Применение поведенческой терапии в работе с мульти-

КУЛЬТУРАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИЕЙ

Поведенческая групповая терапия имеет несколько очевидных преимуществ в работе с мультикультуральной популяцией. Поскольку поведенческие группы не делают акцент на переживании и выражении интенсивных чувств, клиенты, которые расценивают катарсис как неприятный опыт, поймут, что от них не ожидают выражения подобных эмоций.

Поведенческие группы краткосрочны и высоко структурированы, поэтому клиенты получают отличный шанс узнать, что они могут получить, если согласятся на участие в них. Практики обычно проводят некоторое время, подготавливая членов группы к участию в групповом опыте. Групповой процесс не мистифицируется, а наоборот, руководствуется четко определенными нормами и предельно ясен.

Другие факторы, которые вносят вклад в высокую полезность поведенческого подхода в групповой работе, включают в себя его точность, ориентацию на задачу, акцент на объективности, сосредоточенность на сознании и поведении, ориентацию на действия, озабоченность настоящим, а не прошлым, акцент на краткосрочных воздействиях и ориентацию на решение проблем. Клиенты осваивают копинг-стра-тегии и обучаются техникам выживания.

Внимание, которое уделяется переносу того, чему члены группы научились в ходе терапии, а также принципов и стратегий, необходимых для закрепления новых форм поведения в повседневной жизни, очень существенно. Поскольку поведенческая терапия подходит к краткосрочному групповому формату, она применима к разрешению разнообразных практических проблем, с которыми сталкивается конкретная популяция клиентов. И временная рамка позволяет сразу приступить к разрешению текущих проблем, с которыми клиенты пришли в терапию. Сильной стороной поведенческого воздействия на группу является акцент на обучении и превентивных мерах.

Для группового консультанта важно помочь своим клиентам принять последствия применения ряда навыков в условиях конкретного мультикультурального контекста. Фукуяма и Колеман (Fukuyama & Coleman, 1992) описывают азиатские культурные нормы, которые могут повлиять на уровень уверенности в себе, поскольку предполагают зависимость от авторитета, межличностную гармонию, страх публичного стыда и так далее. Китайская культура ставит на первое место подчинение традиции, поэтому уверенное и самостоятельное поведение может привести к некоторым проблемам. Индивиды, которые выросли в традиционной китайской семье, не обладали основой для выработки уверенности и твердости, а также не освоили навыки принятия решений. В этой культуре только родители и старшие по возрасту наделяются силой принятия решений, а от ребенка ожидают подчинения и уважения. Совершенно очевидно, что группы тренинга уверенности в себе нужно организовывать с учетом норм и ценностей будущих клиентов. Групповой консультант должен осознавать, какие культурные ценности могут повлиять на поведение клиентов, и должен помочь этим клиентам понять преимущества и недостатки развития уверенных форм поведения, чтобы они смогли самостоятельно принять решение. Члены группы могут научиться использовать то, что они уже имеют, чтобы обрести новое преимущество. Особенно важно, чтобы членам группы давали возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они столкнулись, применяя новые формы поведения и позиции дома и на работе.

Хотя тренинг уверенности в себе предназначен для того, чтобы увеличить силу участников группы и вдохновить их, он подвергается критике со стороны феминистских групп. Тренинг уверенности в себе рассматривается некоторыми авторами с оптимизмом, поскольку он предлагает женщине освоить ряд средств, которые помогут выражать себя более полно. Эннс (Enns, 1993) комментирует это так, что женщина переживает фрустрацию, когда пытается адаптироваться к новой роли, и встречается с сопротивлением, или на нее навешивают негативные ярлыки. Это показывает, что вслед за социальными изменениями не всегда следуют индивидуальные изменения. Эннс цитирует исследования, предполагающие, что традиционная мужская модель психического и физического здоровья повлияла на культуру в такой степени, что женщина может получить совсем немного преимуществ, если освоит поведенческую экспрессивность. Несмотря на то что тренинг уверенности в себе может быть достаточно важным с точки зрения придания женщине новых сил, тренинг должен включать в себя социокультурные и поведенческие измерения, если надеется быть эффективным. Простого развития навыков недостаточно для людей, которые обладают статусом меньшинства. Даже если они преуспеют в достижении значимых изменений, они скорее всего столкнутся с фрустрацией и не/приятием, если социальные и культурные условия останутся теми же.

Наконец, еще одна потенциальная проблема касается групповых практиков, которые считают, что их позиция является наилучшей для правильного определения направления движения группы в целом. Если их цели не соотносятся с культурными ценностями членов группы, маловероятно, что клиенты получат пользу от участия в групповом процессе. Поведенческий подход зачастую инструментален в помощи этническим меньшинствам по достижению тех изменений, к которым они стремятся. Но существует возможность того, что они почувствуют, что ими манипулируют, чтобы изменить в том направлении, которое определил терапевт. Это случится, если он не будет честным в вынесении на группу и поддержании правила самостоятельного принятия решений членами группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: