Самооценка и обучение самопринятию

Согласно Эллису (Ellis, 1994, 1996; Ellis & Harper, 1997), мы обладаем сильным стремлением не только оценивать наше поведение как «хорошее» и «плохое», «достойное» и «недостойное», но также оцени-, вать себя как личность. Он утверждает, что люди могут принимать себя или считать себя заслуживающими внимания только потому, что они существуют. Им нет необходимости доказывать свое достоинство через любовь и принятие со стороны других людей.

Процесс оценивания себя является одним из главных источников эмоциональных расстройств. Следовательно, групповой консультант, работающий в рамках РЭПТ, обучает членов группы тому, как отделять оценку своего поведения от оценки себя как личности в целом (еѐ сути) и как принимать себя, несмотря на свое несовершенство.

Пример негативной самооценки таков: «Я не смог сделать что-то, значит, я неудачник».

                                                                                   '

Эллис утверждает, что этот тип самооценки неизбежно приводит к ряду проблем, среди которых чрезмерная центрированность на себе, низкий уровень самоуважения, стремление подавлять себя и других, чувство «чего бы я ни достиг, этого будет недостаточно», попытки манипулировать другими, саботирование собственных целей. Если человек способен оценить себя честно и точно, не оценивая себя как личность, он будет переживать минимальный уровень расстройств и сможет получать максимальное удовольствие от жизни (Ellis, 1994,, 1996; Ellis & Dryden, 1997).

Противоположностью оцениванию является самопринятие, которое с точки зрения РЭПТ является более предпочтительным. Эллис (Ellis, 1993) определяет несколько путей реалистичного самопринятия.

• Принятие того факта, что изменения являются результатом напряженной работы и постоянной практики.

• Нужно спокойно принимать то, что мы не можем изменить.

• Мы должны принять факт своего несовершенства.

• Не стоит проклинать себя и других.

ЦЕЛИ РЭПТ-ГРУПП

Целью РЭПТ-групп является обучение клиентов тому, как изменить дисфункциональные эмоции и поведение на здоровые и приспособиться к почти неизбежным событиям, которые случаются в нашей жизни (Wessler, 1986). В идеале РЭПТ развивает следующие характеристики психически и эмоционально здорового индивида: интерес к себе, социальный интерес, способность к самоуправлению, толерантность, принятие неоднозначного и неопределенного, гибкость, научное мышление, способность к принятию риска, самопринятие, гедонизм (в его лучшем проявлении), смелость быть несовершенным, ответственность за собственное эмоциональное расстройство (Ellis, 1987а, 1994, 1996).

Целью РЭПТ является обеспечение членов группы средствами, необходимыми для того, чтобы избавляться от нездоровых эмоций (таких, как депрессия и тревога), чтобы они смогли жить более богатой и насыщенной жизнью. Чтобы достигнуть этого, РЭПТ предлагает клиентам конкретные способы определения глубинных ошибочных установок и убеждений, их критической оценки и смены на конструктивные убеждения.

Члены групп узнают о том, что ответственны за свои эмоциональные реакции. Они избавляются от эмоционального расстройства, уделяя внимание самовербализации и изменяя свои убеждения и ценности. Если они примутновую, более реалистичную философию жизни, они смогут эффективно справляться с большинством неприятных событий своей жизни. Хотя терапевтические цели РЭПТ в целом одинаковы как для индивидуальной, так и для групповой терапии, существует два различия в конкретных методах и техниках, которые применяются в Этих случаях. Они будут рассмотрены ниже.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: