бросают вызов членам группы, чтобы они исследовали и попытались понять, что они делают со своей жизнью и в своей жизни. Реальность группы, ограниченной во времени, может стать катализатором, стимулировать активность членов группы и более полно вовлечь их в ход сессии. Членам группы можно предложить исследовать и оценить, как они связаны со здесь-и-сейчас аспектом группового опыта. Можно попросить их оценить ту степень, в которой они используют ресурсы, предоставленные группой, и ту степень, в которой они проявляют свою активность. Краткосрочная группа может реально помочь членам группы прояснить свои мысли и помочь им оптимально использовать то ограниченное время, которое есть в их распоряжении, чтобы достичь своих целей.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДХОДА

Многие понятия экзистенциалистов достаточно абстрактны и сложны для применения на практике. Экзистенциальные теоретики, такие как Кьеркегор, Хайдеггер и Сартр, не писали свои работы для групповых консультантов или терапевтов! Экзистенциализм начинался как философское направление, и несмотря на то, что он нашел свое применение в психологии и психиатрии и глубоко вошел в них, философское основание, философская природа все же доминирует в нем. И начинающий, и квалифицированный практик, которые не обладают философским складом мышления, расценивают большинство понятий экзистенциализма как чрезмерно абстрактные, выхолощенные и неуловимые. Даже те групповые консультанты, которые симпатизируют основным идеям этого подхода, иногда не понимают, как их можно применить к практике групповой работы.

Ван Дерзен-Смит (ван Дерзен-Смит, личная беседа, 22 октября 1992) заметила, что не так важно применение экзистенциальной философии, сколько обучение группового консультанта конкретным и практическим жизненным трудностям, которые соотносятся со всем человеческим бытием. Если выразить это другими словами, как только члены группы смогут интегрировать и высказать все то, к чему их привели попытки открыто встретиться со своими трудностями, они будут говорить о том же, с чего начинали философы. Они будут говорить о выборе. В этом смысле экзистенциально ориентированная групповая работа не столько делает что-то с экзистенциализмом, сколько непосредственно соприкасается с жизнью.

Экзистенциальный подход — это не холодные интеллектуальные упражнения. Он, прежде всего, обращается к субъективным феноменам, таким как базовые впечатления, идеи, интуиции и чувства человека. Но, как отметила ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1990а), некоторые экзистенциально ориентированные терапевты стремятся подчеркнуть когнитивные аспекты того, что беспокоит клиента, и некоторые клиенты тянутся к этому подходу, веря, что они смогут избежать прикосновения со своими чувствами, ощущениями и интуитивным знанием. Она предполагает, что хороший экзистенциальный терапевт должен обращаться ко всем уровням человеческих переживаний, веря, что открытое исследование этих аспектов бытия является основой самопонимания.

Вот другие ограничения экзистенциального подхода, которые были определены ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1990а):

• Он не подходит для людей, которые не заинтересованы в исследовании глубинных, базовых оснований и скорее всего не намерены исследовать основания своего существования.

• Не подходит тем клиентам, которые хотят избавиться от конкретных симптомов или ищут конкретный способ разрешения своих проблем, поскольку они не видят ценности этого подхода.

• Экзистенциальный терапевт функционирует в роли консультанта, который может обеспечить клиента поддержкой для встречи с истинными основаниями своей жизни. Для тех, кто смотрит на терапевта как на человека, который должен направлять их, или ожидает увидеть строгого родителя, этот подход может мало что предложить.

• Быть эффективным практиком экзистенциального подхода — это значит быть зрелым человеком, стремящимся к полноте жизненных переживаний, прошедшим интенсивную супервизию и тренинги. Несложно представить, какую опасность представляет терапевт, который имеет весьма смутные представления об этом подходе и обманывает себя и своего клиента, считая, что прикасается к истинной мудрости.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С МУЛЬТИ-

КУЛЬТУ РАЛ ЬНОЙ ПОПУЛЯЦИЕЙ

Согласно ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1990а), пескольку экзистенциальный подход не диктует конкретного способа видения или отношения к реальности, он отлично подходит для тех людей, которые живут в рамках иной культуры или различаются по классовому, этническому или расовому признаку. Важным качеством этого подхода является гибкость по отношению к терапевтическому стилю. Эк-

зистенциальный терапевт готов изменять некоторые из своих утверждений, когда этого требует ситуация. Более того, он пытается освободить себя от предрассудков и предвзятости, насколько это возможно. Он уважает уникальность ситуации каждого клиента.

Те клиенты, которые готовы участвовать в работе группы, часто переживают психологическую боль, они стоят перед лицом кризиса и чувствуют беспомощность. Наряду со своей беспомощностью они чувствуют, что их жизнь выходит из-под контроля. Например, женщина, которая подверглась насилию со стороны своего мужа, может обвинять в этом себя и решить, что она должна принять все, каким бы тяжелым ни был ее путь. Она может быть не готова даже рассматривать возможность выхода из этих отношений, беспокоясь о том, что случится с ней и ее детьми. Если она попала в группу, она может избегать разговоров о муже и скрывать факты избиений, боясь, что у остальных может сложиться «неправильное» впечатление о нем. Это особенно верно, если она принадлежит к какому-либо меньшинству и находится в группе, большая часть которой имеет другую расовую, этническую или культурную принадлежность.

Если такая женщина способна встретиться со своими страхами и нежеланием говорить о муже и сложившейся ситуации, групповой опыт может стать той силой, которая поможет ей оценить возможные альтернативы и понять, какой будет цена ее ухода. В случаях, подобных этому, полезно исследовать систему ценностей клиента и помочь ему определить, хочет ли он, чтобы работали с ним или с его семьей. В конечном счете женщина должна решить, каким способом она может изменить сложившуюся ситуацию.

Если мы уделяем внимание тому, что наши клиенты говорят о своих желаниях, о том, чего они хотят, мы можем действовать в экзистенциальном контексте. Тогда наша задача состоит в том, чтобы исследовать условия того, что происходит в их жизни. Принятие экзистенциальной ориентации не означает, что мы проповедуем членам группы ценности самоосознания, выбора и ответственности, мы не проповедуем и другие ценности. Экзистенциальный подход частично имеет отношение к мультикультуральной ситуации, поскольку не подразумевает наличие каких-то конкретных ценностей и смыслов, скорее он исследует смыслы и ценности клиента.

Вонтресс (Vontress, 1996) отмечает, что мы все мультикультураль-ны в том смысле, что являемся продуктом воздействия многих культур. По ее мнению, экзистенциальное консультирование особенно полезно в работе с культурно разнообразной популяцией, поскольку основной акцент делается на универсальности, на сходстве, которое есть между нами. Она подчеркивает, что при обучении консультантов акцент следует делать прежде всего на сходстве, на общем, и лишь потом на различиях.

Одной из сильных сторон экзистенциального подхода в применении к группе с разнообразной культурной популяцией является то, что подчеркивается важность понимания тех ценностей и того взгляда на реальность, которого придерживается клиент, и при присвоении значения его жизненным переживаниям принимается его точка отсчета. Ибрагим (Ibrahim, 1985, 1991) подчеркивает важность понимания терапевтом своего собственного видения мира и мира клиента, как основу для эффективного кросскультурного консультирования. Она создала схему для понимания различных взглядов на мир, основанную на универсальных экзистенциальных категориях. Пять экзистенциальных категорий, имеющих отношение к человеческой природе, человеческим взаимоотношениям, отношению к природе, временной ориентации и ориентации на действие, и пять вопросов, которые представлены ниже:

1. Как можно охарактеризовать и определить человеческую природу? (Считаете ли вы ее изначально плохой? Хорошей или злой? Хорошей?)

2. Как вы можете определить человеческие взаимоотношения? (Они линейны или иерархичны, они параллельны или взаимны? Индивидуалистичны?)

3. Каково отношение человека к природе? (Он видит в ней гармонию? Хочет покорить или контролировать ее? Обрести власть над природой?)

4. В каком временном промежутке сконцентрирована жизнь человека? (В прошлом? Настоящем? Будущем?)

5. На какую модальность ориентирована человеческая активность? (Делается акцент на бытии? Бытии в становлении? Свершении?)

Эта модель может использоваться экзистенциально ориентированным групповым консультантом, чтобы сформировать в себе уважение к тем разнообразным элементам, которые составляют философию жизни его клиента. Понимая различия в мировоззрении, практик ставит себя в позицию взаимосогласованных целей с клиентом, что обеспечивает правильное движение в направлении изменений.

Некоторые клиенты просто убеждены, что у них нет выбора или что это главным образом предрассудки среднего класса. Даже если они имеют некоторую свободу, социальные факторы (такие, как расизм, дискриминация и отсутствие возможностей) сводят на нет их возможность выбора. Многие клиенты мотивированы, прежде всего, потребностью в безопасности и выживании и могут искать помощи с целью удовлетворения именно этих базовых потребностей. Они хотят узнать, как им лучше заботиться о своих детях, как приспособиться к проблемам с жильем или как эффективно справляться с безработицей. Если вы просто скажете клиенту, что он имеет выбор и может выбирать себе жизнь, то ваши действия скорее всего вызовут отрицательную реакцию. Преждевременные уверения в том, что мы свободны придавать смысл ситуации, в которой оказались, выглядят в данном случае как избитый штамп. Реальной сложностью групповой работы является то, что, прежде чем испечь хлеб, нужно помолоть зерно, и консультант должен быть готов к этому. Он должен выбирать такие методы воздействия, которые помогут его клиенту предпринять хоть какие-то действия, даже если это будет лишь крохотный шажок в сторону изменений.

Групповой консультант может одновременно работать над изменением ситуации, которая делает несомненный вклад в проблемы клиента. «Психотерапия как свобода» Иви (Ivey, 1995) выходит за пределы простого анализа взаимоотношений между консультантом и членами группы и отношений внутри группы. Она предлагает людям исследовать свой социальный контекст. Этот социальный контекст может включать в себя то, какой вклад в проблему внесли расистские действия в обществе. Иви заключает, что одним из главных недостатков традиционной терапии является ее провал в том, чтобы помочь клиенту понять свою историю, свой контекст. Несмотря на то что это только начало, недостаточно, чтобы члены группы просто поняли, что они стали жертвами чьего-то воздействия. Выходя за пределы этого осознания, члены группы могут получить большую пользу от работы с источниками, превращающими их в жертву, которые зачастую являются внешними стрессогенными факторами.

 

Контактная информация Общество экзистенциального анализа (Society for Existential Analysis) — это профессиональная организация, занимающаяся исследованием трудностей, возникающих при применении экзистенциального/феноменологического подхода в консультировании и терапии. Членство доступно любому человеку, заинтересованному в этом подходе, и включает в себя студентов, тренеров, психотерапевтов, философов, психиатров, консультантов и психологов. Члены общества регулярно получают информационные письма и ежегодный экземпляр «Журнала общества экзистенциального анализа». Общество публикует перечень экзистенциально-ориентированных психотерапевтов. Школа психотерапии и консультирования в лондонском колледже предлагает получить диплом по экзистенциальной терапии, равно как и пройти краткие курсы. Для получения дополнительной информации обратитесь по адресу:

Society for Existential Analysis

School of Psychotherapy and Counseling

Regent's College

Inner Circle, Regent's Park

London, England NW1 4NS

Если вы хотите узнать больше об экзистенциальном подходе к группам, запишитесь на хорошие философские курсы по экзистенциализму. Это поможет вам получить представление о глубинных теоретических концептах, которые кратко описаны в этой главе. Я также предлагаю прочитать хорошую антологию экзистенциальных авторов, таких как Окландер (Oaklander, 1992) или Рэймонд (Raymond, 1991). Еще ряд книг представлен в разделе с рекомендациями для дальнейшего чтения, они предлагают полезный материал, который можно применить к практике групповой работы. Они включают в себя работы Ялома (Yalom, 1980), ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1988) и Бьюдженталь (Bugental, 1987).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: